 |
От
чего зависят различия в зарплате россиян |
Над темой номера работали:
|
 |
 |
 |
Лидия
БЕЛОКОННАЯ
|
Владимир
ГИМПЕЛЬСОН
|
Татьяна
ГОРБАЧЕВА
|
|
 |
 |
Ольга
ЖИХАРЕВА
|
Ростислав
КАПЕЛЮШНИКОВ
|
Анна
ЛУКЬЯНОВА
|
|
Выгодно ли иметь диплом о высшем образовании?
Для выполнения более квалифицированной работы, как правило,
требуется относительно "больше" формального образования.
Из рис. 13 хорошо видно, что по мере продвижения от первой профессиональной
группы к девятой, модальные значения в распределении работников
по уровню образования смещаются вправо. Однако многие профессии
требуют также специфических навыков, которые приобретаются в ходе
трудовой деятельности непосредственно на рабочих местах, а не в
стенах учебных заведений. В таких случаях высокое положение по шкале
профессий может сочетаться с достаточно низким уровнем формальной
подготовки. Возможна и обратная ситуация, когда уровень полученного
образования избыточен для работы по данной специальности. Примером
может служить наличие высшего образования у тех, кто занят относительно
простыми видами трудовой деятельности.

Рисунок 13. Образовательная структура профессионально-квалификационных
групп, %
Из рис. 13 следует, что самый высокий уровень образования
наблюдается среди специалистов высшего уровня квалификации, где
доля обладателей вузовских дипломов приближается к 75%. Все работники,
имеющие третичное образование (высшее, неполное высшее и среднее
специальное), составляют 96% от численности этой группы. Напротив,
среди неквалифицированных рабочих свыше 60% имеют образование не
выше основного общего. Впрочем, и в этой группе встречаются обладатели
высшего (4,1%) и среднего специального образования (22,1%).
Естественно ожидать, что заработная плата будет снижаться
по мере продвижения от подгруппы руководителей с высшим образованием
к подгруппе неквалифицированных работников с основным общим образованием.
"Наивысшая" и "наинизшая" точки совместного
распределения работников по профессиям и образованию соответствуют
этому правилу. Разница в заработках между этими крайними группами
достигает примерно 5,4 раза. Однако связь эта в целом оказывается
нелинейной, хотя высшее образование обещает заметный выигрыш вне
зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.
Рис. 14 показывает вариацию в средней зарплате по укрупненным
профессиям в зависимости от достигнутого уровня образования. Руководители,
как правило, существенно опережают другие профессиональные группы
с аналогичными уровнями образования. Специалисты высшего уровня
квалификации находятся в середине распределения по заработной плате
внутри всех образовательных групп. При любом уровне образования
они уступают не только руководителям, но и рабочим высокой и средней
квалификации. Заработки специалистов средней квалификации лежат
еще ниже при всех возможных уровнях образования. Еще ниже расположены
профили заработков служащих, занятых подготовкой информации, а также
работников сферы обслуживания. Наконец, кривая заработков неквалифицированных
рабочих лежит ниже всех. Все кривые идут вниз по мере снижения уровня
образования, однако угол такого наклона меньше в группах с относительно
более низкой квалификацией.

Рисунок 14. Профили заработков в зависимости от образования
по профессиональным группам
Каковы масштабы "премирования" образования
в разных профессиональных группах? Представление об этом (в виде
отклонения заработной платы обладателей данного уровня образования
внутри профессиональной группы от средней для этой профессиональной
группе) дают рис. 15 и 16. Основной вывод из них следующий: высшее
образование значительно увеличивает заработки независимо от того,
где человек трудится, и это характерно как для мужчин, так и для
женщин. При снижении уровня образования внутри профессиональных
групп "премия" переходит в "штраф", который
последовательно возрастает по величине.

Рисунок 15. "Премия" на образование по профессиональным
группам, мужчины, % (средняя заработная плата в соответствующих
профессиональных группах для всех уровней образования =100%)

Рисунок 16. "Премия" на образование по профессиональным
группам, женщины, % (средняя заработная плата в соответствующих
профессиональных группах для всех уровней образования =100%)
По-видимому, высшее образование поднимает производительность
даже в тех случаях, когда оно не является императивом с точки зрения
узкопроизводственных профессиональных требований. Так, наибольший
размер "премии" наблюдается у женщин-служащих, занятых
подготовкой информации, а также у женщин-работников сферы обслуживания,
ЖКХ и торговли (30,4% и 42,8%, соответственно). Даже у женщин-неквалифицированных
рабочих высшее образование добавляет к зарплате 26,5% по отношению
к средней в этой профессиональной группе.
У мужчин максимальная "премия" на высшее образование
достается специалистам средней квалификации (23,3%) и рабочим средней
и низкой квалификации (16,6% и 17,7%). На этом фоне может показаться
удивительным относительно малый размер этой "премии" у
руководителей (9,4%) и у специалистов высшего уровня квалификации
(всего 3,7%). Здесь возможны два объяснения. Во-первых, подавляющее
большинство представителей этих двух групп в выборке имеют высшее
образование, что сильно влияет на формирование средних величин.
Во-вторых, среди специалистов высшего уровня квалификации очень
велик удельный вес занятых в бюджетном секторе, оплата которых существенно
занижена относительно сопоставимых работников коммерческого сектора8.
Основной вывод из представленного анализа данных состоит
в том, что иметь высшее образование выгодно: оно дает значительную
отдачу независимо от того, где и кем человек работает, а его отсутствие
влечет за собой существенный штраф. Такое сочетание "кнута"
и "пряника" является сильным стимулятором индивидуальных
инвестиций в высшее образование и во многом объясняет наблюдаемое
сейчас почти поголовное стремление российской молодежи в ВУЗы.
8 - В. Гимпельсон и А. Лукьянова, "О бедном
бюджетнике замолвите слово…: межсекторные различия в заработной
плате", Вопросы экономики, No.6, 2006; В. Гимпельсон и А. Лукьянова,
"Быть бюджетником в России: удачный выбор или несчастная судьба?",
Экономический журнал ВШЭ, 2006, No.4.
|