|
|
От
чего зависят различия в зарплате россиян |
Над темой номера работали:
|
|
|
|
Лидия
БЕЛОКОННАЯ
|
Владимир
ГИМПЕЛЬСОН
|
Татьяна
ГОРБАЧЕВА
|
|
|
|
Ольга
ЖИХАРЕВА
|
Ростислав
КАПЕЛЮШНИКОВ
|
Анна
ЛУКЬЯНОВА
|
|
Российская профессиональная структура труда и его оплаты
нуждается в совершенствовании
Профессия, отражая уровень и тип квалификации, во многом
определяет производительность труда работника, а потому и его уровень
заработной платы. При этом влияние профессии на заработную плату
сочетает в себе как прямые, так и косвенные эффекты, опосредующие
влияние прочих факторов. В настоящей статье мы попытались взглянуть
на механизм формирования заработной платы через призму профессий,
используя для этого новые уникальные статистические данные.
Эти данные подтверждают вывод о сильной "скошенности"
профессиональной структуры занятости в России. Несмотря на произошедшие
за последние 15 лет драматические сдвиги, она по-прежнему во многом
отражает особенности индустриального развития в советский период.
Представительство специалистов высшей квалификации и неквалифицированных
рабочих в составе занятых сильно завышено, тогда как представительство
служащих, занятых обработкой информации, и высококвалифицированных
рабочих занижено по сравнению с развитыми постиндустриальными экономиками.
Наш анализ показывает, что заработная плата сильно дифференцирована
в зависимости от уровня квалификации и занимаемой позиции. Полученные
эконометрические оценки дают высокие и устойчивые значения отдачи
на профессии и образование во всех группах, независимо от используемой
спецификации.
Имеющиеся данные подтверждают наличие связи между профессиональным
статусом работников и уровнем их заработков, хотя эта связь в первом
приближении кажется нелинейной и U-образной. Однако когда мы контролируем
наблюдаемые индивидуальные характеристики работников, то она становится
намного более прямой и в этом смысле - более "правильной".
Работники сферы обслуживания зарабатывают примерно на четверть больше,
а рабочие с высокой и средней квалификацией на две трети больше,
чем неквалифицированные рабочие. Заработки конторских служащих хотя
и ниже, чем у квалифицированных рабочих, но и у них профессиональная
"премия" (по отношению к группе сравнения) достигает почти
1,5 раз. У специалистов среднего уровня квалификации эта "премия"
приближается к 80%, а у специалистов высшего уровня квалификации
она еще выше. Наконец, руководители, при прочих равных условиях,
находятся в сильном отрыве от всех остальных, зарабатывая примерно
в 2,3 раза больше, чем неквалифицированные рабочие.
И все же характер межгрупповых разрывов оставляет впечатление
известной деформированности профессиональной структуры оплаты труда.
Так, специалисты высшего и среднего уровня квалификации оплачиваются
не намного лучше рабочих (исключая неквалифицированных), а рабочие
средней квалификации зарабатывают больше, чем рабочие высокой квалификации.
В результате оказывается, что представители многих "синеворотничковых"
профессий занимают на рынке труда намного более прочное положение,
чем представители "беловоротничковых" профессий. В той
мере, в какой заработная плата отражает структуру спроса на труд,
можно говорить о том, что российские предприятия предъявляют повышенный
спрос именно на рабочих средней квалификации (операторов, аппаратчиков,
машинистов).
Уникальная черта российской системы формирования заработной
платы - поразительно низкая "премия" на возраст и стаж.
Активный рост заработков прекращается к 30-35 годам, а опытные работники
зрелого возраста зарабатывают не намного больше, чем "новички",
лишь недавно вступившие на рынок труда. Такую "сплющенность"
профилей заработков по возрасту естественно связать с произошедшим
в 1990-е годы массовым обесценением знаний и навыков, накопленных
старшими поколениями работников при прежней экономической системе.
В то же время нельзя не отметить, что у профессиональных групп с
более высокой квалификацией "премия" на возраст и стаж
оказывается выше, чем у менее квалифицированных. Если неквалифицированные
рабочие практически сразу же после вступления на рынок труда начинают
получать достаточно высокие (по меркам своей группы) заработки,
то руководителям, специалистам, квалифицированным рабочим для этого
требуется несколько десятилетий.
Все расчеты свидетельствуют о том, что образование является
крайне "выгодным" активом, который работники "приносят"
с собой (или приобретают), выходя на рынок труда. Если другие исследования
показывают, что более высокий уровень образования является наилучшей
формой защиты от безработицы10, то
данная работа представляет убедительные свидетельства того, что
оно еще и материально крайне выгодно, обещая значительный выигрыш
его обладателям. Приобретение более высокого уровня образования
позволяет женщинам сокращать отставание в заработной плате от мужчин.
Максимальный гендерный разрыв снижается вдвое при переходе от группы
работников, получивших лишь начальную профессиональную подготовку,
к группе работников, имеющих высшее и неполное высшее образование.
Высшее образование обеспечивает более высокую профессиональную
"премию" во всех без исключения группах независимо от
того, какую работу выполняет работник. Однако вклад образования
в производительность выше тогда, когда это образование максимально
востребовано. Поэтому чем меньше несоответствие между уровнем полученного
образования и уровнем требуемой на данном рабочем месте квалификации,
тем больше размер "премии", а максимальной она оказывается
в профессиональных группах с самой высокой квалификацией.
Высокая отдача на образование, проявляющаяся во всех спецификациях,
формирует у россиян сильные стимулы к получению третичного - прежде
всего, высшего - образования. Этим в значительной мере объясняется
непрерывно растущий спрос на высшее образование со стороны населения
и резкое увеличение доли студентов в соответствующей возрастной
когорте. Неудивительно, что рост спроса на вузовские дипломы стимулирует
расширение предложения высшего образования, сопровождающееся снижением
его предельного качества. При тех наблюдаемых экономических преимуществах,
которые обещает наличие высшего образования его обладателям, было
бы наивно рассчитывать на то, что молодые люди добровольно изменят
свои приоритеты в пользу начального или среднего профессионального
образования, которые окупаются гораздо хуже. Эта тенденция - рост
рыночной "ценности" продвинутого общего третичного образования
по сравнению с узкоспециализированным профессиональным - характерна
для всех развитых стран мира и, по-видимому, будет и далее усиливаться.
Россия в этом не исключение. Другое дело, что превращение в страну
поголовного обладания соответствующими дипломами в итоге неизбежно
приведет к снижению экономической отдачи и потребует значительного
усиления дифференциации внутри системы образования с точки зрения
качества обучения.
10 - Капелюшников Р.И. Образовательный потенциал
и его связь с характеристиками рынка труда: российский опыт. //
WP3/2006/03. - М: ГУ ВШЭ, 2006.
|