Rambler's Top100

№ 265 - 266
13 - 26 ноября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ-Деньги» об алкогольных отравлениях и поддельной водке
«The Washington Times» о проблеме алкогольной смертности в России
«Парламентская газета» и «Коммерсантъ-Деньги» о госмонополии на алкоголь
«SmartMoney» об алкогольной смертности и алкогольных суррогатах
«Время новостей» о мнениях россиян по проблеме отравлений алкоголем
«Коммерсантъ-Деньги» о проблемах медицинского страхования в России
«Итоги» о проблемах и перспективах российского здравоохранения
«Российская газета» о демографических проблемах России
«Трибуна» о браке и семье в России
«Коммерсант» о возможности воздействовать на рождаемость материальными стимулами
«Бизнес» и «Время новостей» о налоговых вычетах на детей
«Трибуна» о репродуктивных установках россиян и ожиданиях государственного патернализма в этом вопросе
«Невское время» о тех, кто первый ударил в «демографический набат»
«Независимая газета-Наука» о глобальных демографических процессах глазами Никитского Клуба
«Frankfurter Allgemeine» о старении населения Германии
«Зеркало недели» о демографической политике во Франции
«Российская Бизнес-газета» о грядущем дефиците трудовых ресурсов

«Российская газета» о миграционной политике глазами Лужкова
«Московская промышленная газета» о нехватке кадров в Москве
«Санкт-Петербургский курьер» о миграции и рынке труда Санкт-Петербурга
«Российская газета» об ужесточении за найм нелегальных мигрантов
«Коммерсантъ» о квотах для гастарбайтеров на 2007 год
«Киевские ведомости» о миграции и миграционной политике на Украине
«Время новостей» и «Московские новости» о местных и неместных на рынках
«Время новостей» о мусульманах в Германии
«Время новостей» и «Тайный советник» о ксенофобии в России
«Комсомольская правда» о производительности труда, зарплатах и миграции
«Время новостей» о генеральных планах развития Москвы
«Известия» об эксперименте по расселению «неэффективных» поселений
«Новые известия» о внутренней миграции в России
«Время новостей» о российских профсоюзах глазами Путина
«Российская газета» о минимальной зарплате и трудовых книжках
«Российская бизнес-газета» о богатых и бедных в мире
«Independent» о нехватке воды в мире
«The Guardian» о причинах некомплекта британской армии

… о возможности воздействовать на рождаемость материальными стимулами

Дети и деньги

Нельзя уповать лишь на материальные стимулы повышения рождаемости

Проблема повышения рождаемости сегодня занимает центральное место в демографической политике. В отличие от других демографических факторов – смертности и миграции, государственные приоритеты в сфере рождаемости приняли очерченную форму целой программы. Однако потенциальный эффект этой программы не очевиден и зависит от целого ряда вопросов.
Считается, что репродуктивное поведение населения регулируется социальной нормой "идеального" числа детей в семье, которую разделяет большинство населения. Как и любая другая, эта социальная норма изменяется на протяжении истории. На практике в развитых странах доминирует идеальная модель двухдетной семьи (мальчик и девочка), что подтверждают многочисленные опросы общественного мнения. В странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию, социальная норма относительно двухдетной семьи формулируется следующим образом: "не менее одного ребенка, но и не более двух". Это выражается в очень маленькой доле никогда не рожавших женщин и одновременно – в ограниченном числе женщин с тремя и более детьми. В России 70-80% женщин родили одного-двух детей.
В сущности, мы сегодня стоим перед вопросом, в чем главные причины низкой рождаемости в России – в изменении социальных ценностей, в том числе желаемого числа детей, или же в существовании барьеров, которые не позволяют людям реализовать их репродуктивные планы? Ответ на него позволяет дать исследование, проведенное Независимым институтом социальной политики и охватившее более 11 200 респондентов.
На репродуктивное поведение женщин в последние годы значимо влияет целый ряд социально-экономических факторов. Важен тип поселения: прирост рождаемости в городе был выше, чем на селе, хотя абсолютное число рождений на одну женщину на селе по-прежнему выше. Одинаково значимы оказались не только зарегистрированный брак, но и наличие партнера в домохозяйстве. Важен трудовой статус партнера: его занятость увеличивает вероятность рождений. Низкая обеспеченность жильем является ярко выраженным барьером для роста рождаемости. Хотя явного влияния на рождаемость за последние три года фактор образования не демонстрирует, все же у женщин с высшим образованием заметны сильные отличия в сторону более поздних рождений и меньшего числа детей.
При этом для общих репродуктивных намерений более весомыми оказываются факторы наличия высшего или начального профессионального образования, в то время как для намерений на ближайшие три года – величина доходов. Общие намерения в большей степени отражают социальные нормы детности, поэтому сильнее зависят от социальных факторов (образование и религия). А намерения завести ребенка в ближайшие три года, напротив, ориентируются на конкретную ситуацию в настоящем: наличие партнера, факт регистрации брака, доходы домохозяйства. При переходе от общих намерений к намерениям в краткосрочной перспективе усиливается эффект экономических факторов и ослабляется эффект социальных факторов.
Первый и принципиально важный вывод, который можно в результате сделать,– потенциал для повышения рождаемости в современной России есть. Даже при предположении, что все респондентки, которые хотят в будущем иметь детей, смогут родить лишь по одному ребенку, рождаемость в ближайшие три года может возрасти с 1,2 до 1,5 ребенка на одну женщину.
Вопрос в том, где именно кроется этот потенциал?

Образованные и состоятельные
Выясняется, что он неодинаков в различных социальных группах, различающихся по уровню материального благосостояния и образования. В семьях малообеспеченных, где много женщин без высшего образования, число уже имеющихся детей относительно высоко, зато репродуктивные намерения ниже. И наоборот, в высокодоходных группах, где значительное число женщин с высшим образованием, уровень рождаемости значительно ниже. Однако принципиально важно, что эти женщины испытывают острую неудовлетворенность тем, что у них мало детей.
Вывод состоит в том, что нельзя уповать лишь на материальные меры стимулирования роста рождаемости. Среди реально влияющих факторов не менее важную роль играют социальные, порой никак не связанные с ростом достатка. Это прежде всего – начавшаяся трансформация семейных отношений, уровень образования, установки и ценности, традиции и пр.
В частности, изменения в семейных отношениях и начало перехода от традиционного института официального брака к партнерскому союзу, характерному для многих стран Западной Европы, наблюдается и в России. Такой переход не случаен, а отражает долговременные тенденции. Если семейная политика будет ориентироваться лишь на официально зарегистрированные браки, то из сферы ее воздействия выпадут значительные группы населения, обладающие потенциалом роста рождаемости. Особенно это опасно в отношении молодежи, которая чаще предпочитает браку неформальный партнерский союз.
Сегодня высшее и среднее профессиональное образование стало массовым. Женщины этих образовательных групп составляют значительный сегмент на российском рынке труда. Самые образованные женщины представляют и наиболее обеспеченные доходные группы населения. Проблема, которая встает перед ними, состоит не столько в материальных факторах, сколько в шансах разрешить конфликт между занятостью на рынке труда и воспитанием детей. Проблема многократно обостряется, если речь идет о втором и третьем ребенке. А это уже принципиально иные вызовы социальной политике, нежели размер пособия.
В первую очередь это вызов трудовому законодательству. Оно должно не бороться, а способствовать развитию нетрадиционных форм занятости – неполной, сезонной, даже дистанционной. Сегодняшний Трудовой кодекс недружественен этим формам. Он по-прежнему ориентирован на работника, стоящего у конвейера полный рабочий день.
Второй вызов – это рынок социальных услуг по уходу за детьми. Он не сводится к количеству детских садов. Этот рынок должен быть значительно более диверсифицированным. У современной матери, особенно с высоким уровнем образования и относительно высокой обеспеченностью, требования к качеству и набору таких услуг гораздо выше. Это принципиально новый и широкий круг как институциональных (развивающие центры, кружки, группы и пр.), так и частных услуг (няни, беби-ситтеры, гувернеры и пр.). Сегодня этот рынок практически не развит, а если существует, то в серо-теневом секторе.
Если рост рождаемости не будет сопровождаться изменениями в трудовых отношениях, внедрением гибких форм занятости для женщин, развитием рынка социальных услуг по воспитанию и образованию детей, то либо потенциал рождаемости у этих групп не будет реализован, либо женщины значительно сократят свое участие в трудовой деятельности, что будет усугублять негативные тенденции на российском рынке труда в свете дефицита трудовых ресурсов. Решая одну демографическую проблему, можно серьезно усугубить другую.

Татьяна МАЛЕВА, директор Независимого института социальной политики
«Коммерсант»,16 ноября 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.