|
|
Бедность пенсионеров
|
|
Над темой номера работала Оксана СИНЯВСКАЯ
|
Кому достаются социальная помощь и льготы?
В советское время доступ к привилегиям разного рода,
бесплатным услугам или услугам более высокого качества выступал
значимым источником неденежных доходов семей и важным фактором их
стратификации. В 1990-е годы роль таких нетоварных форм перераспределения,
как социальные льготы, была даже усилена, акцент в их предоставлении
сместился от задачи вознаграждения людей, имеющих определенные заслуги
перед государством (ветераны труда), в пользу задачи компенсации
потерь, связанных с резким падением реальных доходов населения.
В результате социальные льготы – это крупнейшая социальная программа,
адресованная, прежде всего, пенсионерам (рис. 9). Поскольку предоставление
льгот увязано с трудовой деятельностью человека или его инвалидностью,
не удивительно, что чаще других льготы имеют домохозяйства неработающих
пенсионеров, большинство которых – пенсионеры по старости в пенсионных
возрастах, и семьи пенсионеров по инвалидности; а наименьший охват
льготами – у домохозяйств с пенсионерами по потере кормильца.
Рисунок 9. Охват льготами бедных и небедных домохозяйств
различного типа, % числа домохозяйств соответствующей группы
Как видим, предоставление льгот не связано с материальным
положением их получателей, напротив, независимо от типа домохозяйства
и охват льготами, и их расчетная стоимость выше в небедных домохозяйствах17.
Более того, наименьший охват льготами наблюдается в бедных домохозяйствах
с низкой жилищной и имущественной обеспеченностью. Наибольшее же
количество льготополучателей, льгот и видов льгот приходится на
домохозяйства пенсионеров пенсионного возраста, которые, как было
показано выше, характеризуются наименьшими рисками попадания в бедность
и наименьшей глубиной бедности.
В отличие от льгот, пособия чаще попадают в те домохозяйства
с пенсионерами, которые относятся к бедным. Предоставление пособий
связано, прежде всего, с рождением детей и уходом за ними. Поэтому
основными получателями пособий выступают домохозяйства без пенсионеров,
а среди домохозяйств с пенсионерами – те из них, в состав которых
входят социальные пенсионеры (дети-инвалиды, сироты) и пенсионеры
по случаю потери кормильца.
Социальную помощь и обслуживание от органов социальной
защиты также чаще получают бедные домохозяйства, хотя здесь разрыв
между бедными и не бедными в уровне охвата не настолько заметен,
как при получении пособий. Наибольший охват социальной помощью,
в том числе предоставляемой органами социальной защиты, наблюдается
в смешанных домохозяйствах не пенсионеров и пенсионеров, получающих
социальные пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению
по старости, инвалидности или потере кормильца. Однако количество
видов этой помощи выше в небедных домохозяйствах.
Важным инструментом повышения уровня жизни пенсионеров
в рыночной экономике выступают частные личные пенсии или пенсии
предприятий. В России эти программы остаются практически не развитыми:
число получателей пенсий из негосударственных пенсионных фондов
по состоянию на 1 января 2005 года составило 500,6 тысячи человек,
или 1,3% от общего числа пенсионеров в государственной пенсионной
системе РФ. Тем не менее, существует определенный набор альтернативных
форм дополнительного пенсионного обеспечения, включая прибавки к
пенсии, выплачиваемые региональными администрациями, пенсии от предприятий,
которые развиваются в последние годы, или же индивидуальная пенсия
из негосударственного пенсионного фонда18.
По данным НОБУС, в 2003 году на долю первого источника пришлось
65,5% ответов, на долю второго – 25,0%, на долю третьего – 9,5%.
Общий охват дополнительным пенсионным обеспечением остается мизерным:
4,5% пенсионеров и 5,1% домохозяйств19.
Исключив пенсии, выплачиваемые из бюджетов региона и часто представляющие
собой надбавку к пенсиям неработающим и (или) наиболее бедным категориям
пенсионеров, получим 1,5%20
– это и есть показатель охвата дополнительным добровольным пенсионным
обеспечением. Средний размер дополнительной пенсии составляет, по
данным НОБУС, всего 567,2 рубля21,
или 29,6% от размера пенсии, выплачиваемой из Пенсионного фонда.
Иными словами, не только по охвату, но и по вкладу в величину индивидуальных
доходов пенсионеров роль дополнительного пенсионного обеспечения
маргинальна.
Дополнительные пенсии адресованы, прежде всего, лицам,
находящимся в пенсионных возрастах, – на них приходится 86,9% всех
получателей дополнительных пенсий. Поэтому не удивительно, что среди
пенсионеров по старости и по инвалидности охват дополнительным пенсионным
обеспечением приближается к 5,0%, тогда как среди получателей пенсий
по случаю потери кормильца и социальных он равен, соответственно,
2,0% и 2,4%. Гендерные и поселенческие различия, характерные для
государственного пенсионного обеспечения, в негосударственном выражены
еще сильнее: в уровне охвата – между городом и селом, в размере
пенсий – между мужчинами и женщинами.
Доступ к дополнительному пенсионному обеспечению имеют
в среднем члены 5,2% российских домохозяйств, причем среди домохозяйств
неработающих пенсионеров эта доля увеличивается до 11,3%. И по охвату
этой формой пенсионного обеспечения, и по размеру дополнительных
пенсий видно, что бедные домохозяйства действительно имеют явные
ограничения в доступе. Это подтверждается и при анализе доступа
к дополнительному пенсионному обеспечению у семей с получателями
разных видов государственных пенсий. Наибольший охват дополнительным
пенсионным обеспечением – у семей с пенсионерами по старости. Дополнительную
пенсию получает почти каждая пятая семья инвалидов и каждая десятая
семья пенсионеров с инвалидами. Напротив, имеющие наибольшие риски
бедности семьи с пенсионерами по случаю потери кормильца и социальными
пенсионерами в среднем в два раза реже получают дополнительные пенсии,
чем все пенсионеры. Это нормально, если понимать под дополнительным
пенсионным обеспечением только те его формы, которые так или иначе
связаны с трудовой деятельностью человека (индивидуальное и корпоративное
негосударственное пенсионное обеспечение), однако в условиях России
речь идет о надбавках к пенсиям, выплачиваемых из средств региональных
бюджетов. Анализ показывает, что адресованы они прежде всего небедным
домохозяйствам
17 Подробнее обсуждение
этого вопроса для всех домохозяйств см.: Доходы и социальные услуги:
неравенство, уязвимость, бедность / Рук. авт. колл. Л.Н. Овчарова.
Независимый институт социальной политики. М.: ГУ ВШЭ, 2005, с. 57-83.
18 В обследовании
вопрос о дополнительном пенсионном обеспечении был адресован только
пенсионерам, которые могли выбрать лишь один из предложенных вариантов.
19 По-видимому,
реальный охват дополнительным пенсионным обеспечением немного выше,
так как вполне возможно одновременное получение пенсии от предприятия
и администрации региона, однако принципиально картину это не меняет.
20 По данным Росстата,
в 2003 году пенсию из НПФ получали 1,1% общей численности пенсионеров,
состоящих на учете в системе Пенсионного фонда РФ [Социальное положение
и уровень жизни населения России – 2004: Стат. сб. / Росстат. М.,
2004, с. 236].
21 По данным Росстата,
в 2003 году среднемесячные выплаты на одного получателя пенсии из
НПФ составили 646 рублей [Социальное положение и уровень жизни населения
России – 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004, с. 236].
|