|
|
Бедность пенсионеров
|
|
Над темой номера работала Оксана СИНЯВСКАЯ
|
Бедны ли наши пенсионеры?1
По данным официальной статистики, на 1 января 2005 года
в России насчитывалось 38,2 млн. пенсионеров и 29,1 млн. человек
пенсионного возраста, что составляет, соответственно, 26,6% и 20,3%
от численности всего населения страны2.
Иными словами, порядка 24% пенсионеров имеют возраст ниже пенсионного3.
Примерно треть из них приходится на получателей досрочных трудовых
пенсий по старости, еще столько же – на получателей трудовых пенсий
по инвалидности и чуть менее трети – на социальных пенсионеров,
среди которых преобладают инвалиды, и пенсионеры по потере кормильца.
Понятно, что в целом пенсионеры не относятся к наиболее
обеспеченной части нашего общества, скорее, большинство из них рискует
оказаться в составе беднейшей части населения. Но достаточно ли
мы знаем о бедности пенсионеров – четверти населения страны?
Обычно при измерении бедности сопоставляют ресурсы
(доходы) человека или домохозяйства с некоторой абсолютной границей
бедности. В России для этих целей используют величину прожиточного
минимума, который ежеквартально рассчитывается для трех демографических
групп – детей, трудоспособного населения и лиц пенсионного возраста
- и устанавливается законодательством субъектов РФ. Кроме того,
для аналитических целей Росстат рассчитывает общероссийские величины
прожиточного минимума для тех же возрастных групп населения.
К сожалению, прожиточный минимум не учитывает ограничения
доступа домохозяйства к ряду жизненно важных ресурсов, таких, например,
как услуги здравоохранения и социального обслуживания, потребность
в которых у пенсионеров особенно высока. Предложение бесплатных
услуг в этих сферах в 1990-е годы заметно сократилось, а недоучет
ограничений в их потреблении искажает представления о бедности домохозяйств.
Не будучи бедными по показателю доходов, домохозяйства пенсионеров
могут, тем не менее, быть уязвимыми в доступе к социальным программам
и услугам, что влияет и на их субъективные оценки бедности.
Знаменитые таганрогские исследования, начатые еще в
конце 1960-х годов в ЦЭМИ АН СССР и продолженные затем в ИСЭПН РАН,
впервые привлекли внимание к катастрофически низкому уровню обеспечения
пожилых, который выступал ключевым фактором бедности советских семей4.
В то время именно домохозяйства неработающих пенсионеров составляли
основную категорию малообеспеченных семей без работников5.
В 1990-е годы, не став богаче, пенсионеры превратились
в относительно благополучную социальную группу, уступив лидирующие
позиции в составе бедных по доходному критерию домохозяйствам с
неработающими трудоспособными и детьми6.
Но в отличие от объективных оценок бедности по доходному критерию,
субъективные оценки материального положения у пенсионеров оказываются
заметно хуже, чем у трудоспособного населения7,
что, по-видимому, связано с более низкой удовлетворенностью жизнью
этой социальной группы, проблемой одиночества стариков8.
В результате в общественном сознании прочно утвердилось представление
о том, что российские пенсионеры – одна из беднейших социальных
групп, чье положение существенно ухудшилось по сравнению с советским
прошлым.
Каковы возможные причины расхождений в оценках бедности
пенсионеров, полученных по абсолютному и субъективному критериям?
Во-первых, негативные оценки изменения жизненного
уровня пенсионеров могут быть связаны с тем, что размеры пенсий
менее дифференцированы по сравнению с заработной платой, и, соответственно,
для существенной части населения выход на пенсию действительно влечет
сокращение величины гарантированного дохода. Кроме того, небольшие
различия в размерах пенсии тех, кто трудился всю жизнь, и тех, кто
мало или никогда не работал, порождают недовольство тем, как государство
вознаграждает тружеников9.
Во-вторых, в старости повышается спрос на социальные
программы и услуги, главным образом, – на услуги здравоохранения
и социальное обслуживание. Соответственно, на отсутствие или недостаток
бесплатных или дешевых услуг в этих сферах пожилые люди реагируют
острее. Как показывает исследование, проведенное под руководством
М.А. Можиной, «для многих пенсионеров признаком бедности являются
такие лишения, как невозможность обращения к платным врачам при
отсутствии бесплатной помощи специалистов, отсутствие денег на приобретение
жизненно важных лекарств, невозможность организовать без чрезмерных
долгов ритуальные обряды»10.
Эти лишения не входят в набор услуг, включаемых в величину прожиточного
минимума пенсионера. Ограничение бесплатного доступа к данным услугам
по сравнению с советским периодом также усиливает неудовлетворенность
стариков своим положением. В результате субъективная граница бедности,
сложившаяся в представлении населения, и ее абсолютная граница –
прожиточный минимум11
могут не совпадать, порождая разные трактовки понятия «бедность».
В исследовании, результаты которого обсуждаются в настоящей
статье, была предпринята попытка лучше понять проблему бедности
пенсионеров. Каковы для них риски попадания в число бедных? Для
получателей каких видов пенсий эти риски особенно велики? Какова
глубина их бедности? Как влияет на материальное положение пенсионеров
доступ к трудовым доходам? Различается ли их доступность различных
социальных программ и услуг для пенсионеров из бедных и небедных
домохозяйств? Доступ к каким из этих программ и услуг наиболее затруднен
для пенсионеров? Попытаемся ответить на все эти вопросы.
1 Подробнее см.:
О. Синявская. Российские пенсионеры: в чем их бедность и уязвимость?
Журнал СПЭРО, 2006, №4, с. 66-90. (http://spero.socpol.ru/docs/spero_no4.pdf)
В работе использованы данные Национального обследования благосостояния
и участия населения в социальных программах (НОБУС), проведенного
в апреле-мае 2003 г.
2 Данные обследования
НОБУС немного завышают долю пенсионеров, что, на наш взгляд, объясняется
присутствием в выборке «военных» пенсионеров, не учитываемых в статистике
Пенсионного фонда РФ.
3 По данным НОБУС,
в трудоспособном возрасте находится 21,6%, а моложе трудоспособного
– 4,3% всех пенсионеров этой категории. Большее представительство
пенсионеров, не достигших пенсионного возраста, в данных обследования,
– также результат того, что обследование охватило, хотя, к сожалению,
и не выделило отдельно, пенсионеров, получающих пенсии из Министерства
обороны и других силовых министерств.
4 Женщина, мужчина,
семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог» / Под
ред. Н.М. Римашевской. М., 2001.
5 Там же, с. 137
6 Женщина, мужчина,
семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог» / Под
ред. Н.М. Римашевской. М., 2001; Россия–1998. Социально-демографическая
ситуация. VIII ежегодный доклад / Под ред. Н.М. Римашевской. М.,
1999, с. 178-179.
7 Иванова Е.И.
Пожилой человек в сельской местности: родственные связи и межпоколенные
трансферты // Социальная политика: реалии XXI века. Выпуск 1: GP1/2003/04
/ Независимый институт социальной политики. М., 2003, с. 146–147;
Преснякова Л.А. Социальный, материальный и эмоциональный климат
старости в России // Отечественные записки. 2005. № 3 (24): 143–144
8 Независимо от типа
поселения чаще других считают себя бедными пенсионеры, проживающие
отдельно от других родственников. См: Бедность: альтернативные подходы
к определению и измерению: Коллективная монография: Коллективная
монография / Под ред. Т.М. Малевой. М.: Моск. центр. Карнеги, 1998,
с. 188
9 Социологические
исследования поколений показывают, что для околовоенного поколения
(60-80 лет) характерно восприятие труда как образа жизни и как исполнения
общественного долга [Семенова В.В. Современные концепции
и эмпирические подходы к понятию «поколение» в социологии // Отцы
и дети: Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада,
Т. Шанин. М., 2005. с. 92]. Именно поэтому недостаточная государственная
поддержка тех, кто отдал этому государству всю жизнь, воспринимается
здесь особенно болезненно.
10 Бедность: альтернативные
подходы к определению и измерению: Коллективная монография / Под
ред. Т.М. Малевой. М.: Моск. центр. Карнеги, 1998, c. 193.
11 Отметим также,
что существующие методики расчета прожиточного минимума исходят
из предположения о меньших потребностях и, соответственно, более
низкой стоимости жизни пенсионеров по сравнению с лицами трудоспособных
возрастов, что, безусловно, не справедливо в отношении молодых пенсионеров
40-60 лет. Этот разрыв между нормативном минимальном уровнем потребления,
учитываемом величиной прожиточного минимума, и фактическим также
ведет к несовпадению разных границ бедности.
|