|
|
Бедность пенсионеров
|
|
Над темой номера работала Оксана СИНЯВСКАЯ
|
Профиль бедности семей с пенсионерами
Представлений о динамике реального размера пенсии или
сравнений среднего размера пенсии с прожиточным минимумом недостаточно
для того чтоб судить о влиянии размера пенсий на уровень бедности
пенсионеров. В большинстве случаев пенсионер живет не один, и аккумуляция
ресурсов и их потребление происходит на уровне домохозяйства.
По данным обследования НОБУС, 31,1% домохозяйств состоят
исключительно из пенсионеров, в том числе 24,5% приходится на домохозяйства
неработающих пенсионеров, т.е. те семьи, чей доход формируется прежде
всего за счет поступлений из Пенсионного фонда. В состав еще 26,1%
домохозяйств входят как пенсионеры, так и не пенсионеры. Таким образом,
если в общей численности населения доля пенсионеров составляет порядка
26%, то все домохозяйства, имеющие в своем составе пенсионеров,
составляют около 57% от общего числа семей12.
Три четверти всех семей с пенсионерами имеют в своем
составе пенсионеров по старости, причем в домохозяйствах, состоящих
только из пенсионеров, их доля превышает 85%. Понятно, что в такой
ситуации характеристики именно этой группы формируют показатели
бедности и доступа для семей пенсионеров. В группе смешанных домохозяйств,
где пенсионеры живут вместе с не пенсионерами, удельный вес семей
с пенсионерами по старости составляет 62%, еще 9% приходится на
семьи с трудовыми пенсионерами по инвалидности, 7% – на домохозяйства
с социальными пенсионерами, по 6% – на семьи с пенсионерами по потере
кормильца и прочие, 5% – с пенсионерами за выслугу лет, среди которых,
вероятнее всего, преобладают семьи с «военными» пенсионерами.
По числу членов самыми большими оказываются домохозяйства
с социальными пенсионерами (средний размер – 3,3 человека), самыми
маленькими – семьи с трудовыми пенсионерами по старости (2,1 человека
при средней по выборке 2,6 человека). Пенсии по потере кормильца
и социальные назначаются, в основном, детям, поэтому не удивительно,
что в домохозяйствах с этими пенсионерами чаще всего проживают дети
до 18 лет – в 64 и 62% домохозяйств. В 70% домохозяйств с социальными
пенсионерами живут инвалиды, что ограничивает доступ на рынок труда
других членов этих домохозяйств. Таким образом, еще до изучения
благосостояния разных типов семей с пенсионерами видно, что домохозяйства
с социальными пенсионерами имеют наименее благоприятную демографическую
структуру.
То, что материальное положение пенсионеров не однородно,
было зафиксировано еще в исследованиях 1990-х годов. Дифференцирующими
параметрами выступают размер пенсии, трудовая активность и тип семьи.
Положение пенсионеров относительно других групп различно в крупных
городах и в малых городах и сельской местности. На протяжении 1990-х
годов по абсолютному критерию (по доходам) наибольшими рисками бедности
отличались одинокие неработающие пенсионеры, проживающие в крупных
городах, большинство которых — женщины. Напротив, в малых городах
семьи пенсионеров без других родственников оказываются менее бедными
по доходам в сравнении с полными семьями с работниками, имеющими
детей. Во второй половине 1990-х годов исследователи зафиксировали
ухудшение материального положения пенсионеров в домохозяйствах,
где пенсионеры проживали с другими трудоспособными родственниками
и детьми.
Большие риски бедности смешанных домохозяйств, состоящих
из пенсионеров, взрослых не пенсионеров и детей, подтверждает и
наше исследование.
Как уже отмечалось, уровень бедности измеряется здесь
путем сравнения ресурсов домохозяйства с его прожиточный минимумом.
Ресурсы домохозяйства оценивались через показатели денежных доходов
и максимальных располагаемых ресурсов домохозяйства13. Последний
показатель рассчитывался как максимальное значение из расходов и
доходов домохозяйства, включая денежные и неденежные поступления.
Применение такой методики расчета позволяет корректно оценить уровни
благосостояния и бедности домохозяйств, попадающих в крайние децили
по величине среднедушевых доходов, поскольку именно для наиболее
бедных и наиболее богатых по величине денежных доходов домохозяйств
предыдущие исследования фиксировали наибольшие расхождения между
доходами и расходами14.
Домохозяйства не пенсионеров обладают наибольшими душевыми
денежными доходами (2689 рублей) и наибольшими же располагаемыми
ресурсами (3925 рублей). Самые низкие доходы (1942 рубля) и располагаемые
ресурсы (2811 рублей) – в домохозяйствах неработающих пенсионеров.
При этом если домохозяйства пенсионеров по размеру располагаемых
ресурсов концентрируются в средних децилях (3–7-ая), то домохозяйства
без пенсионеров, напротив, имеют большее представительство в крайних
децильных группах. Наихудшие позиции по показателю располагаемых
ресурсов – у смешанных домохозяйств, 32% которых концентрируется
в трех нижних децилях.
По данным обследования, 49,1% домохозяйств могут считаться
бедными по показателю денежных доходов и 26,0% домохозяйств – по
показателю располагаемых ресурсов (рис. 4)15.
В числе домохозяйств с пенсионерами таковых, соответственно, 43,2%
и 20,3%. Таким образом, риск бедности, и особенно ее крайних проявлений,
для пенсионеров ниже, чем для других социальных групп.
Прямой позитивный результат политики в области пенсионного
обеспечения последних лет – сокращение доли одиночек пенсионных
возрастов в составе малоимущих и крайне бедных домохозяйств. В обследовании
доля бедных среди одиноких неработающих пенсионеров составляет всего
8,7% по критерию располагаемых ресурсов, а дефицит располагаемых
ресурсов бедных домохозяйств – 17,3%. Даже в крупных городах одинокие
пенсионеры больше не являются самой уязвимой группой по показателям
бедности, уступив печальное первенство в этом вопросе смешанным
домохозяйствам пенсионеров и не пенсионеров.
Рисунок 4. Уровень бедности домохозяйств с получателями
пенсий разного вида, %
Как и ожидалось, вид получаемой пенсии значимо дифференцирует
материальное положение домохозяйств с пенсионерами. Наибольшие денежные
доходы и располагаемые ресурсы наблюдаются у семей с пенсионерами
за выслугу лет. По данному показателю свыше 23% этих семей находятся
в верхней 10-й децили.
Напротив, треть домохозяйств с социальными пенсионерами
и 28% семей с пенсионерами по потере кормильца концентрируются в
двух нижних децилях. В результате наибольшими рисками попадания
в бедность характеризуются домохозяйства этих двух типов (рис. 4).
Они отличаются также и наибольшей глубиной бедности, измеренной
через дефицит располагаемых ресурсов у бедных домохозяйств: располагаемые
ресурсы 30–40% бедных домохозяйств, имеющих в своем составе пенсионеров
по случаю потери кормильца или социальных пенсионеров, более чем
на 40% ниже величины прожиточного минимума домохозяйства (рис. 5).
Рисунок 5. Дефицит ресурсов бедных домохозяйств с получателями
пенсий разного вида, %
Семьи с получателями пенсий за выслугу лет, трудовых
пенсий по старости и двух трудовых пенсий – по старости и инвалидности
– относятся к числу наиболее благополучных, как по доле бедных,
так и по дефициту располагаемых ресурсов. Получение пенсии по инвалидности
увеличивает шансы попасть в число бедных в возрасте моложе пенсионного,
однако домохозяйства, в состав которых входят пенсионеры и по старости,
и по инвалидности, относятся к числу наиболее «старых», как правило,
это семьи участников Великой Отечественной войны, получающих две
пенсии, трудовые пенсии в повышенном размере и различные льготы.
Таким образом, традиционные виды пенсионного обеспечения, связанные
с формированием пенсионных прав в течение трудовой жизни человека,
замтено снижают риски бедности домохозяйств, в состав которых входят
получатели этих пенсий.
Иначе обстоит дело с получением социальной пенсии и
пенсии по потере кормильца. Оно сопряжено с какими-то исключительными
событиями в жизни человека – инвалидностью с детства или молодости
или потерей кормильца, которые наступили настолько рано, что человек
не успел попасть на рынок труда и сформировать пенсионные права
в рамках системы трудовых пенсий. Оба вида пенсий являются, по сути,
формами материальной поддержки иждивенцев. Иными словами, это не
типичные для национальной пенсионной системы виды пенсий, которые
в некоторых странах финансируются в рамках не пенсионного обеспечения,
а социального обеспечения или социальной помощи.
Представляется, что освобождение российской пенсионной
системы от подобных обязательств могло бы стать одним из шагов по
ее модернизации. Дело здесь не в том, что выплаты социальных пенсий
составляют существенную часть бюджета пенсионной системы, тем более
что источником их финансирования уже сейчас выступают общие налоги.
Но разведение задач борьбы с бедностью населения в целом и защиты
от бедности в связи с утратой способности к труду ранее работавших
категорий населения было бы правильно для повышения прозрачности
и понятности правил пенсионного обеспечения. За пенсионной системой
должны остаться только те виды пенсий, право на получение которых
в буквальном смысле заработано человеком благодаря уплате страховых
взносов.
12 Если не оговорено
специально, термин «семьи пенсионеров» применяется в дальнейшем
к этой широкой группе, причем понятия «семья» и «домохозяйство»
в данном тексте используются как синонимы.
13 Под располагаемыми
ресурсами здесь мы будем понимать максимальное значение располагаемых
ресурсов, исчисленных по доходам и по расходам.
14 Сопоставление
денежных доходов и текущих расходов показало, что у самых бедных
домохозяйств доходы в наибольшей степени превышают расходы, тогда
как у самых богатых наблюдается наибольшее превышение доходов над
расходами (Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость,
бедность / Рук. авт. колл. Л.Н. Овчарова; Независимый институт
социальной политики. М.: ГУ ВШЭ, 2005, с.28-29).
15 Из состава бедных
по располагаемым ресурсам были исключены домохозяйства, имеющие
благоустроенное второе жилье. Здесь и далее речь идет об уровне
бедности по располагаемым ресурсам, за исключением семей со вторым
жильем.
|