В прошлом году по государственной квоте в Казахстан въехало 25 тысяч человек, а за первое полугодие 2006 года у нас появилось уже 30 тысяч законных рабочих мигрантов.
Эти цифры кажутся смешными по сравнению с объемами поступления нелегальных мигрантов: они разнятся от 100 до 300 тысяч по самым скромным подсчетам и от 700 тысяч до 1 миллиона, - по оценкам некоторых экспертов.
Что как-то даже позитивно соотносится с заявлением министра труда и социальной защиты РК Гульжан Карагусовой, которая в прошлом году заявила, что для охвата и реализации стратегии индустриально-инновационного развития, Казахстану потребуется…миллион импортированных рабочих.
Вообще, говоря о трудовой миграции на территории РК, необходимо обязательно уточнить какой ее вид имеется в виду. Как и в любом другом государстве, в Казахстане существует легальная и нелегальная трудовая миграция.
Легальными трудовыми мигрантами считают тех, кто приехал в республику согласно квоте и получил лицензию на занятие трудовой деятельностью. Квота на привлечение иностранной рабочей силы составляет 0,24 процента (от экономически-активного населения) для специалистов высшего и среднего звена и 0,13 процента работников низшей категории и неквалифицированных рабочих, что составляет около девятнадцати и десяти тысяч соответственно.
По данным Министерства труда и социальной защиты в прошлом году по государственной квоте в Казахстан въехало около 25 тысяч работников преимущественно из Китая, Турции, Великобритании и других стран Европы. В этом году уже - более 30 тысяч. Однако во многих сферах, не требующих квалификации, количество нелегальных мигрантов как минимум на порядок превышает официальный уровень.
Казахстан на постсоветском пространстве, безусловно, является одной из наиболее успешных стран. Но, несмотря на всю его успешность, он не может обеспечить работой и многих своих граждан. В первую очередь это связано с развалом промышленности в начале 90-х годов и последующим системным экономическим кризисом.
В это время производилось то, что не пользовалось спросом и пользовалось спросом то, что не производилось.
Именно тогда, во времена постсоветского "дикого капитализма", начинает развиваться челночество - способ удовлетворения спроса населения и способ выживания большой части населения.
По данным исследования "Трудовая и коммерческая миграция, как средство адаптации к экономическому кризису в странах СНГ" до 45% первых мигрантских поездок пришлось на Россию, Турцию и Китай. Такие коммерческие поездки, хотя и являлись нелегальными, но стали изящным решением для правительства. Челноки начали именоваться "самозанятыми" и выбыли из категории безработных.
Позже в географии челночества появились и региональные рынки. Таким, например, стала Киргизия. Сегодня челночество постепенно угасает. Конкуренция на этом рынке очень высока, что заставляет людей или кооперироваться и тем самым уменьшать свои издержки, или выходить из бизнеса.
Не менее важным видом трудовой миграции становится работа на выезде. Здесь основными субъектами становятся высококвалифицированные рабочие Северного и Западного Казахстана.
Так, по оценкам экспертов, в 1999-2001 годах ежегодно более тридцати тысяч рабочих из приграничных областей работали в соседних областях России. Это напрямую связано с более высокой оплатой труда на российских предприятиях.
Ситуацию усугубляет еще и то, что средний возраст рабочего составляет 50-55 лет. Молодежь просто не хочет идти в цеха или забои. На одного подготовленного рабочего приходится шесть подготовленных специалистов с высшим образованием.
Встает вопрос: неужели в Казахстане все они востребованы? Ответ очевиден - нет. В мировой практике соотношение рабочих и руководителей пять к одному в пользу рабочих. Где нам получить еще 29 пар рабочих рук? Скорее всего, только за счет импорта.
Казахстан сегодня обладатель самого высокого уровня жизни среди центральноазиатских республик. К примеру, в Киргизии среднедушевой доход колеблется от 30 до 50 американских долларов. Вполне естественно, что кыргызстанцы будут стремиться заработать в Казахстане.
Итак, рабочий приехал в Казахстан, пусть один, хотя, скорее всего бригады формируются еще на родине. Перед ним встает вопрос: терять уйму времени на регистрацию или работать нелегально? Вероятно, он выберет второе, тем более что ни ему, ни хозяину не придется платить налоги. Вот почему в нашей стране регистрируются в основном только законопослушные руководители высшего и среднего звена из дальнего зарубежья.
Точного количества нелегальных трудовых мигрантов в Казахстане не знает никто. Но в основном это граждане Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, причем какие-либо договоры регулирующие миграцию подписаны только с киргизской стороной, а Узбекистан вообще отказывается признать факт незаконной трудовой миграции.
Тем временем, по словам Елены Садовской, эксперта исследовательского совета по миграции в странах СНГ и Балтии, из Узбекистана в Казахстан ежегодно приезжает около 600-700 тысяч человек.
В сентябре 2005 года министр труда и социальной защиты РК Гульжан Карагусова сказала, что для охвата и реализации всей программы индустриально-инновационного развития, Казахстану потребуется не менее одного миллиона импортированных трудовых ресурсов. Допустим, этот миллион мигрантов-нелегалов у нас есть. Но их же надо как-то легализовать, иначе получается, что одна восьмая экономически-активного населения Казахстана не просто привлекается, но и работает нелегально и не платит никаких налогов.
1 августа этого года запущена программа легализации трудовых мигрантов прибывших до 1 июня 2006 года. Согласно ей любой незаконный мигрант может без последствий легализоваться, законно работать, платить налоги и надеяться на помощь государства в каком-либо конфликте. Так, только по городу Алматы планируется узаконить 21 тысячу нелегалов. Программа будет работать до конца этого года.
В феврале 2006 года та же Гульжан Карагусова сказала, что "когда началась реализация программы строительства жилья, мы увидели, насколько не хватает рабочих профессий, элементарных рабочих профессий. Потеря профессиональных школ по подготовке сказалась очень сильно. Значительная часть многих строительных компаний вынуждена нанимать иностранных специалистов".
P.S. Мировая практика показывает - каждый трудовой нелегал сталкивается с проблемами в принимающей стране. Это связано главным образом с непорядочностью работодателей и пониманием ими, что работник не пойдет никуда жаловаться.
Самая банальная неприятность, которая может случиться с нелегалом, это недоплата по произведенным работам. В силу того, что у нелегалов заработок в 2-3 раза ниже, чем у казахстанцев, это делает их труд практически бесплатным и особенно привлекательным для нанимателя.
Многие рабочие сталкиваются с постоянными поборами на границах стран. Особенно жалуются на это таджикские мигранты, при проезде через Узбекистан. Из-за этого таджики вынуждены делать крюк и въезжать в Казахстан через Киргизию. Но это еще не самое страшное.
Во второй половине 2000 года около полутора тысяч киргизских рабочих попали в рабство на табачных плантациях в Чиликском районе Алматинской области. По сообщениям киргизского информационного агентства "KabarKyrgPress" подобные происшествия продолжаются. В частности сообщается, что узбеков обманным путем завлекают в Казахстан, под предлогом работы в крупных узбекских городах, после чего их продают рабовладельцам…
Кирилл АЛЕКСЕЕВ. «Gazeta.kz», 11 августа 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)