Rambler's Top100

№ 243 - 244
17 - 30 апреля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Транснационализм мигрантов и перспективы глобального развития

Миграция из стран Центральной и Восточной Европы в Германию

Российские немцы в Германии: интеграция и типы этнической самоидентификации

Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы «Зеленая карта» в Германии)

Политика интеграции в Нидерландах

Расширение Европейского Союза и торговля людьми в Европе

Нуждаемся ли мы в массовой иммиграции?

Мировые тенденции в сфере занятости


Google
Web demoscope.ru

Расширение Европейского Союза и торговля людьми в Европе

Сильвия Скарпа1
(Полностью опубликовано в книге: Тенденции международной миграции: Доклады, представленные на секцию 143 XXV Конференции IUSSP – Международного союза научных исследований в области народонаселения, 18-23 июля 2005 года, Тур, Франция / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС Пресс, 2006 с. 202-219. Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир; Вып. 16)

Введение

Настоящая статья имеет целью продемонстрировать, что последствием расширения Европейского союза (ЕС), произошедшего 1 мая 2004 года, когда в него вошли Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Польша, Эстония, Словакия и Чешская Республика2, явится тот факт, что эти страны претерпят важные изменения в отношении их экономической ситуации, уровня безработицы, вовлечения женщин в рынок труда и, соответственно, незаконной торговли людьми, особенно женщинами и детьми. Эта ситуация предусматривалась деятельностью специальных фондов подготовки к расширению ЕС, деятельность которых была направлена на страны-кандидаты в период, предшествовавший 2004 году, подключением их к внутреннему рынку ЕС и частичной переориентацией деятельности Фондов структуризации и сплочения и ряда других программ ЕС со старых государств-членов на новые.

Таким образом, для целей настоящего исследования был проведен анализ новых восьми государств Центральной и Восточной Европы, ставших членами ЕС, на предмет определения того, каким образом их экономическая ситуация, уровень безработицы и маршруты незаконной торговли людьми повлияли на них как на страны выезда, транзита и конечного назначения. Кроме этого, два европейских государства-члена ЕС — а именно, Италия и Германия — были рассмотрены в качестве конкретных примеров для того, чтобы проанализировать данные о жертвах незаконной торговли в уголовных судопроизводствах.

Результатом проведенного анализа всех этих элементов явился тот вывод, что, вероятнее всего, маршруты контрабандного ввоза и торговли в последующие десятилетия передвинутся на восток, в сторону Балкан3 и Содружества независимых государств (СНГ)4. В результате маршруты международной торговли людьми могут измениться, и государства - новые члены ЕС могут перестать быть странами-поставщиками, при этом все больше превращаясь в страны транзита и конечного назначения в этой новой торговле живым товаром.

Торговля людьми в Европе

Существующие исследования возможных последствий недавнего вступления в Европейский Союз восьми стран Центральной и Восточной Европы на незаконную торговлю людьми скудны5. Однако попытка предвидеть, как маршруты незаконной торговли людьми изменятся в результате расширения «старой Европы», является чрезвычайно важной для того, чтобы можно было бороться с этим явлением. Анализ того, как это явление изменяется в результате расширения Евросоюза 1 мая 2004 года, может оказать помощь при рассмотрении последствий того, с какими последствиями может столкнуться Европа в результате дальнейшего расширения в будущем. Действительно, ожидается, что Болгария и Румыния присоединятся к ЕС в 2007 году; Хорватия пытается успеть войти в 2007 году, но, возможно, она сможет присоединиться только в 2009 году; Турция могла бы начать переговоры о членстве в 2005 году, а Македония подала официальное заявление на членство 22 марта 2004 года6.

Не существует точных данных о глобальном явлении торговли людьми, и иногда даже оценки разных организаций противоречат друг другу. Самые свежие оценочные данные представлены в «Отчете о торговле людьми» Государственного Департамента Соединенных Штатов. В нем говорится, что каждый год в мире через международные границы перевозится от 600 тысяч до 800 тысяч человек, являющихся объектами торговцев людьми7.

Эти цифры примерно соответствуют оценкам по 15 странам — старым членам ЕС; данные, представленные Европейской комиссией в 2001 году, говорят о том, что 120 тысяч женщин могут являться жертвами торговли людьми и перевозиться ежегодно внутри Европы и ввозиться в нее, главным образом, для работы в секс-индустрии. Однако, как и в случае с другими оценками в области торговли людьми, нет никаких предположений, как была вычислена данная цифра.

Хорошо известно, что почти невозможно узнать точное число людей, которые ежегодно становятся жертвами торговли людьми. Как признает ЕВРОПОЛ: «Суммарное количество жертв незаконной торговли людьми в ЕС остается неизвестным, и доступными являются только оценки этого. Ясно только, то, что реальное число жертв намного превышает официальную статистику, полученную из исследованных случаев в государствах-членах»8.

Таким образом, даже если в некоторых странах-членах Европейского Союза — таких как Италия или Германия, которые были выбраны в качестве примеров — существуют официальные данные в судопроизводстве относительно жертв незаконной торговли, их следует рассматривать как вершину айсберга, но не в качестве представления всего явления незаконной торговли людьми. Однако анализ этих данных поможет продемонстрировать тот факт, что восточный путь для торговли живыми людьми, особенно женщинами и девушками, процветает, даже если две страны, выбранные для данного изучения, обладают некоторыми различиями: в Италии жертвы, главным образом, являются выходцами из стран Балканского полуострова и государств СНГ, в то время как в Германии они, в основном, являются гражданами стран СНГ или одной из стран, вновь вступивших в ЕС.

В Европе торговля людьми с целью обеспечения сексуальных услуг расширилась за последние годы; она также претерпела серьезные изменения в отношении стран происхождения жертв торговли. В 1970-е годы и 1980-е годы люди, незаконно ввозимые в качестве товара в Западную Европу, были, главным образом, женщинами из Латинской Америки и Азии. Падение Берлинской стены в начале 1990-х годов открыло «восточные маршруты»: в результате девушки из Центральной и Восточной Европы практически заменили латиноамериканок и азиаток на «рынках рабов» Западной Европы9. Согласно данным ЕВРОПОЛа, страны Восточной Европы, в особенности, Молдова, Украина, Болгария, Польша, Румыния, Россия, страны Балтики и Албания, стали главным источником жертв торговли людьми, поставляемыми в государства-члены Европейского Сообщества10.

Многие исследования по этому вопросу отмечают, что масштаб проблемы меняется от страны к стране, даже если ее главными причинами являются крайняя бедность, отсутствие доступа к ресурсам, безработица и плохое образование. Глобализация труда и рынков и возрастающие препятствия к легальной миграции также усиливают масштабы торговли людьми. Более того, торговля людьми особенно затрагивает женщин и детей в силу их маргинализации в обществе и феминизации бедности. В отчете Государственного Департамента США за 2004 год особенно подчеркивается, что 80% от общего предполагаемого количества жертв торговли людьми являются женщины, а 70% подвергаются сексуальной эксплуатации.

Что касается бывших коммунистических стран Центральной и Восточной Европы, переход к капиталистическому рынку, в целом, усилил бедность, увеличил безработицу, инфляцию и социальную дифференциацию — все это как раз и является причинами торговли людьми. Таким образом, меры для предотвращения торговли людьми в этих странах должны быть определены таким образом, чтобы способствовать гендерному равенству, бороться с бедностью и повышать образование девочек.

Расширение ЕС 2004 года: перспективы для государств - новых членов ЕС

Европейское Сообщество, первоначально известное как Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), было образовано после Второй мировой войны, а именно в 1957 году, для того, чтобы избежать любой возможности развязывания другой войны в Европе. Шестью государствами-основателями были: Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия. В 1973 году количество государств-членов достигло девяти, в силу вступления в Сообщество Дании, Ирландии и Великобритании. Греция вступила в 1981 году, Испания и Португалия в 1986 году, и, наконец, Австрия, Финляндия и Швеция в 1995 году. Через девять лет после этого в мае 2004 года произошел наибольший процесс расширения Европейского Сообщества, который привел к вступлению в него еще десяти государств: Венгрии, Словении, Латвии, Литвы, Польши, Эстонии, Словакии, Чешской Республики, Мальты и Кипра. Однако процесс расширения еще не закончился, и, возможно, в следующие десятилетия в «Европейскую семью» вступят все другие страны Балканского полуострова.

Маленькое сообщество, рожденное в 1950-е годы, преследовало, главным образом, экономическую цель создания внутреннего рынка и устранение торговых барьеров среди своих государств-членов. В 1992 году, с подписанием Маастрихтского Соглашения, оно стало серьезной политической организацией, той, которая сейчас нам известна под названием Европейское Сообщество.

Присоединение к Европейскому Сообществу — или ЕЭС, для государств, которые присоединились до 1992 года — сделало государства-члены богаче. Греция, Ирландия, Португалия и Испания — примеры экономик, которые пережили значительный рост после вступления в Европейское Сообщество. Это произошло особенно благодаря устранению торговых барьеров и благодаря внутреннему рынку, но также и благодаря Фондам структуризации и сплочения, которые помогли беднейшим регионам ЕС уменьшить разрыв с самыми богатыми областями.

Все новые государства-члены менее богаты, чем 15 государств — старых членов ЕС; однако, ситуация среди них отличается существенными различиями. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения по сравнению со средним показателем для 15 стран — старых членов ЕС больше в таких странах, как Словения (69%), Чешская Республика (62%) и Венгрия (53%), и меньше во всех других восточноевропейских государствах и в странах Балтики; примером является Словакия (47%). Эстония (42%), Польша (41%), Литва (39%) и Латвия (35%). Таким образом, эти данные подчеркивают, что страны Балтии и Польша являются беднейшими странами Европейского Сообщества. Однако они также свидетельствуют о том, что в пяти из новых государств-членов объем ВВП на душу населения по сравнению со средним показателем для 15 стран — старожилов ЕС составляет менее 50%, при этом Венгрия перешагнула данный порог и имеет 53%11.

Рисунок 1. ВВП на душу населения в восьми новых странах-членах ЕС по сравнению со средним показателем для 15 стран — старых членов ЕС

Источник: ВВС News country profiles.

Общие темпы роста восьми государств-новых членов ЕС составили 4,675% в 2002-2003 годах, при этом Литва имеет максимальный рост 8,8%, а Словения минимальный (2,3%)12. Однако оценки Европейской Комиссии подчеркивают, что членство в ЕС обеспечит дополнительный прирост в ежегодных темпах экономического роста в государствах—новых членах ЕС в течение последующих десяти лет на 1%13

Рисунок 2. Безработица в новых странах-членах ЕС

Источник: EUROSTAT, январь 2004

Что касается уровня безработицы, EUROSTAT подчеркивает, что средний показатель в 15 старых членах ЕС составляет 8%. В это же время в восьми странах Центральной и Восточной Европы, являющихся новыми членами ЕС, вместе взятых он равен 10,96%14.

Рисунок 3. Женская безработица в новых странах-членах ЕС

Источник: EUROSTAT, январь 2004

Рисунок 4. Безработица среди молодежи до 25 лет — граждан новых стран-членов ЕС

Источник: EUROSTAT, январь 2004.

Если принимать во внимание общие данные относительно безработицы, ситуация кажется особенно тяжелой только в Словакии и Польше. Эта картина подтверждается данными по безработице женщин и молодежи до 25 лет. Однако во всех государствах-новых членах ЕС, за исключением Венгрии и Эстонии, безработица среди женщин выше общего уровня безработицы. Она также превышает, кроме Венгрии и Словении, общий уровень безработицы в 8,9% в 15 старых членах ЕС. Более того, показатели уровня безработицы среди молодежи в возрасте до 25 лет в некоторых странах в два раза выше, чем в 15 «старых» странах ЕС (15,4%): это касается Словакии (30,5%) и Польши (40,7%).

<…>

Влияние расширения Европейского Сообщества на торговлю людьми

При рассмотрении ожиданий Европейской Комиссии касательно роста ВВП государств-новых членов и разработанных программ для поддержания их экономики и для борьбы против гендерной дискриминации, мы можем предположить, что новые члены ЕС станут более богатыми в последующие годы, или, по крайней мере, десятилетие. Это богатство будет влиять на миграцию и, вероятно, даже больше на тор­говлю людьми. Так, предполагается, что в последующие годы новые члены ЕС — государства Центральной и Восточной Европы, которые были странами выезда, транзита и иногда даже странами назначения жертв торговли, станут свидетелями уменьшения числа своих граждан, продаваемых за границу, особенно в другие государства-члены ЕС.

Свободное передвижение людей внутри границ Европейского Сообщества, как это было в случае с отменой виз, может также иметь прямое воздействие на торговлю людьми. Фактически, как было признано в исследовании, проведенном Гамбургским Институтом международной экономики в 2004 году:

«Очевидное сокращение торговли людьми наблюдалось среди женщин из вступивших стран сразу же после снятия требований в получении визы. Это предполагает, что либерализация условий въезда позволила потенциальным жертвам использовать новые стратегии мобильности, избегая угрозы оказаться в сетях торговцев людьми».

В исследовании, проведенном Гамбургским Институтом, также говорится, что в среднем, возможно, число жертв торговли людьми из этих стран будет немалым, учитывая, что продолжает существовать большое миграционное давление. Они объясняют эту теорию, утверждая, что «основание для объяснения, что масштаб торговли людьми будет сохраняться на довольно значительном уровне, связано с существующим миграционным давлением и все еще ограниченным доступом на рынки труда ЕС, даже после вступления в ЕС. Так как обычно женщины лишены доступа к информационным миграционным сетям, их уязвимость стать зависимыми от торговцев людьми сохранится».

Доступ на рынки труда ЕС может быть эффективно ограничен 15 странами — старыми членами ЕС на период в два года после их вступления — до 2006 года — и это может повлиять на торговлю людьми. По окончании этого срока, если они столкнутся с беспорядками на рынках труда, государствам-членам разрешено сохранять охранительные меры еще в течение 3 лет. И, наконец, если будет продолжать существовать угроза их рынкам труда, они могут сохранять ограничения еще 2 года. Однако, после этого периода, который максимально может продолжаться 7 лет — до 2011 года — все государства-члены Европейского сообщества обязаны отменить разрешения на работу для граждан государств-новых членов ЕС15'.

Также следует учитывать, что исследование, назначенное Европейской Комиссией и произведенное Австрийским Институтом региональных исследований и пространственного планирования (2003) в 10 новых странах ЕС, показало, что доля работающих людей, желающих эмигрировать в одну из стран «старого ЕС» составляет только от 0,7% до 1,2% от общего населения 15 старых членов ЕС. Исследование, выполненное Фондом ЕС по улучшению жизненных и рабочих условий в 2004 году, подтвердило эти данные и подчеркнуло, что также благодаря ограничениям свободного передвижения людей «прогнозируемая общая миграция будет значительно ниже одного миллиона до конца 2006 года». Другим важным аспектом, который был выделен в этом исследовании, является тот факт, что желание мигрировать было высказано в большей степени молодыми и хорошо образованными людьми, во многих случаях женщинами. Таким образом, спикер Европейской Комиссии Антониа Мочан твердо заявила, что «помимо волны эмиграции, которая ложится бременем на систему социального обеспечения нынешних государств-членов ЕС, проблема заключается в том, что свободное перемещение рабочей силы приведет к утечке умов и оттоку молодежи из вновь вступающих стран»16.

Таким образом, предположение, что образованные женщины, пытающиеся покинуть свои родные страны в этот «период ограничений на передвижение рабочей силы», могут попасть в сети безжалостных организованных групп дельцов, все еще может материализоваться в наступающем году, по крайней мере, до полного снятия ограничений для новых граждан ЕС. С другой стороны, может так случиться, что для новых граждан ЕС взаимосвязь с торговцами людьми может измениться благодаря тому факту, что они получили свободу передвижения внутри ЕС в качестве туристов. Таким образом, можно предположить, что женщины, которые не имеют долгосрочных планов миграции, соглашаются обсуждать свои «рабочие условия» с посредниками, за которыми скрываются торговцы людьми. Это может быть ситуацией обоюдного выигрыша как для торговца, так для женщин: последние могут зарабатывать большие суммы денег за короткие периоды времени, в то время как первому не нужно применять насилие, силу или принуждение, чтобы заставить жертву выполнять свою волю, и он не столкнется с опасностью быть выданным своими жертвами.

Что касается законодательства ЕС, необходимо посмотреть, какие последствия будет иметь Решение Совета 2002/629/JHA17, принятое в 2002 году, и последняя Директива Совета Европейского Сообщества 2004/81/ЕС18 о разрешении на проживание, выдаваемое гражданам третьих стран, которые стали жертвами торговли людьми или которые стали объектом действия, способствующего нелегальной иммиграции, но которые сотрудничают с компетентными органами. Первое решение устанавливает отправление правосудия над преступлениями, связанными с незаконной торговлей людьми и вводит соответствующее наказание: торговцы должны понести максимальное наказание в виде не менее восьми лет лишения свободы, если они создали угрозу жизни жертвы, или когда преступление было совершено против беззащитной жертвы, или когда жертва подвергалась серьезному насилию или вреду, или, наконец, когда преступление было совершено внутри сети преступной организации. Однако, ни одно из условий Решения не наделяет правами жертвы незаконной торговли.

С другой стороны, Директива Совета 2004/81/ЕС дает жертвам краткосрочный вид на жительство, позволяющий им пребывать в стране в течение периода времени, необходимого для осуществления следствия и окончательного судопроизводства против подозреваемых торговцев людьми. Директиву можно критиковать из-за области ее применения. Согласно статье 3, государства-члены должны применять условия Директивы в отношении граждан третьих стран, которые стали жертвами незаконной торговли людьми, и эти страны могут решать, распространять ли это условие на граждан третьих стран, которые подверглись действиям, способствующим незаконной иммиграции, или которые не достигли возраста совершеннолетия. Эта Директива не учитывает возможность того, что среди жертв незаконной торговли или клиентов контрабандистов, могут также находиться некоторые «новые соседи», т.е. граждане восьми государств Центральной и Восточной Ев­ропы, являющихся новыми членами ЕС.

Оба этих документа подверглись широкой критике, потому что они не защищают права жертв незаконной торговли. В то же время нельзя не признать, что они могут оказать некоторое положительное воздействие на судебное преследование торговцев.

Маршруты торговцев людьми из государств - новых членов ЕС

Государства Центральной и Восточной Европы, новые члены ЕС, в большинстве случаев являются странами выезда, транзита и странами назначения торговли людьми. Женщин продают для работы проститутками и на другие работы в области секс-индустрии; детей, в основном, продают для работы побирушками, а мужчин — они составляют малую часть от общего числа жертв торговли — для работы в теневой экономике19. Географическая близость этих стран к государствам-членам Европейского Союза определила их роль еще до вступления в ЕС: они являлись — и, несомненно, продолжат оставаться — странами транзита жертв из Содружества Независимых государств (СНГ), Румынии, Болгарии и Украины, которые поставляются в 15 государств-старых членов ЕС. Согласно Международной Хельсинской Федерации по правам человека (2003), наиболее важные маршруты незаконной перевозки женщин и детей для сексуальной эксплуатации в Европе следующие:

1 С Востока на Запад: из восьми новых государств-членов ЕС в 15 старых государств-членов;

2 С Востока на Восток: маршруты между странами Центральной и Восточной Европы, обычно из самых бедных в самые богатые;

3. С Востока - через новые государства-члены ЕС— на Запад: маршруты начинаются в государствах Восточной Европы — не членах ЕС и государствах СНГ, проходят через восемь государств —- новых членов ЕС, и их конечным пунктом назначения являются 15 старых государств-членов ЕС или другие европейские страны20.

Словения является самой богатой из восьми государств Центральной и Восточной Европы - новых членов ЕС и имеет самый низкий уровень безработицы; таким образом, это прежде всего страна конечного назначения и транзита торговли людей из-за ее границы с Италией21. Чешская Республика и Венгрия — страны выезда, транзита и конечного назначения. Фактически чешские женщины и дети переправляются, главным образом, в Западную Европу, но также и в Соединенные Штаты22. Из-за близости границы с Германией чешские женщины и молодые девушки перепродаются немецким клиентам по очень низким ценам; по этой причине в этой области процветает торговля людьми для их сексуальной эксплуатации23. В 2004 году крупная операция, проведенная полицией, привела к аресту 25 человек, членов организованной преступной группы торговцев, которые продавали чешских и словацких женщин для проституции. По оценкам эта преступная группа зарабатывала около миллиона долларов ежемесячно24.

Венгрия и Польша — это страны конечного назначения для женщин, переправляемых из стран СНГ, особенно из Украины, а также Болгарии и Румынии. По оценкам, 15 тысяч иностранных женщин работают добровольно или под принуждением в сфере проституции в Польше; в 2003 году телефон доверия Фонда La Strada принял 3 тысячи звонков, даже если неправительственные организации полагают, что число жертв намного выше, и что многие из их не входят в контакт с полицией, потому что боятся, что их семьи узнают правду об их жизни за границей25.

Венгерские, словацкие и польские женщины также контрабандно переправляются, главным образом, в страны ЕС26. Что касается Польши, по оценкам 10 тысяч женщин вывозятся из страны каждый год27. С другой стороны, польские полицейские утверждают, что 15 тысяч женщин были переправлены в Польшу из других стран, в большинстве случаев из Болгарии, Румынии и других стран СНГ28. На границе между Польшей и Германией, похоже, существует такое явление, как «торговля на уикэнд» женщинами и детьми, которых вывозят в Германию для сексуальной эксплуатации на короткие промежутки времени.

Венгрия — прежде всего страна транзита женщин и детей, переправляемых в Западную Европу и Соединенные Штаты; как сообщает Государственный Департамент Соединенных Штатов в своем Отчете по торговле людьми за 2004 год по оценкам Правительства Венгрии 150 тысяч жертв торговли провозятся транзитом через эту страну ежегодно.

Что касается балтийских государств, Эстония - страна вывоза и конечного назначения торговли людьми. Эстонских женщин, главным образом, эксплуатируют внутри страны или направляют в скандинавские страны и Германию29, в то время как российских и латвийских женщин переправляют в Эстонию для удовлетворения спроса иностранных секс-туристов30. С другой стороны, Латвия и Литва являются, главным образом, странами вывоза жертв, которых переправляют в западноевропейские страны. Международная организация по миграции (ЮМ) признала в 2001 году, что четверть женщин, которым она оказала помощь в немецком городе Бонне, были литовками.

Имеющиеся данные о торговле людьми в ЕС: пример Италии и Германии

Исследование, проведенное в Италии в период с июня 1996 года по июнь 2001 года, выявило, что было произведено 2930 уголовных судопроизводств за преступления в сфере торговли людьми; незаконно переправленных человек было 2741; из них 2217 человек (80,88% от общего количества) были женщины и 524 мужчины31. Что касается национальности, то албанцы составляют 23,86% от общего числа, за ними следуют румыны (11,05%), нигерийцы (8,39%), украинцы (5,58%) и молдаване (5,25%). Далее стоят югославы (4,52%), русские (4,45%), венгры (3,39%), колумбийцы (2,48%), китайцы (2,30%), чехи (2,26%) и поляки (1,46%). Так, люди, незаконно переправленные с Балкан и из стран Восточной Европы в Италию, уже составили 57,42% от общего числа жертв.

В то же время доля жертв торговли людьми, которые являются гражданами новых восьми государств-членов ЕС, составляет 7,84% от общего числа.

Эти данные не диверсифицированы по годам, так что невозможно узнать, происходило ли за эти пять рассматриваемых лет увеличение или уменьшение числа людей, переправляемых из новых государств-членов ЕС, которые в период 1996-2001 годов были еще странами-кандидатами, и из стран СНГ и Балканского полуострова.

Таблица 1. Граждане Балканских стран и государств СНГ, которые были признаны жертвами торговли людьми в уголовных делах Италии за период июнь 1996 — июль 2001 года

Национальность

Количество дел

Доля от общего числа жертв

Албания

654

23,86%

Румыния

303

11,05%

Украина

153

5,8%

Молдавия

144

5,25%

Югославия

124

4,52%

Россия

122

4,45%

Болгария

32

1,17%

Македония

17

0,62%

Хорватия

15

0,55%

Босния и Герцеговина

6

0,22%

Сербия

4

0,15%

Всего

1574

57,42%

Источник: Transcrime.

Кроме того, как подчеркивалось ранее, эти данные учитывают только жертвы, которых признали таковыми в ходе судебных разбирательств; таким образом, они могут показывать только вершину айсберга. С другой стороны, стоит отметить, что распределение национальности жертв незаконной торговли может отражать реальное значение явления, даже если так случится, что жертвы некоторых национальностей могут изъявлять большее желание в сотрудничестве, по сравнению с другими, из-за — как в случае с Италией — особого насилия со стороны организованной преступной группы, которая продает их32.

Таблица 2. Граждане новых стран-членов ЕС, которые были признаны жертвами торговли людьми в уголовных делах Италии за период июнь 1996 — июль 2001 года

Национальность

Количество дел

Доля от общего числа жертв

Венгрия

93

3,39%

Чехия

62

2,26%

Польша

40

1,46%

Словакия

13

0,47%

Литва

6

0,22%

Словения

1

0,04%

Всего

215

7,84%

Источник: Transcrime.

Немецкое Федеральное криминальное управление — Bundeskriminalamt (ВКА) — также предоставило официальную статистику по жертвам торговли людьми в стране. 926 человек были признаны жертвами торговли в 2000 году, в то время как в предыдущем году их было 801 человек. 81,5% от общего числа жертв в 2000 году прибыли из стран Центральной и Восточной Европы, в то время как в 1999 году их процент был еще выше (89,4 %).

Таблица 3. Жертвы торговли людьми из государств Центральной и Восточной Европы в Германии, 2000 и 1999 годы

Национальность жертв

2000

1999

Литва

162

17,5%

88

11,0%

Россия

140

15,1%

91

11,4%

Украина

115

12,4%

174

21,7%

Польша

74

8,0%

115

14,4%

Чехия

74

8,0%

55

6,9%

Латвия

43

4,6%

20

2,5%

Беларусь

40

4,3%

47

5,9%

Другие страны*

81

11,6%

126

15,6%

Итого

755

81,5%

716

89,4%

* Болгария, Эстония, Югославия, Молодова, Румыния, Словакия, Словения и Венгрия.

Источник: Bundeskriminalamt (BKA)

Итак, примерно 38% от общего числа жертв незаконной торговли людьми в Германии в 2000 году были гражданами одного из восьми страны-кандидатов для вступления в ЕС в 2004 году. Было бы интересно сравнить эти данные с данными за 2004 год или последующие годы, чтобы посмотреть, будет ли иметь место уменьшение числа жертв в государствах, являющихся новыми членами ЕС, и увеличение их на Балканах и в странах СНГ.

В качестве общего заключения из этих данных мы можем предположить, что торговля людьми — особенно женщинами и детьми — достигла грандиозных масштабов в Европе, и что восточный маршрут в ев­ропейские государства-члены ЕС процветает.

Выводы и заключения

Объемы торговли людьми в Европе, особенно для того, что считается эксплуатацией, связанной с предоставлением коммерческих сексуальных услуг, за последние годы стремительно увеличились. Жертвы незаконно перевозятся из стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и государств-членов СНГ. Расширение Европейского Сообщества от 1 мая 2004 года и включение в него Венгрии, Словении, Латвии, Литвы, Польши, Эстонии, Словакии и Чешской Республики, несомненно, повлияет на маршруты незаконной торговли в последующие годы.

Как следствие такого расширения, государства - новые члены ЕС, по-видимому, испытают улучшение экономической ситуации, снижение уровня безработицы и более активное включение женщин в рынок труда. Таким образом, полагая, что бедность является одной из главных причин торговли людьми, вероятно, что в последующие годы они перестанут быть странами-поставщиками и превратятся по преимуществу в страны транзита и конечного назначения. Однако может случиться так, что из-за ограничения свободного передвижения рабочих-граждан государств — новых членов ЕС, по крайней мере, до снятия ограничительных мер всеми 15 государствами — старыми членами ЕС, будет  существовать «промежуточная стадия», в течение которой число жертв торговли из восьми государств - новых членов ЕС будет все еще значительным. Отсутствие специальных положений о «новых соседях» в законодательстве ЕС касательно торговли людьми, несомненно, не будет способствовать улучшению ситуации.

В последующие десятилетия маршруты незаконного провоза людей и торговля ими передвинутся в восточном направлении, к Балканским государствам и странам СНГ. Таким образом, должна быть принята конкретная стратегия всеми государствами-членами ЕС, а также и на Балканах и в странах СНГ для того, чтобы противодействовать торговле людьми. Эта стратегия должна обращаться к коренным причинам незаконной торговли для того, чтобы действительно защитить жертвы и наказывать преступников по закону.


1 Аспирантка, соискатель ученой степени в области законодательства по правам человека, Высшей школы Св. Анны в г. Пиза (Италия)
2 Мальта и Кипр, которые также вошли в ЕС 1 мая 2004 года, не будут рассматриваться в этой статье, поскольку она сфокусирована прежде всего на странах Центральной и Восточной Европы.
3 В контексте этой статьи под «Балканскими государствами» понимаются Хорватия, Сербия и Черногория, Босния и Герцеговина, Албания, Македония, Болгария, Европейская часть Турции и Румыния. Словения и Греция также являются Балканскими странами, но поскольку они также члены ЕС, мы — исключительно в целях четкости изложения в настоящей статье — исключаем их из определения «Балканы» или «Балканские страны».
4 В Содружество независимых государств входят Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан.
5 Всесторонний анализ недостаточного внимания, уделяемого в миграционных исследованиях вопросам торговли людьми из стран Восточной Европы в ЕС, представлен в: Laczko F., Klekowskivon Koppenfels A. and Barthel J., Trafficking in Women from Central and Eastern Europe: a Review of Statistical Data, paper presented at the European Conference on Preventing and Combating Trafficking in Human Beings: Global Challenge for the 21sl Century, 18-20 September 2002, at 1. На недостаток исследований, выявляющих возможные последствия расширения ЕС для тендерного равенства, указывается в: Steinhilber S., Women's Rights and Gender Equality in the EU Enlargement. An Opportunity for Progress, WIDE Briefing Paper, available at http://www.genderandtrade.net/EuropeAVIDE EUenlarge.pdf.
6 Более подробно предстоящий процесс расширения ЕС представлен на официальном сайте http://www.europa.eu.int/pol/enlarg/index en.htm.
7 United States Department of State (2004) Trafficking in Persons Report. Washington (http://www.state-gov/documents/organization/33614.pdf).
8 EUROPOL (2000) Crime Assessment: Trafficking in Human Beings into the European Union. The Hague.
9 Kartusch A. (2001) Reference Guide for Anti-Trafficking Legislative Review. Vienna, Ludwig Boltzmann Institute of Human Rights, September 2001(http://www.univie.ac.at/bim/download/REFERENCE_GUIDE.pdf).
10 EUROPOL (2004) Trafficking of Human Beings: A EUROPOL Perspective. The Hague (www.eu1rpol.eu.int/publications/SeriousCIimeOverviews/2004/OverviewTHB2004.pdf)
11 BBC News, Enlarging Europe - New Members and Candidates, 2002
12 Там же

13 European Union (2003) More Unity and More Diversity. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities (http://europa.eu.int/comm/publications/booklets/move/41/en.pdf).
14 EUROSTAT (2004) The New EU of 25 compared to EU 15, 36/2004, 11 March 2004. Luxembourg, Eurostat Press Office, (available at http://epp.eurostat.cec.eu.int/cache/ITY_PUBLIC/l-11032004-AP/EN/l-11032004-AP-EN.HTML).
15 European Union (2003) Acts on the accession of the Czech Republic, the Republic of Estonia, the Republic of Cyprus, the Republic of Latvia, the Republic of Lithuania, the Republic of Hungary, the Republic of Malta, the Republic of Poland, the Republic of Slovenia and the Slovak Republic to the European Union // Official Journal L 326 of 23.09.2003. Более подробно относительно последствий расширения ЕС на свободное передвижение людей см. European Commission, Free Movement of Persons - A Practical Guide far an Enlarged European Union, 2002, available at:
http://www.europa.eu.int/comm/enlargement/negotiations/chapters/chap2/S5260_practica guide including comments.pdf.
16 BBC News EU newcomers "risk brain drain", 27/02/2004.
17 OJL 203 от 1 августа 2002 г., ст. 1. Решение Совета вступило в силу 1 августа 2002 г. и государства-члены ЕС обязаны применить его в национальных законодательствах до 1 августа 2004 г.
18 OJL 261 от 6 августа 2004 г., ст. 19. Директива Совета 2004/81/ЕС вступила в силу 6 августа 2004 г., в день опубликования в официальном бюллетене и, согласно ст. 15, страны-члены ЕС обязаны применить его в национальных законодательствах до 1 августа 2006 г.
19 Поскольку целью настоящего исследования является последствия расширения ЕС для торговли женщинами, аспекты, касающиеся торговли детьми и мужчинами, не рассматриваются.
20 Маршруты торговцев людьми, берущие начало в странах Восточной и Центральной Европы, могут быть также нацелены на Балканы, Северную Америку и Азию, однако, они «выпадают» из поля зрения настоящего исследования и поэтому не включены в анализ.
21 Council of Europe (2000) International Seminar "Coordinated action against trafficking in human beings in South-Eastern Europe: Towards a Regional Action Plan", Athens, 29 June - 1 July 2000.
22 The Protection Project (2002) Human Rights Report on Trafficking in Persons, Especially Women and Children. Washington, Johns Hopkins University School of Advanced International Studies, CD-ROM.
23 Ackermann L., The dismantling of borders within Europe — a trap for the victims of trafficking? // Solwodi - Solidarity with Women- in Distress, Newsletter n. 60, July 2004 (http://www.solwodi.de).
24 Stracansky P. (2004) Arrests Point to Large-Scale Trafficking // Inter Press Service News Agency, 2004 (http://www.ipsnews.net).
25 Kaczorowska M., Flesh Peddling (2004) The Warsaw Voice Online, 26 May 2004 (http://www.warsawvoice.pl).
26 The Protection Project (2002) Human Rights Report on Trafficking in Persons, Especially Women and Children. Washington, Johns Hopkins University School of Advanced International Studies, CD-ROM.
27 Beechey, L. A., Pray with the World - the World is a Stage // The Tillson-burg News, 11 February 2005.
28 The Protection Project (2002) Human Rights Report on Trafficking in Persons, Especially Women and Children. Washington, Johns Hopkins University School of Advanced International Studies, CD-ROM.
29 United States Department of State (2004) Trafficking in Persons Report. Washington (http://www.state-gov/documents/organization/33614.pdf).
30 The Protection Project (2002) Human Rights Report on Trafficking in Persons, Especially Women and Children. Washington, Johns Hopkins University School of Advanced International Studies, CD-ROM.
31 Transcrime (2003) Tratta di persone a scopo di sfruttamento e traffico di migranti (http://www.giustizia.il/spetiali/tTattaj-apporto.htai).
32 F. Carchedi, Piccoli Schiavi senza Frontiere, Ediesse, Rome, 2004.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.