|
Миграция из стран Центральной и Восточной Европы в Германию
Соня Хауг1
(Полностью опубликовано в книге: Тенденции международной
миграции: Доклады, представленные на секцию 143 XXV Конференции
IUSSP – Международного союза научных исследований в области народонаселения,
18-23 июля 2005 года, Тур, Франция / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС
Пресс, 2006 с. 87-102. Научная серия: Международная миграция населения:
Россия и современный мир; вып. 16)
Предисловие
Темой настоящей статьи является описание и анализ миграции
из стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в Германию2.
В последние годы исследовательский интерес к миграции между восточными
странами-кандидатами и западными странами Европейского Союза (ЕС)
был огромен, особенно со стороны стран, поставляющих мигрантов.
Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения,
Чешская Республика и Венгрия являются членами ЕС с мая 2004 года.
Принятие стран-кандидатов Болгарии и Румынии намечено на 2007 год
(http//europa.eu.iniycomm./enlargement/; исключая Мальту и Кипр).
Наряду с вопросами, касающимися экономической интеграции3,
ожидаемый миграционный поток из стран ЦВЕ в «старые» страны-члены
ЕС был одним из наиболее острых вопросов в переговорах по расширению
ЕС. Вопрос заключался в предоставлении права на свободное передвижение
рабочей силы внутри границ ЕС, что подразумевает также свободный
выбор местожительства для граждан ЕС на территории ЕС. Предметом
переговоров по вступлению новых членов являлся вопрос, должны ли
граждане стран-кандидатов получить право на свободное передвижение
внутри ЕС сразу же после вступления или, как это было в случае «расширения
ЕС на юг», после определенного переходного периода. Греция присоединилась
к ЕС в 1981 году и получила право полной свободы передвижения граждан
в 1988 году, Португалия и Испания вступили в ЕС в 1986 и получили
право на свободное передвижение рабочей силы после истечения семилетнего
переходного периода. Для восьми новых стран ЦВЕ было принято гибкое
решение, определяющее переходный период4.
Согласно этому решению, переходный период продолжается в течение
семи лет. В течение первых лет после расширения «старые» государства-члены
ЕС предоставят рабочим из стран-кандидатов на вступление в ЕС возможность
свободного передвижения и трудоустройства в соответствии со своими
национальными законодательствами, а не с общим законодательством
ЕС. Через семь лет после вступления стран в ЕС должна быть проведена
либерализация внутригосударственных ограничений доступа на рынок
труда.
Среди исследователей миграционных процессов существуют
различные точки зрения и противоречивые гипотезы относительно последствий
регулирования свободного передвижения рабочей силы, что приводит
к различным переходным сценариям5.
По мере приближения срока вступления в ЕС за последние десять лет
возрос масштаб миграции между странами ЦВЕ и Германией6.
В настоящее время польские граждане занимают пятое место по численности
среди иностранных граждан в Германии и большинство новых иммигрантов
также родом из Польши. Помимо постоянных мигрантов значительную
часть миграции составляет сезонная и циркулярная миграция 7.
Данная работа представляет собой анализ текущей официальной статистики
миграции и описание наиболее важных видов миграции. Особый акцент
делается на случае Польши и Болгарии. Приводится краткий обзор прогнозов
миграции, основанный на экономическом моделировании, а также существующих
исследований в этой области. Выводы посвящены оценке основных тенденций
миграции и миграционного потенциала.
Тенденции миграции в период до 2003 года
В Германии существуют различные источники официальных
данных, фиксирующие миграцию и численность иностранного населения8.
Приведенный здесь анализ относится к миграционным движениям в Германию
до расширения ЕС на восток в 2004 году.
Таблица 1. Численность граждан стран ЦВЕ в Германии
Гражданство
|
2002
|
2003
|
2004
|
Болгария
|
42420
|
44300
|
39167
|
Чешская Республика
|
16863
|
30186
|
30301
|
Эстония
|
4019
|
4220
|
3775
|
Бывшая Чехословакия
|
28429
|
15006
|
8498
|
Венгрия
|
55953
|
54714
|
47808
|
Латвия
|
8866
|
9341
|
8844
|
Литва
|
12635
|
13985
|
14713
|
Польша
|
317603
|
326882
|
292109
|
Румыния
|
88679
|
89104
|
73365
|
Словакия
|
18327
|
19567
|
20244
|
Словения
|
20550
|
21795
|
21034
|
Всего ЦВЕ
|
614344
|
629100
|
559858
|
Всего 15 стран ЕС
|
1859811
|
1847777
|
1658300
|
Всего всех национальностей
|
7335593
|
9578288
|
6717115
|
Доля иностранного населения из стран ЦВЕ, %
|
8,4
|
8,4
|
8,3
|
Источник: Федеральное Ведомство миграции и эмиграции,
данные из центрального регистра иностранного населения. Сокращение
численности иностранцев в большинстве случаев связано с пересмотром
регистра в конце 2003 года
Данные по численности иммигрантов, которые представляют
собой распределение иностранных граждан по национальностям, можно
найти в центральном регистре иностранного населения ("Auslanderzentralregister"),
который представляет собой данные в виде файлов, собранных от местных
органов власти, занимающихся иностранцами9.
В конце 2003 года 629100 жителей являлись гражданами 10 стран-кандидатов
на вступление в ЕС (см. табл. 1).
Всего число иностранных граждан насчитывает 9578288
человек, доля иностранцев в общей численности населения составляет
9%. Четверть иностранцев в Германии являются гражданами 15 стран
Евросоюза (1847777 человек), еще четверть являются гражданами Турции
(1877661 человек). Вместе с иностранным населением доля граждан
стран Центральной и Восточной Европы, вступающих в Евросоюз, составляет
8,4%. Тем не менее, граждане Польши, численность которых насчитывает
326882 человека, занимают пятое место по численности среди иностранных
национальностей в Германии следом за Турцией, Италией, Югославией
и Грецией. Увеличение числа иностранных граждан из стран ЦВЕ не
является новостью. Число граждан стран ЦВЕ в Германии составляет
порядка 500000 тысяч человек уже в течение 10 лет.
<…>
Статистика миграционных потоков составлена из данных
регистров об иммиграции и эмиграции, собранных в местных регистрационных
учреждениях10. В
2003 году миграционный баланс между Германией и десятью странами
ЦВЕ был положительным: чистая миграция в 33085 была получена в результате
185719 иммигрировавших и 152634 эмигрировавших, возвратных мигрантов.
24% от общего числа иммигрантов (768975 человек) и 23% от общей
величины чистой миграции (142645 человек) в Германии родом из стран
ЦВЕ.
В большинстве случаев иммиграция из ЦВЕ происходила
в 1989—1990 годах — около 519000 человек. После 1993 года эмиграция
почти что сравнялась с числом мигрантов. Возрастающие тенденции
возвратной миграции показывают, что значительная часть миграции
из стран ЦВЕ была временной. Распределение по полу среди эмигрантов
из стран ЦВЕ было равным до 1988 года, а позднее среди мигрантов
преобладали мужчины, особенно в период 1991-1994 годы11.
В 2002 году доля женщин превысила 50% среди поляков, граждан стран
Балтии, чехов и словаков, проживающих в Германии.
<…>
В последние годы Польша стала страной, поставляющей
наибольшее количество мигрантов в Германию; в 2003 году было зарегистрировано
104924 иммигранта и чистая миграция, равная 22014. Пик иммиграции
пришелся на 1989 год и был обусловлен иммиграцией этнических немцев
(см. ниже). С 1991 года чистая миграция была почти равна нулю12..
Германия является страной, куда направляется большинство польских
эмигрантов — 71% польских эмигрантов в период с 1990 по 2001 год
уехало в Германию13.
Большинство польских эмигрантов остаются в Германии временно: согласно
анализу официальной статистики Польши, большинство мигрантов, зарегистрированных
как выехавшие на непродолжительное время, живут в Германии14,
и большинство потенциальных мигрантов в 1990-х годов намеревались
выезжать на короткий срок15.
Румыния и Венгрия, а также в меньшей степени Чешская Республика,
Словакия и Болгария также являются относительно крупными поставщиками
мигрантов. В связи с небольшой численностью населения стран Балтии
абсолютное число мигрантов из них незначительно16.
Типы мигрантов
Для граждан стран-кандидатов на вступление в ЕС существует
четыре законных способа иммигрировать, которые будут подробно рассмотрены
ниже. Туристическая виза не берется в расчет, хотя на это можно
возразить, что так называемые «туристы» зачастую имеют экономические
мотивы миграции17.
- эмиграция этнических немцев, так называемая «Aussiedler»;
- воссоединение семей, как немцев, так и иностранных граждан,
включая брачную миграцию;
- временное пребывание в стране сезонных рабочих, контрактных
рабочих, высококвалифицированных специалистов;
- студенты университетов.
Важным моментом, связанным с миграцией между странами
ЦВЕ и Германией, является миграция этнических немцев. Семьи, которые
представят удовлетворительные доказательства своего немецкого происхождения,
имеют право иммигрировать и принять гражданство, В частности в период
с 1988 по 1990 годы этнические немцы («Aussiedler») преобладали
в числе иммигрирующих в Германию. В 1990 году 197200 этнических
немцев из Румынии и 113300 из Польши переехали в Германию. В период
с 1991 по 2003 годы 76545 этнических немцев иммигрировали из Румынии,
72455 из Польши, 1782 из бывшей Чехословакии, 1471 из Венгрии18.
В итоге численность этнических немцев, иммигрировавших из Польши
в Германию с 1950 по 2002 год, составила 1,4 миллиона человек (данные
Министерства внутренних дел). Между тем, остальные этнические немцы
иммигрируют в основном из России, Украины и Казахстана.
В 2001 году около 20% иммигрантов из Польши и 15% эмигрантов
в Польшу были немцами. Вследствие того, что немцы перемещаются между
Польшей и Германией, Польша является второй по значимости страной,
в которую эмигрируют немцы, после США19.
Причинами возвратной миграции могут являться рост экономики Польши
или разочарование в стране эмиграции20.
Немецкие национальные меньшинства, живущие в Польше, активно участвуют
в процессе миграции. В течение долгого времени немцы составляли
крупнейшую группу международных мигрантов, имеющих разрешение на
работу или разрешение на постоянное место жительства21.
В итоге миграция из Польши в Германию представляет собой циркулярную
миграцию этнических немцев и части немецкого национального меньшинства
в Польше, а также временных трудовых мигрантов из Польши (см. ниже).
<…>
Право на воссоединение семей заключается в возможности
иммиграции супругов и детей немцев и иностранных граждан. Для воссоединения
семьи, если дело касается людей, не являющихся гражданами ЕС, должна
в обязательном порядке оформляться виза. Таким образом, число воссоединившихся
семей может быть определено из статистики выдачи виз Министерством
иностранных дел. Для стран ЦВЕ воссоединение семей — по сравнению,
скажем, с Турцией, на которую приходится около 30% выдаваемых виз,
— занимает второстепенное место. В 2002 году было выдано 7 тысяч
виз для воссоединения семей в консульствах стран ЦВЕ, из которых
3100 были оформлены для Польши. Граждане стран ЦВЕ получили 8% от
общего числа выданных виз, 12% всех виз, выданных детям до 18 лет
(2600) и 12% виз, выданных иностранным женщинам для воссоединения
с мужьями в Германии (2400). Относительно редко происходит воссоединение
иностранных жен с мужьями-иностранцами и воссоединение мужей-иностранцев
с женами из других стран или с женами из Германии 22.
Другим подтверждением тенденций растущей женской иммиграции
из стран ЦВЕ является статистика браков, которая включает иностранных
партнеров, прибывающих в Германию по туристической визе для заключения
брака. Наибольшее количество смешанных браков между мужчинами-немцами
и женщинами-иностранками заключается с женщинами из Польши, за ними
следуют Таиланд, далее — Россия, Украина и Румыния (данные Федеральной
статистической службы Германии). В 2001 году 11900 браков было заключено
между мужчинами из Германии и женщинами из стран ЦВЕ, что составляет
29,3% от числа браков, заключенных немецкими мужчинами с иностранками
и 3% от общего числа браков, заключенных немецкими мужчинами. Редкими
являются межнациональные браки немецких женщин (6700 в 2001 году);
лишь для 6,8% партнерами являлись выходцы из ЦВЕ. Эта специфическая
гендерная модель отражает развитие транснационального брачного рынка23.
Помимо иммиграции этнических немцев и воссоединения
семей, важную роль в миграции из стран ЦВЕ играет рынок рабочей
силы24. В Германии,
согласно данным Федерального агентства занятости, 87% от 373800
выданных мигрантам разрешений на работу в 2001 году пришлось на
граждан ЦВЕ. В 2002 году доля граждан ЦВЕ выросла до 90,7% от 339247
разрешений на работу25.
Это означает, что рынок временно нанимаемой рабочей силы в основном
занят мигрантами из стран ЦВЕ.
Большинство работников, приезжающих на работу в первый
раз, родом из Польши (68%). Также среди тех рабочих, кто, вернувшись
обратно, снова получил разрешение на работу, или тех, кто получил
продление разрешения на работу, большинство были гражданами Польши.
В 2002 году было выдано 267642 разрешений на работу для граждан
Польши, в основном в качестве сезонных рабочих или рабочих по контракту26.
Для рабочих, вторично запрашивающих разрешение на работу, в некоторых
случаях срок пребывания растягивался на долгое или на относительно
неопределенное время. Большинство разрешений на работу, выданных
гражданам Чешской Республики, являлись продлением разрешения на
работу. Следовательно, граждане Чешской Республики, а также в некоторой
мере румыны и венгры, имеют тенденцию к долговременному проживанию
на территории Германии и к долгосрочной занятости. Число приграничных
рабочих и служащих относительно незначительно. Это характерно в
большей степени для граждан Чехии, но не для граждан Польши. Это
связано с относительно неблагоприятной экономической ситуацией в
землях бывшей ГДР, граничащих с Польшей, по сравнению с благополучной
ситуацией в Баварии, граничащей с Чехией.
Хотя абсолютное число выдаваемых разрешений на работу
в области информационных технологий (специальная программа иммиграции
специалистов в области информационных технологий, известная как
«Зеленая карта») было относительно невелико (12130 в период с 2000
по 2004 год), анализ показывает тенденцию к иммиграции из стран
ЦВЕ на рынок труда высококвалифицированных специалистов27.
Более четверти из них являются гражданами ЦВЕ. В частности, в этой
сфере много иммигрантов из Румынии и Польши.
Согласно статистике по образованию, собранной университетами,
в зимнем семестре 2001/2002 учебного года среди иностранных студентов,
обучающихся в Германских университетах, насчитывалось 26100 граждан
ЦВЕ28. Из них 7600
были впервые зачисленные первокурсники, вероятно, недавно иммигрировавшие.
Следовательно, почти 18% всех иностранных студентов и почти 20%
иностранцев-первокурсников являются гражданами ЦВЕ. Среди 30400
студентов их доля составляет 14,7% от общего числа иностранных студентов.
Доля студентов среди выходцев из стран ЦВЕ составляет 5%. Таким
образом, иммиграция из ЦВЕ в целях получения образования относительно
незначима по сравнению с абсолютным числом трудовых мигрантов. Однако
если большинство мигрантов являются сезонными работниками и циркулярными
мигрантами, студенты, скорее всего, остаются на более долгий период
в Германии. Следует предположить, что новый иммиграционный закон
от 2005 года, вероятно, увеличит число высококвалифицированных мигрантов
из стран ЦВЕ в Германии, т.к. появятся более благоприятные возможности
для получения работы для иностранных выпускников в различных профессиональных
областях.
Будущие тенденции миграции
В целом Германия и Австрия являются странами, принимающими
наибольшее число эмигрантов из стран ЦВЕ29.
При более пристальном анализе выясняется, что существует корреляция
между национальностью мигрантов и странами назначения. Например,
переписи населения, так же как и текущая официальная статистика
показывают, что Германия, США и Испания являются наиболее привлекательными
странами для потенциальных эмигрантов из Болгарии30.
В Польше новыми направлениями сезонной миграции являются Италия,
Испания и Греция31.
Учитывая довольно большое число людей, выражающих заинтересованность
в миграции, встает вопрос о масштабе потенциальных миграционных
движений из стран ЦВЕ. Миграционные прогнозы по своей сути подразделяются
на два основных методологических типа: социально-экономические модели
и исследования, с одной стороны, и прогнозы, основанные на результатах
конкретных обследований, с другой стороны. В отношении миграции
из ЦВЕ в Германию исследование фокусируется на экономических детерминантах
и экономических мотивах миграции.
Эконометрическое моделирование является широко распространенным
методом, используемым экономическими исследовательскими институтами
для прогнозирования миграционных потоков. Некоторые экономические
модели преимущественно основаны на макроэкономических показателях,
таких как внутренний валовой продукт, средний уровень заработной
платы или уровень безработицы. В неоклассическом микроэкономическом
моделировании принимаются в расчет дополнительные показатели, например,
инвестиции в человеческий капитал или оценка индивидуумом потенциальных
преимуществ миграции через ожидаемый доход, вероятность получения
работы, сравнительные оценки (ожидаемая зарплата в родной стране)
или транспортные расходы. Большинство моделей принимают развитие
миграционных процессов из южной Европы в Германию после расширения
ЕС на юг в качестве модели миграции для стран ЦВЕ. В общем, ожидаемый
масштаб миграционных движений в Германию значителен, но не огромен.
Прогнозы различаются в отношении рассматриваемого промежутка времени,
зависимых переменных (прирост населения, чистая миграция, иммиграция),
а также в отношении вероятного масштаба миграций32.
- Прирост населения благодаря миграции: ЕС в целом — 335 тысяч
человек в год; Германия — 220 тысяч человек в год33;
- Иммиграция в Германию: 200-300 тысяч в год34;
- Иммиграция в ЕС в ближайшие 15 лет: 199-419 тысяч, чистая миграция
в ЕС: 63-157тысяч35;
- Чистая миграция в Германию: 73583 в год36;
- Чистая миграция в Германию: 242 тысяч в год, в ближайшие 15
лет: от 66 тысяч до 167 тысяч37;
- Иммиграция в Германию: 180 тысяч в первый год после расширения
ЕС, 225 тысяч во второй год, по предварительным оценкам к 2030:
2,3 миллиона38.
Несмотря на то, что экономические модели приводят к
различным выводам, они сходятся в некоторых общих заключениях39.
Учитывая, что чистая миграция из десяти стран Центральной и Восточной
Европы, вступающих в ЕС, составила в 2002 году 42657 (Федеральная
статистическая служба), экономические модели, возможно, переоценивают
будущий масштаб миграции. Экономические прогнозы сильно зависят
от будущего экономического развития страны назначения. Даже учитывая
опыт расширения ЕС на юг, можно сомневаться, применим ли он в нынешнем
случае расширения ЕС на восток, поскольку остается открытым вопрос
о том, пойдет ли развитие новых стран-членов ЕС по тому же сценарию.
Оптимистические предположения могут вылиться в недооценку миграции.
Кроме того, экономическое моделирование принятия решений об эмиграции
ограничивается в основном экономическими переменными. Это может
привести к ошибочным оценкам потенциальной эмиграции. Экономические
модели склонны к слишком узким масштабам интерпретации, таким образом,
вводя в заблуждение, так как они игнорируют «микроуровень» принятия
решений о миграции40.
В частности, они имеют тенденции к уменьшению важности влияния потенциальной
индивидуальной ситуации мигранта, например, в отношении его или
ее семьи и социальных связей. Важность социальных связей и социального
капитала в миграционных процессах, так же как и процесса цепной
миграции была отражена в целом ряде исследований. Несмотря на то,
что в основе миграции фактически лежат экономические мотивы, она
зачастую становится довольно сложным самоподдерживающимся в течение
долгих лет социальным процессом. Иными словами, не всякий человек,
находящийся в неблагоприятных экономических условиях, будет эмигрировать,
поскольку специфические социальные факторы в его родной стране могут
препятствовать акту миграции41.
Помимо экономического моделирования, существуют социологические
исследования и эмиграционные прогнозы, основанные на результатах
конкретных исследований. Они учитывают тот факт, что мотивы потенциальных
мигрантов различаются, и миграция не обязательно определяется преимущественно
экономическими факторами42.
Исследования, проведенные несколькими институтами, пришли к различным
результатам в отношении намерений потенциальных эмигрантов в странах
ЦВЕ.
• Имеют общее намерение эмигрировать: Чехия: 20,1%,
Венгрия: 20,5%, Польша: 16,6%, Словакия: 30,3%, всего приблизительно
4066 тысяч. Имеют конкретное намерение эмигрировать: Чехия: 11,8%,
Венгрия: 8,6%, Польша: 5,5%, Словакия: 17,7%, всего приблизительно
709 тысяч. Основные страны назначения: Германия, Австрия43.
• Имеют намерение жить и работать в ЕС: Болгария: 17%,
Чехия: 10,6%, Эстония: 16%, Венгрия: 11,6%, Латвия: 15%, Литва:
15,9%, Польша: 16,4%, Румыния: 26,1%, Словакия: 12,2%, Словения:
8%, Турция: 34%. Намереваются переехать в ЕС в ближайшие годы: Болгария:
4,8%, Чехия: 1,1%, Эстония: 1,6%, Венгрия: 0,8%, Латвия: 2,0%, Литва:
2,5%, Польша: 1,8%, Румыния: 2,8%, Словакия: 2,0%, Словения: 0,9%,
Турция: 0,8%44.
• Данные переписи населения в Болгарии 2001 году: 8,5%
с большой или достаточно большой долей вероятности эмигрируют и
переселятся на постоянное место жительства в другую страну (потенциальные
долговременные мигранты), 6,8% имеют намерение эмигрировать на срок
более года для работы или учебы (потенциальные трудовые мигранты)45.
• Имеют намерение остаться в Германии на постоянное
место жительства из числа польских временных трудовых мигрантов:
работники по контракту: 52,6%, временные иностранные рабочие: 56,3%,
сезонные рабочие: 35,1%46.
Конкретные планы миграции, которые, судя по ответам
опрашиваемых, будут реализованы в ближайшем будущем, являются гораздо
более достоверной основой для прогнозов, чем общие миграционные
намерения. Общие намерения покинуть страну, по крайней мере на время,
достаточно широко распространены, тогда как конкретные намерения
мигрировать относительно редки47.
Намерения временных рабочих в Германии остаться на постоянное место
жительства выше среди рабочих по контракту и временных рабочих,
чем среди сезонных рабочих, срок пребывания которых в стране менее
трех месяцев48.
Результаты исследования, проведенного Европейской Комиссией на основании
данных стран-кандидатов на вступление в ЕС — Eurobarometer 2002
— показывают, что общее намерение переехать жить и работать в ЕС
в ближайшие годы намного выше, чем реальное намерение эмигрировать.
Таким образом, широко распространены намерения осуществить временную
трудовую миграцию, тогда как желание эмигрировать и поселиться за
границей встречаются гораздо реже; большинство всех потенциальных
мигрантов намереваются оставаться за границей лишь временно.
Прогнозы, основанные на миграционных намерениях в любом
случае нельзя назвать достоверными49.
Наиболее проблематичным является недостаток теоретической основы
прогнозов и неудовлетворительное качество данных. В расчет должны
быть приняты и различные причины миграции, и механизмы обратной
связи, и совокупная причинная зависимость миграции50.
В целом миграция зависит от различных факторов51:
1. Законодательные аспекты: переходный период для свободного
перемещения работников, возможность получить разрешение на работу
и контроль за нелегальной иммиграцией.
2. Экономические аспекты: экономическое развитие страны
выезда и страны въезда, система социального обеспечения, черный
рынок.
3. Демографические аспекты: возрастно-половая структура,
процессы старения, влияющие на потребность в трудовых мигрантов
в принимающих странах, число потенциальных мигрантов в странах происхождения,
структура семьи, состояние брачного рынка (трудовые мигранты в большинстве
случаев являются молодыми мужчинами, у женщин-эмигранток наблюдается
тенденция к брачной миграции).
4. Семейные и миграционные сети: именно они во многих
случаях определяют направления и масштаб миграционных потоков, особенно
в случае цепной миграции.
5. Эмиграционные намерения: поселение на постоянное
место жительства в стране пребывания далеко не всегда является целью
мигранта с самого начала. Длительность пребывания в стране предсказать
трудно.
Заключение
В связи с расширением ЕС возникли ожидания того, что
иммиграция в страны ЕС и Германию будет увеличиваться. Исследования,
проведенные в странах происхождения мигрантов и нацеленные на выявление
эмиграционных намерений, часто приводили к констатации высокого
миграционного потенциала. Однако, эти ожидания, скорее всего, не
реалистичны. С одной стороны, большинство экономических исследований
будущего развития иммиграции из стран ЦВЕ в Германию приходят к
выводу, что сильное увеличение иммиграции маловероятно52.
С другой стороны, потенциальные мигранты уже успели эмигрировать;
например, когда говорят о будущей миграции из Польши в страны ЕС,
приходится признать, что «эмигранты из Польши уже там»53.
Следовательно, рассматривая иммиграцию и иностранное население в
Германии, следует признать, что страны ЦВЕ, в особенности Польша,
являются наиболее значимыми поставщиками мигрантов и большая часть
этих мигрантов уже въехали в Германию в качестве трудовых мигрантов,
как ранее испанцы и португальцы. Чистая миграция из Испании, Португалии,
Греции и Сербии была какое-то время отрицательной, и лишь турки,
итальянцы и югославы составляют стабильно высокий процент населения
Германии вследствие продолжающейся иммиграции. Как бы то ни было,
иммиграция из стран ЦВЕ в основном носит характер временной трудовой
миграции или учебной миграции, наряду с миграцией для воссоединения
семей и брачной миграцией. Прогнозируя будущую миграцию из стран
ЦВЕ в Германию необходимо учесть некоторые аспекты:
1. Создание законодательной базы, регулирующей миграцию:
есть договоренность о семилетнем переходном периоде, предшествующем
полной свободе передвижения граждан стран ЦВЕ. Впрочем, несмотря
на это, продления временных разрешений на работу, по всей вероятности,
приведет де-факто к формированию иммиграционного потока, как это
было в случае временных трудовых мигрантов из Южной Европы.
2. Экономическое развитие всех участвующих сторон: если,
как ожидается, экономика стран ЦВЕ будет позитивно развиваться,
потенциал ожидаемой миграции снизится. То же произойдет, если экономическая
ситуация в принимающей стране — Германии — заметно ухудшится.
3. Демографическое развитие: эмиграционный потенциал
обычно выше среди молодых возрастных групп. Из-за снижения
их численности и увеличения среднего возраста населения в странах
ЦВЕ, что неизбежно произойдет из-за низкой рождаемости, наблюдавшейся
в странах с переходной экономикой после 1990 года, эмиграционный
потенциал в будущем снизится.
4. Продолжительность миграции: потенциальные мигранты
предпочитают постоянной эмиграции краткосрочную миграцию.
Следовательно, сущность миграционного потенциала в странах
ЦВЕ трудно оценить. Можно сделать вывод, что в ближайшее время число
временно пребывающих работников и, следовательно, сезонной миграции
в Германию будет продолжать увеличиваться, и тенденция роста масштабов
трудовой миграции в Германию сохранится54.
Основные тенденции миграции, рассмотренные на примере Польши, изменились
с долгосрочной на краткосрочную модель миграции55.
Следует ожидать, что в случае успешного экономического роста и неблагоприятного
демографического развития, страны ЦВЕ превратятся из стран эмиграции
в страны иммиграции, и эмигрировавшее ранее население вернется.
Такая эволюция произошла в прежних странах эмиграции — Италии, Испании,
Португалии и Греции.
Похоже, что настоящее время Польша и Венгрия уже фактически
находятся на пути превращения из стран эмиграции в страны иммиграции56.
Другим вопросом являются последствия происходящего для стран выезда.
Некоторыми исследователями отмечается, что эмиграция из стран ЦВЕ
в наибольшей степени охватывает неженатых, молодых и хорошо образованных
людей 57. Перепись
населения 2001 года в Болгарии зафиксировала тенденцию долгосрочной
эмиграции и временной трудовой миграции среди хорошо образованной
молодежи58. Таким
образом, некоторые исследователи предсказывают «утечку умов» и отмечают
негативные последствия оттока высококвалифицированных кадров для
рынка труда стран выезда59.
Другие исследователи предпочитают говорить о «притоке умов» ("brain
gain")60. Таким
образом, требуются дальнейшие исследовании для достоверного описания
и понимания происходящих миграционных процессов между странами ЦВЕ,
Германией, а также странами ЕС в целом.
1 Старший исследователь,
руководитель Отдела исследования миграции Федеральной службы миграции
и беженцев, Германия.
2 Первоначальный вариант
статьи был представлен на Европейской конференции по народонаселению,
Варшава, 26-30.08.2003. Некоторые разделы статьи являются результатом
проекта ЕС «Внешняя миграция — анализ развития и последствий миграционных
процессов» [Haug, S. and C. Diehl External Migration in Bulgaria.
Extemal migration and emigration potential in Bulgaria and its consequences
for demography and economy. Final Report of the Project of the Federal
Statistical Office of Ger-many and the National Statistical Institute
of Bulgaria. External Migration -Analysing the development and consequences
of the migration process. Mimeo, Wiesbaden, Federal Institute for
Population Research, 2004; Richter, B. Deutsche Hilfe beim Aufbau
der Migrationsstatistik in Bulgarien. Chancen, Herausforderungen
und Ergebnisse // Wirtschaft und Statistik, 2004, ll, pp. 1338-1343.]
3 Gehle, S. Außenhandel
mit den EU-Beitrittsländern // Wirtschaft und Statistik, 2003,
7, pp. 611-622.
4 http//europa.eu.int/comm./enlargement/negotiations/
5 Brücker, H.
and С Weise EU-Osterweiterung: Abschottung oder regulierte Offnung?
Zu den Ubergangsfristen für die Arbeitnehmerfreiziigigkeit.
DlW-Wochenbericht 31/01, Berlin, 2001; Fassmann, H. and R. Münz
Die Osterweiterung der EU und ihre Konsequenzen für die Ost-West-Wanderung
// In Bade, K. and R. Münz (eds.): Migrationsreport 2002. Fakten
- Analysen - Perspektiven, Frankfurt, Campus, 2002, pp. 61-98.
6 Wallace, C. and
D. Stola (eds.) Patterns of Migration in Central Europe. Hampshire,
Palgrave, 2001. р. 3.
7 Классификацию пространственной
мобильности населения см. в: Iontsev, V. and I. Ivakhniouk. Russia
in the World Migration Flows: Trends in the last Decade (1992-2001)
// In Vladimir Iontsev (ed.): World in the Mirror of International
Migration. Moscow: MAX Press, 2002, Vol. 10. p. 36.
8 см. Haug, S. and
C. Diehl External Migration in Bulgaria. Extemal migration and emigration
potential in Bulgaria and its consequences for demography and economy.
Final Report of the Project of the Federal Statistical Office of
Ger-many and the National Statistical Institute of Bulgaria. External
Migration -Analysing the development and consequences of the migration
process. Mimeo, Wiesbaden, Federal Institute for Population Research,
2004
9 Statistisches Bundesamt
Fachserie T, Reihe 2: Ausländische Bevölkerung sowie Einbürgerungen,
Wiesbaden, 2002
10 Statistisches
Bundesamt Fachserie 1, Reihe 1: Gebiet und Bevölkerung, Wiesbaden,
2000
11 Haug, S. Wanderungen
zwischen Deutschland und den EU-Beitrittsländern. Wirtschaft
und Statistik, 2004, 3, pp. 280-287.
12 Там же
13 Currle, E. Migration
in Europa. Daten und Hintergriinde, Stuttgart, Lucius & Lucius,
2004. р. 376; Iglicka, K. Migration movements from and into Poland
in the light of East-West European migration, International Migration,
2001, 39, p. 4; Pallaske, C. Migranten aus Polen in der Bundesrepublik
Deutschland in den 1980er und 1990er Jahren. Münster: Waxmann,
2002; Wallace, C. and D. Stola (eds.) Patterns of Migration in Central
Europe. Hampshire, Palgrave, 2001. р. 18
14 Currle, E. Migration
in Europa. Daten und Hintergriinde, Stuttgart, Lucius & Lucius,
2004. р. 377
15 Okolski, M. Poland
// In Artittis, S. The Politics of East-West-Migration, New York,
1994, pp. 51-67.
16 Haug, S. Wanderungen
zwischen Deutschland und den EU-Beitrittsländern. Wirtschaft
und Statistik, 2004, 3, pp. 280-287.
17 Iontsev, V. and
I. Ivakhniouk. Russia in the World Migration Flows: Trends in the
last Decade (1992-2001) // In Vladimir Iontsev (ed.): World in the
Mirror of International Migration. Moscow: MAX Press, 2002, Vol.
10. p. 37.
18 Bundesamt fur
Migration und Flüchtlinge Migration und Asyl in Zahlen, Numberg,
2004. р. 57.
19 Haug, S. Trends
der Auswanderung aus Deutschland. BiB-Mitteilungen 2004, 25, l,
pp. 11-14.
20 Currle, E. Migration
in Europa. Daten und Hintergriinde, Stuttgart, Lucius & Lucius,
2004. р. 374.
21 Iglicka, K. Mechanisms
of migration from Poland before and during the transition period,
Journal of Ethnic and Migration Studies, 2000,26,1, pp. 61-73; Iglicka,
K. Migration movements from and into Poland in the light of East-West
European migration, International Migration, 2001, 39, pp. 3-32;
Iglicka, K. Poland: Between geopolitical shifts and emerging migratory
patterns, International Journal of Population Geography, 2002, 8,
pp. 153-164.
22 Министерство
иностранных дел, общая статистика по воссоединению семей.
23 Müller-Schneider,
T. Zuwanderung in westliche Gesellschaften. Analyse und Steuerungsoptionen.
Opladen: Leske + Budrich, 2000.
24 Salt, J, and
J. Clarke International Labour Migration towards and within Europe.
Council of Europe: European Population Series No. 15. Strasbourg,
2004.
25 Haug, S. Wanderungen
zwischen Deutschland und den EU-Beitrittsländern. Wirtschaft
und Statistik, 2004a, 3, pp. 280-287.
26 Pallaske, C.
Migranten aus Polen in der Bundesrepublik Deutschland in den 1980er
und 1990er Jahren. Münster: Waxmann, 2002.
27 Haug, S. Wanderungen
zwischen Deutschland und den EU-Beitrittsländern. Wirtschaft
und Statistik, 2004a, 3, pp. 280-287.
28 Statistisches
Bundesamt Fachserie 11, Reihe 4.1: Bildung und Kultur. Studierende
an Hochschulen, Wintersemester 2001/02, Wiesbaden, 2002, р. 385.
29 Fassmann,
H. and C. Hintermann Migrationspotential Ostmitteleuropa. Struktur
und Motivation potentieller Migranten aus Polen, der Slowakei, Tschechien
und Ungarn. ISR-Forschungsberichte H. 22, Wien, Verlag der Österreichischen
Akademie der Wissenschaften, 1997; Krieger, H. Migration trends
in an enlarged Europe. European Foundation for the Improvement of
Living and Working Conditions, Dublin, 2004.
30 Haug, S. and
C. Diehl External Migration in Bulgaria. External migration and
emigration potential in Bulgaria and its consequences for demography
and economy. Final Report of the Project of the Federal Statistical
Office of Ger-many and the National Statistical Institute of Bulgaria.
External Migration - Analysing the development and consequences
of the migration process. Mimeo, Wiesbaden, Federal Institute for
Population Research, 2004; Haug, S. Migration aus Mittel- und Östeuropa
nach Deutschland. Trends und Emigrationspotential unter besonderer
Berücksichtigung von Bulgarien // In: Swiaczny, F., Haug, S.
and E. Currle (eds.): Migration in Europa. Materialien zur Bevölkerungswissenschaft,
Nr. 115, Wiesbaden, Bundesinstitut für Bevölkerungsforschung,
2005.
31 Korys, I. Migration
Trends in Selected Applicant Countries. Volume III — Poland. Dilemmas
of a Sending and Receiving Country. Vienna, IOM 2004. р. 5.
32 см. Haug, S.
Migration aus Mittel- und Östeuropa nach Deutschland. Trends
und Emigrationspotential unter besonderer Berücksichtigung
von Bulgarien // In: Swiaczny, F., Haug, S. and E. Currle (eds.):
Migration in Europa. Materialien zur Bevölkerungswissenschaft,
Nr. 115, Wiesbaden, Bundesinstitut für Bevölkerungsforschung,
2005.
33 Brucker, H. et
al. EU-Osterweiterung: Keine massive Zuwanderung zu er-warten, DlW-Wochenbericht
21/00, Berlin, 2000.
34 Sinn, H. et al.
EU-Erweiterung und Arbeitskräftemigration. Wege zu einer schrittweisen
Annäherung der Arbeitsmärkte. Institut fьr Wirtschaftsforschung,
München, 2001.
35 Straubhaar, T.
Ost-West-Migrationspotenzial: Wie groß ist es? Jahrbücher
für Nationalökonomie und Statistik, 2002, 222,1. pp. 22-41.
36 Fertig, M. The
Economic Impact of EU-Enlargement: Assessing the Migration Potential.
Universität Heidelberg: Department of Economics, Discussion
Paper Series, № 293, 2000.
37 Flaig, G. Zur
Abschützung der Migrationspotentiale der osteuropäischen
EU-Beitrittsländer. Beihefte der Konjunkturpolitik // Zeitschrift
für angewandte Wirtschaftsforschung, 2001, 52, pp. 55-76.
38 Alvarez-Plata,
P. et al. Potential Migration from Central and Eastern Europe into
the EU-15. An Update. Report for the European Commission, DG Employment
and Social Affairs, Berlin, DIW, 2003.
39 Fassmann, H.
EU-Erweiterung und Arbeitsmigration nach Deutschland und Österreich.
Quantitative Vorhersagen und aktuelle Entwicklungstendenzen. IMIS-Beiträge,
2002, 19, p. 74.
40 Massey, D. et
al. An Evaluation of International Migration Theory: The North American
Case // Population and Development Review, 1994, 20, 4, pp. 699-749;
Massey, D. et al. Theories of International Migration: A Review
and Appraisal // Population and Development Review, 1993, 19, 3,
pp. 431-466.
41 Faist, T. The
Crucial Meso-Level // In: Hammar, T. et al. (eds.) International
Migration, Immobility and Development. Oxford, Berg, 1997, pp. 187-217;
Haug, S. Soziales Kapital und Kettenmigration. Italienische Migranten
in Deutschland. Opladen: Leske + Budrich, 2000.
42 См. Massey, D.
et al. An Evaluation of International Migration Theory: The North
American Case // Population and Development Review, 1994, 20, 4,
pp. 699-749; Massey, D. et al. Theories of International Migration:
A Review and Appraisal // Population and Development Review, 1993,
19, 3, pp. 431-466; Haug, S. Migrationstheorien und Migrationsforschung.
Mannheimer Zentrum für Europäische Sozialforschung, Arbeitsbericht
№ 30, 2000 (http://www.mzes.uni-mannheim.de/publications/wp/wp-30.pdf)
для ознакомления с различными теориями миграции.
43 Fassmann, H.
and C. Hintermann Migrationspotential Östmitteleuropa. Struktur
und Motivation potentieller Migranten aus Polen, der Slowakei, Tschechien
und Ungarn. ISR-Forschungsberichte H. 22, Wien, Verlag der Österreichischen
Akademie der Wissenschaften, 1997.
44 Krieger, H. Migration
trends in an enlarged Europe. European Foundation for the Improvement
of Living and Working Conditions, Dublin, 2004.
45 Haug, S. and
C. Diehl External Migration in Bulgaria. Extemal migration and emigration
potential in Bulgaria and its consequences for demography and economy.
Final Report of the Project of the Federal Statistical Office of
Ger-many and the National Statistical Institute of Bulgaria. External
Migration - Analysing the development and consequences of the migration
process. Mimeo, Wiesbaden, Federal Institute for Population Research,
2004; Haug, S. Migration aus Mittel- und Osteuropa nach Deutschland.
Trends und Emigrationspotential unter besonderer Berücksichtigung
von Bulgarien // In: Swiaczny, F., Haug, S. and E. Currle (eds.):
Migration in Europa. Materialien zur Bevölkerungswissenschaft,
Nr. 115, Wiesbaden, Bundesinstitut für Bevölkerungsforschung,
2005.
46 Venema, M. and
Grimm, C. Situation der ausländischen Arbeitnehmer und ihrer
Familienangehörigen in der Bundesrepublik Deutschland. Reprösentativuntersuchung
2001. Bericht im Auftrag des Bundesministeriums für Arbeit
und Sozialordnung. Offenbach, Marplan, 2001.
47 Fassmann, H.
and C. Hintermann Migrationspotential Östmitteleuropa. Struktur
und Motivation potentieller Migranten aus Polen, der Slowakei, Tschechien
und Ungarn. ISR-Forschungsberichte H. 22, Wien, Verlag der Österreichischen
Akademie der Wissenschaften, 1997. р. 14.
48 Venema, M. and
Grimm, C. Situation der ausländischen Arbeitnehmer und ihrer
Familienangehörigen in der Bundesrepublik Deutschland. Reprösentativuntersuchung
2001. Bericht im Auftrag des Bundesministeriums für Arbeit
und Sozialordnung. Offenbach, Marplan, 2001.
49 Kupiszewski,
M. How trustworthy are forecasts of international migration between
Poland and the European Union? // Journal of Ethnic and Migration
Studies, 2002, 28, 4, pp. 627-645.
50 Massey, D. Social
Structure, Household Strategies, and the Cumulative Causation of
Migration //Population Index, 1990, 56, 1, pp. 3-26.
51 Massey, D. et
al. An Evaluation of International Migration Theory: The North American
Case // Population and Development Review, 1994,20,4, pp. 699-749.
41. Massey, D. et al. Theories of International Migration: A Review
and Appraisal // Population and Development Review, 1993, 19, 3,
pp. 431-466; Haug, S. Migrationstheorien und Migrationsforschung.
Mannheimer Zentrum für Europäische Sozialforschung, Arbeitsbericht
Nr. 30, 2000 (http://www.mzes.uni-mannheim.de/publications/wp/wp-30.pdf);
Haug, S. Soziales Kapital und Kettenmigration. Italienische Migranten
in Deutschland. Opladen: Leske + Budrich, 2000a.
52 Brucker, H. and
С Weise EU-Osterweiterung: Abschottung oder regulierte Offnung?
Zu den Ubergangsfristen für die Arbeitnehmerfreiziigigkeit.
DlW-Wochenbericht 31/01, Berlin, 2001; Hönekopp, E. and H.
Werner Eastward Enlargement of the European Union: a Wave of Immigration?
IAB Labour Market Research Topics 40, 2000; Sinn, H. et al. EU-Erweiterung
und Arbeitskräftemigration. Wege zu einer schrittweisen Annäherung
der Arbeitsmärkte. Institut fьr Wirtschaftsforschung, München,
2001; Straubhaar, T. Ost-West-Migrationspotenzial: Wie groß
ist es? Jahrbücher für Nationalökonomie und Statistik,
2002, 222, 1. pp. 22-41.
53 Stola, D.: Poland,
in Wallace, C. and D. Stola (ed.) Patterns of Migration in Central
Europe. Hampshire, Palgrave, 2001, p. 198.
54 Salt, J, and
J. Clarke International Labour Migration towards and within Europe.
Council of Europe: European Population Series No. 15. Strasbourg,
2004. р. 11.
55 Stola, D.: Poland,
in Wallace, C. and D. Stola (ed.) Patterns of Migration in Central
Europe. Hampshire, Palgrave, 2001, p. 199.
56 анализ «нового
миграционного пространства», представленного Польшей, Венгрией,
Чехией и Словакией, дан в: Currle, E. Migration in Europa. Daten
und Hintergriinde, Stuttgart, Lucius & Lucius, 2004; Iglicka,
K. Migration movements from and into Poland in the light of East-West
European migration, International Migration, 2001, 39, pp. 3-32;
Korys, I. Migration Trends in Selected Applicant Countries. Volume
III — Poland. Dilemmas of a Sending and Receiving Country. Vienna,
IOM 2004; Salt, J, and J. Clarke International Labour Migration
towards and within Europe. Council of Europe: European Population
Series № 15. Strasbourg, 2004; Wallace, C. and D. Stola (eds.) Patterns
of Migration in Central Europe. Hampshire, Palgrave, 2001.
57 Krieger, H. Migration
trends in an enlarged Europe. European Foundation for the Improvement
of Living and Working Conditions, Dublin, 2004.
58 Haug, S. Migration
aus Mittel- und Osteuropa nach Deutschland. Trends und Emigrationspotential
unter besonderer Berücksichtigung von Bulgarien // In: Swiaczny,
F., Haug, S. and E. Currle (eds.): Migration in Europa. Materialien
zur Bevölkerungswissenschaft, Nr. 115, Wiesbaden, Bundesinstitut
für Bevölkerungsforschung, 2005.
59 Salt, J, and
J. Clarke International Labour Migration towards and within Europe.
Council of Europe: European Population Series № 15. Strasbourg,
2004. р. 27; Jordanova-Duda, M. Bulgarien. Das heimliche Auswanderungsland
- "Brain drain" aus Bulgarien // Ausländer in Deutschland,
2003, 4, pp. 7-8.
60 Hunger, U. Vom
"Brain-Drain" zum "Brain-Gain". Migration, Netzwerkbildung
und sozio-ökonomische Entwicklung: das Beispiel der indischen
Software-Migranten, IMIS Beiträge, 2000, 16, pp. 7-22.
|