… о демографических проблемах
и демографической политике России глазами Глазьева
Спасем ли Россию от вымирания?
В нашем доме слишком трудно жить, зато очень легко умирать
Начну с цитаты из первого президентского Обращения к
Федеральному Собранию РФ: "Россия - это прежде всего люди,
которые считают ее своим домом… Однако сегодня в нашем доме далеко
до комфорта". И пояснил: в доме этом "трудно жить".
"Если верить прогнозам - а прогнозы основаны на реальной работе
людей, которые в этом разбираются, - пояснил В. Путин - уже через
15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Вдумайтесь
в эту цифру: это - седьмая часть населения страны. Если нынешняя
тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам
реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня, - заключил Президент,
- демографическая ситуация - одна из тревожных".
Так оценивал сложившуюся ситуацию В. Путин, став в 2000 году Президентом
России. А какова она сейчас?
Развитие человеческого потенциала и рост народонаселения остаются
для России важнейшими целями политики и необходимым условием сохранения
страны. Демографические прогнозы исходят из того, что население
России к 2050 году может сократиться на 40 миллионов человек, причём
за счёт опережающего вымирания русских, которые могут оказаться
"национальным меньшинством" в родной стране. Для нейтрализации
этой угрозы необходима активная комплексная социальная политика
государства, направленная на устранение причин демографической катастрофы
и создание благоприятных условий для жизни и развития.
Основная причина вымирания нации - резкое ухудшение благосостояния
и деморализация большей части населения, вызванные развалом государства
и хищнической политикой разграбления страны. Резкое ухудшение благосостояния
и стремительное разрушение привычной жизненной среды вызвали обвальную
утрату у большинства граждан перспектив и даже смысла самой жизни.
В результате, с одной стороны резко снизились рождаемость и средняя
продолжительность жизни, с другой, - выросли смертность, в особенности
среди мужчин трудоспособного возраста.
При нынешней структуре распределения национального дохода только
каждый третий ребенок получит хорошее образование и преуспеет в
жизни. Две трети детей обрекаются на жалкое существование. Очевидно,
что до тех пор, пока такая политика будет продолжаться, демографический
кризис будет обостряться.
Для выхода из этого тупика требуется кардинальное изменение государственной
политики в направлении повышения уровня жизни народа. Для этого
необходимо принять решения, затрагивающие интересы женщин, детей,
лиц пожилого возраста, защищающих здоровья нации. Первое. Общество не может быть здоровым и благополучным,
если женщина играет второстепенную, подчинённую роль в общественной
жизни, на производстве, в семье. Чтобы защитить права женщин и создать
возможности для их обеспечения государство должно:
- обеспечивать свободный доступ женщин к высшему и профессиональному
образованию, повышению квалификации, участию в управлении;
- защищать права беременных женщин и женщин-матерей в трудовой деятельности,
в сферах здравоохранения и образования, в жилищных и имущественных
вопросах;
- защищать права родителей, обременённых семейными обязанностями,
при приёме на работу, при установлении условий и режима труда, а
также при увольнении. Второе. Крепкая, дружная, благополучная семья - необходимая
предпосылка здорового общества и залог будущего нации. Такая семья
- опора государства. Чтобы достичь этого, надо в первую очередь
обеспечить:
- доступность для каждой семьи качественных услуг здравоохранения
и образования, создание возможностей для приобщения к ценностям
духовной культуры;
- доступность благоустроенного жилья, особенно для молодых семей;
- увеличение пособий при рождении или усыновлении ребёнка до уровня
не ниже минимальных расходов на приобретение детского приданого,
а также выплата пособия по уходу за ребёнком в размерах не менее
прожиточного минимума. Третье. Необходимо в отношении детей сделать приоритетными
ведущие направления государственной политики:
- обеспечить права каждого ребенка на семейное воспитание, профилактика
социального сиротства посредством развития и совершенствования института
усыновления.
- вывести государственное субсидирование приёмных детей, опекунских
семей и семейных групп на уровень прожиточного минимума на каждого
ребёнка;
- бесплатная медицинская помощь и лекарственное обеспечение детей
в возрасте до 18 лет;
- первоочерёдное финансирование федеральных и региональных программ,
направленных на охрану здоровья, обеспечение образования и развития
детей, на производство детского питания и лекарств для детей;
- развитие сети доступных для всех семей детских дошкольных учреждений,
спортивных школ и творческих студий; летних лагерей, обеспечение
условий для нормального отдыха и досуга детей; Четвертое, до последнего времени в стране действовала система
социальных гарантий, сформировавшаяся в основном в дореформенный
период и дополненная в наиболее тяжелый период реформ в целях предотвращения
физического вымирания нетрудоспособного населения. Далеко не все
эти социальные гарантии были подкреплены соответствующим финансированием,
но их наличие позволяло нуждающимся пожилым людям отстаивать свои
права. Были предложения ликвидировать нехватку средств на исполнение
социальных обязательств государства путём увеличения доходов бюджета
за счёт принадлежащих государству, но используемых в частных интересах
источников. Но нынешняя государственная власть поступила иначе -
ликвидировала большую часть социальных гарантий, отчасти заменив
их незначительными денежными компенсациями или передав вопрос об
их финансировании на усмотрение субъектов федерации.
Я расцениваю проводимую нынешней властью политику в отношении обеспечения
уровня и качества жизни людей как антиконституционную, подрывающую
фундаментальные основы социального государства. Необходимо восстановить
отменённые гарантии и законодательно установленные нормативы финансирования
социальной сферы, одновременно увеличив государственные доходы за
счёт принадлежащих государству источников без увеличения налогов
на труд, доходы и имущество граждан.
В первую очередь должны быть восстановлены права ветеранов и инвалидов
на льготное медицинское обслуживание и бесплатное предоставление
жизненно необходимых лекарств.
Особое значение для пожилых людей имеет пенсионное обеспечение,
которое сегодня реформируется без учёта обязательств, взятых на
себя государством в период трудовой деятельности нынешних пенсионеров.
Предложенная правительством пенсионная реформа не обеспечивает надёжную
защиту прав и интересов как нынешних, так и будущих российских пенсионеров.
Очевидно отставание размеров пенсий от прожиточного минимума.
Не дожидаясь осуществления перечисленных мер, следует предпринять
действия, необходимые для защиты прав пожилых людей в рамках действующей
системы пенсионного обеспечения. В частности, необходимо как минимум
двукратное повышение пенсий, их индексации с учётом динамики прожиточного
минимума пожилых людей. Пятое. Здоровье и долголетие населения - важнейшая характеристика
эффективности любой социально-экономической системы, один из главных
ориентиров при определении содержания государственной политики,
критериев оценки деятельности власти.
Следует на законодательном уровне конкретизировать конституционное
право каждого гражданина России на защиту здоровья - независимо
от уровня его личных доходов. Решение этой задачи требует развития
системы медицинского обслуживания и здравоохранения, которая должна
включать:
- государственные медицинские учреждения, бесплатно оказывающие
населению необходимую помощь на уровне мировых стандартов;
- систему надёжного обеспечения населения доброкачественными лекарствами
по справедливым ценам.
Сегодня реформа здравоохранения зашла в тупик. Чтобы вывести её
оттуда, необходимо как минимум вдвое повысить государственные ассигнования
на здравоохранение, довести долю расходов на эти цели до мирового
стандарта, а также зафиксировать права государства на всё имущество
принадлежащих ему медицинских учреждений, с целью недопущения их
банкротства и приватизации.
Понятно, все пять перечисленных приоритетных направлений социальной
политики государства, сориентированной на повышение уровня и качества
жизни людей, могут быть реализованы только на основе надёжной и
быстро растущей экономической базы. Но беда в том, что такого роста
нет, и при нынешнем режиме быть не может. При Путине, к сожалению,
получила продолжение ельцинская политика разграбления страны. Итог
- стабилизация нищенского положения 60 миллионов человек, закрепление
России в мировых лидерах по уровню убийств, самоубийств, абортов,
алкоголизма, наркомании, заболевании СПИДом, туберкулезом и сифилисом
Тяжело говорить, но по общепринятым показателям Россия все больше
скатывается до уровня слаборазвитых стран, всё глубже перемещается
на сырьевую периферию мировой экономики. Проводимая в стране политика
- результат не злого умысла или ошибок дураков, а следствие интересов
стоящей у власти паразитической олигархии. О каком преодолении демографического
кризиса можно тут говорить?
Сергей Юрьевич ГЛАЗЬЕВ, член-корреспондент РАН,
доктор экономических наук, лидер народно-патриотического союза "Родина".
"МиК", 16 марта 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)