… о преимуществах раздельного
обучения мальчиков и девочек
Мальчики - отдельно, девочки - отдельно
Как считает академик Владимир Базарный, это может быть
одним из путей преодоления демографического кризиса в России
Во времена, когда сын мой был школьником, похвастать
соседством с "английской" или "французской"
школой могли немногие. Зато до обычного среднего общеобразовательного
учреждения многим было рукой подать. Две такие школы хорошо видны
из моего окна. Мы и по сей день называем их "красная"
и "желтая" - по цвету стен каждой. Помню, ребенка своего
я сначала отдала в школу красную, но когда узнала, что класс переполнен
(чуть ли не тридцать человек), перевела его в желтую.
Правда, было это давно. Сын мой за годы эти и университет окончить
успел, и внуков двоих мне подарить. И вот для них выбирать "красное"
или "желтое", возникни такая необходимость, я бы уже не
смогла. Лет семь назад красную школу закрыли - учиться в ней стало
некому. Закрыли и те два садика, которые я каждое утро миную, торопясь
к метро, - похоже, ходить в них и правда некому. В одном из садиков
устроили общежитие для гастарбайтеров, другое переоборудовано под
офисное здание. Детские сады да еще пионерские лагеря и базы отдыха
- это первое, чем начали жертвовать крупные предприятия, когда смена
формаций поставила их на грань выживания. К тому же детишек в стране
(во многом по той же причине) действительно становится все меньше
- примерно на миллион в год. В крупных городах России у 800 - 900
из каждой тысячи появившихся на свет практически сразу диагностируются
различные патологии. И развиваются эти дети в дальнейшем с аномалиями.
За последние десять лет доля здоровых девочек у нас уменьшилась
с 30 процентов до 5 - 7. И около 6 миллионов супружеских пар бесплодны.
Если сегодняшние демографические тенденции сохранятся, к 2050 году
нас может остаться всего сто миллионов.
Этот шокирующий прогноз прозвучал на днях и за "круглым столом"в
Государственной Думе. Посвящен он был поискам выхода из демографического
кризиса. Предложения звучали разные: резко увеличить строительство
жилья для молодых семей, переоборудовать роддома по последнему слову
медицинской науки и техники, поднять размер социальной помощи матерям
и, наоборот, ввести налог на бездетных... Все они будут изучаться
правительством.
Однако у руководителя научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных
проблем образования правительства Москвы академика РАМН, доктора
медицинских наук Владимира Базарного есть свой, несколько необычный
взгляд на эту проблему. Одной из причин, которые привели страну
к нынешней демографической катастрофе, Владимир Филиппович считает
смешанное (как уточняет академик, бесполое) воспитание и обучение
в школах.
*** Откуда берутся маменькины сыночки
Общеизвестно, что личность у девочек формируется ощутимо раньше,
чем у мальчиков. То есть будущие хранительницы домашнего очага и
продолжательницы рода в первый раз в первый класс идут в личностном
плане куда более зрелыми, чем те, кому самой человеческой природой
предназначено быть носителями мужества, воли и силы духа.
Чем это чревато? Как раз всеми теми медицинскими, демографическими,
духовными и личностными негативами, которые мы сегодня в избытке
имеем. Ведь большую часть времени, а следовательно, и отведенного
для взросления и эмоционального становления периода, дети проводят
в школе.А ответственными этими процессами руководит закон подражания
старшим. И кого юные эти представители сильной половины человечества
в качестве таковых воспринимают? Естественно, тех, кто находится
рядом и видится им как более сильный.
Параметры же психики мальчиков этого возраста таковы, что в качестве
более сильных не воспринимают они разве что сопливых малышей. Остальные
же: мама, бабушка, учительница, ровесницы-одноклассницы для них
- безусловное "лекало". И нетрудно заметить, что "лекало"
это преимущественно женское. А раз так, то и неудивительно, что
все реже и реже видим мы в наших мальчишках стремление быть сильными
и смелыми, рисковать, бороться, искать, найти и не сдаваться. И
все чаще замечаем в ком-то из них стремление быть прилежным, старательным,
усидчивым; в ком-то - выраженное желание услужить-удружить, понравиться;
в ком-то - осторожность и даже боязливость.
Все чаще видим мальчиков, играющих в "девчачьи" игры,
отрабатывающих "девчачью" модель поведения. А в итоге,
когда те же мамы, бабушки, учительницы, одноклассницы, страна, наконец,
почему-то вдруг начинают требовать от этих "белых и пушистых"
проявлений "не мальчика, но мужа", они, недоумевая, обнаруживают
рядом с собой "голубых", "отказников", бегающих
от алиментов отцов, откровенных подлецов да предателей.
*** Захромали хромосомы
Ученые считают, что так выглядит результат подавления и нейтрализации
мужских задатков на генетическом уровне. Ученые не только российские,
потому как противоестественные эти тенденции отмечается сегодня
во всех когда-то вставших на путь "бесполого" обучения
детей странах. У мальчиков, юношей, мужчин на протяжении всего периода
такого воспитания отмечается постепенное разрыхление мужской Y-хромосомы
и перерождение ее в женскую Х-хромосому. У мужчин каждого последующего
поколения отмечается все меньшее количество семени, и в плане детородности
оно оценивается как все менее эффективное. А во внешности, поведении
и организации жизни представителей сильного пола (на всех ее уровнях)
все больше просматривается нечто женское.
Впрочем, и женская конституция при "бесполом" воспитании
оказалась деформированной, отмечает академик Базарный. Выглядят
и ведут себя сегодня представительницы слабого пола несколько иначе,
чем еще несколько десятилетий назад. Мы уже говорили, что в предложенных
условиях девочкам и женщинам не оставалось иного, как взять на себя
роль лидеров. А роли этой обязательно сопутствуют повышенное чувство
ответственности, сила воли и духа. Слабому полу эти качества становятся
с каждым годом все более присущими. Казалось бы, чем плохо?
Есть другая сторона медали. Среди женщин всегда были склонные к
истерикам. Однако сегодня все чаще приходится сталкиваться с такими
проявлениями агрессивности, злобности и просто физической силы со
стороны юных и уже не очень юных леди, что сугубо женскими проявлениями
их никак не назовешь. Академик Базарный считает их следствием тех
самых уже инициированных и все еще инициируемых нашей системой воспитания
гормональных перестроек в детском организме. У девочек оно выглядит
как зеркальное отражение аналогичных проявлений у их сверстников.
И у тех и у других особенно ярко начинает проявляться в период присущего
подростковому возрасту, как он выражается, гормонально-психического
"цунами".
*** Дети отвечают за отцов
А к приходу этой волны, считает Владимир Филиппович, детей надо
начинать готовить как можно раньше. Потому что просыпающиеся в это
время инстинкты начинают звучать внезапно и сильно и рождают в подростке
огромный внутренний хаос. Мальчику под силу его обуздать только
произвольной волей тела и особой силой духа, а также если у него
воспитано особое, трепетно-уважительное отношение к противоположному
полу. Девочке тоже в это время необходимо уменье властвовать собой.
Но не обойтись ей и без укорененного целомудрия и стыда. И вот эти-то
качества не "вживишь" в психику в момент, когда возникнет
необходимость. Их можно только воспитывать - самим духом семьи и
школы, традициями народа. Что, собственно, всегда и бытовало у нас
естественным образом - до тех пор, пока... Пока на волне революции,
на волне идеи всеобщего равенства и братства не посадили мальчишек
и девчонок за одну парту.
Акту этому (то есть подписанию А. Луначарским соответствующего постановления)
сопутствовала кампания с лозунгами типа: "За всеобщее равенство,
в том числе и биологическое!", "Хватит женщине быть детородной
курицей!". Было это в 1918 году. И вот итог. Правда, в самый
разгар Великой Отечественной войны спрос на сильных духом, мужественных
и волевых юношей почувствовался особенно остро. И тогда Совнарком
соответствующим постановлением "разделил полы". Но мудрости
этой хватило лишь на 11 лет. И погоды "вираж" этот, как
видите, не сделал. Похоже, что дети за отцов своих все-таки отвечают.
И еще как!
На клиническом уровне ответственность эта выглядит как различные
сначала функциональные, а затем и патологические нарушения в становлении
вторичных половых признаков. Как рост количества дегенеративных
проявлений в яичниках и женских молочных железах, рост количества
пациенток с нарушениями менструального цикла, с новообразованиями
в молочных железах и придатках. С каждым годом все большему количеству
женщин выносится приговор: бесплодие. И при выяснении его причин
все чаще даже у внешне вполне женственных особ вместо Х-хромосомы
находят хромосому Y. Но пока еще, к счастью, большинство женщин
способность к зачатию сохраняет. Только вот беременность с каждым
годом у все большего количества из них протекает, да и разрешается
тоже с патологическими отклонениями.
Сами понимаете, на этом фоне говорить о здоровом, жизнеспособном
потомстве не приходится. Да и далеко не каждому из все-таки увидевших
свет выпадает счастье быть вскормленным материнской грудью - "молочных"
женщин становится все меньше. Но что еще страшней, все меньше становится
женщин с материнским инстинктом - из поколения в поколение у них
угасает не только функция репродукции молока, но и материнское чувство.
Именно в этом академик Базарный и его коллеги видят корни поразившей
Россию эпидемии сиротства при живых матерях.
Ольга ДОБРОМЫСЛОВА. "Российская газета",
17 марта .2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)