Rambler's Top100

№ 231 - 232
23 января - 5 февраля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Этнополитический экстремизм в России: социально-культурные истоки и причины неэффективности принимаемых мер противодействия

Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России?

Россия и опыт мультикультурализма: за и против

Истоки интолерантности россиян к мигрантам

Москва: «маленький» Кавказ – большие проблемы

Вторая стадия развития национализма в России

Ничего особенно не угрожает русским как доминирующему большинству. А вот угроза распада, угроза территориальной целостности существует


Google
Web demoscope.ru

Ничего особенно не угрожает русским как доминирующему большинству. А вот угроза распада, угроза территориальной целостности существует

Валерий Тишков
(Реплика с сайта "Маркетинг и консалтинг", 12 декабря 2005 года)

Нам нужен рост российского национализма. Мы просто категорически в нем нуждаемся, имея в виду осознание национальных интересов страны, развитие и утверждение общероссийской идентичности среди российского народа, утверждение самого понятия российской народ.
И, конечно, всякие другие варианты национализма, особенно от имени доминирующей культуры, самого многочисленного народа - русских, идут во вред российскости. Русский этнонационализм фактически закрывает ворота для общероссийской идентичности. Те 10%, которые не принадлежат к русской культуре, они для себя места в этом государстве не видят, и поэтому встают в оппозицию. А это может даже быть 1%, как в Чечне, но проблемы будут для всей страны.

Справиться с этим сложно. Можно большими жертвами задавить сепаратизм от имени меньшинства в 1%, сложнее, но можно договариваться с татарами, которых 5 миллионов с лишним. Но если русские говорят: "мы создали государство и мы его владельцы", то, значит, проблемы возникают у всех остальных россиян. И вот, также как ханьцы, основной народ в Китае, не говорят, что это они государство образовали, опасаясь, что завтра же 100 миллионов меньшинств, весь Синьцзян, отпадет; также как кастильцы в Испании не говорят: "мы - основа испанской нации", опасаясь, что баски и каталонцы завтра же из испанской нации выйдут; также как англичане не говорят, что это английская, а не британская нация создала Соединенное королевство, так и русским нужно вести себя более ответственно и более спокойно.

Русский язык и русская культура, русский народ никуда не исчезнут. Тем более, что после распада СССР русские составляют уже не 50%, а 82% населения страны. Ничего особенно не угрожает этому доминирующему большинству. А вот угроза распада, угроза территориальной целостности существует. Поэтому русским надо спокойней воспринять российскость и понять, что название "россияне" нисколько не унижает русских, потому что основу российской культуры, российской идентичности составляет русскоязычная культура.

Русский язык был, есть и будет основой российской культуры, а не только собственностью этнически русских. Добрая половина нерусского населения России говорит на русском языке, как на своем основном языке общения. Поэтому, во имя российскости русский национализм надо сдерживать. Тем более, что сказать, что русский язык и русская культура исчезают, нельзя. И я особенно не вижу того, чтобы русских откуда-то выселяли или вытесняли из сфер управления, образования и информации.

Есть проблема депрессивных, бедных регионов русской глубинки, прежде всего, села. Есть социальные проблемы, связанные с пьянством, социальным неблагополучием. Но они касаются русских только потому, что это давно заброшенное село, это недостаточно развитая глубинка. Вот эту проблему, конечно, нужно решать. Потому что в некоторых регионах Северного Кавказа продукции производится значительно меньше, а жизнь гораздо лучше. Это уже последствия неравного развития территорий. Эти социальные проблемы надо решать. Но придавать им такое значение, что надо спасать русских и русскую культуру, нельзя.

И последнее. Русским как народу не грозит вымирание. У русских рождаемость ниже, чем смертность, кстати, также как у татар, чувашей, мордвы, украинцев и евреев нашей страны. Но, несмотря на это, русские больше чем другие принимают в свои ряды потомков смешанных браков. То есть, ассимиляция в пользу русских идет больше, чем в пользу, скажем, мордвы. Ребенок в русско-мордовской семье почти в 100% случаев записывает себя как русский. Поэтому русские добирают и преувеличивают свою численность за счет других, особенно, восточнославянских народов. Русскость - наиболее престижная и наиболее комфортная форма самоидентификации в нашей стране.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - 2001, 2005
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.