|
Истоки интолерантности россиян к мигрантам
И.М. Бадыштова
(Опубликовано в: Горные страны: Расселение, этнодемографические
и геополитические процессы, геоинформационный мониторинг: Материалы
Международной конференции, Ставрополь-Домбай, 25-30 сентября. -М.-Ставрополь:
Изд-во СГУ, 2005. с. 116-122)
Проблема толерантности и социального согласия, возникнув
еще в античности в связи с необходимостью разрешения социальных
конфликтов, существует в той или иной мере по сей день в любом,
даже самом стабильном демократическом обществе. Ни один социум не
обладает иммунитетом против нетерпимости, даже если в законах и
конституциях стран закреплены принципы мультикультуризма, свободы
убеждений и их выражения, утверждены приверженность этим ценностям
как норме, образу жизни.
Являясь антиподом агрессивности, непримиримости и в
тоже время, как и последние, - формой социальной адаптации индивидуумов
и общества в целом, - толерантность тем не менее не возникает спонтанно.
И в этом ее коренное отличие от агрессивности, несмотря на общую
природу этих феноменов - инстинкт самосохранения. Требуются определенные
психологические установки, усилия, осознание в процессе взаимодействия
с другими того, что это - единственно возможный путь мирного сосуществования
и дальнейшего развития в обществе. Иными словами, толерантные отношения
формируются в обществе через воспитание, волевые установки, личный
жизненный опыт и т.п.
Понятие "толерантность", прочно вошедшее в
современный лексикон самых разных наук, формировалось на протяжении
не одного столетия. Первоначально оно разрабатывалось в рамках философской
науки с целью преодоления последствий мировоззренческого конфликта
в сфере религиозных отношений. Постепенно границы его применения
расширились, и в настоящее время оно существует (в специфических
значениях), кроме философии, в биологии, медицине, математике, социологии,
психологии, педагогике, политологии, этнологии.
Несмотря на то, что осмыслением понятия "толерантность"
на протяжении длительного периода времени занимались лучшие представители
отечественной и зарубежной мысли, до сих пор не выработано единого,
общеупотребительного определения данного феномена.
В настоящее время самой распространенной в социологии
точкой зрения является отождествление понятие "толерантность"
с терпимостью1.
Однако, по нашему мнению, в слове терпимость заключен
некий минимализм: терпят обычно то, чего не выносят и стараются
от него отгородиться, дистанцироваться.
Нам более близка позиция ученых, вкладывающих в понятие
"толерантность" более глубокий и широкий смысл, чем просто
терпимость.
Термин «толерантность», понимаемый как «социальная норма,
определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтничном, межкультурном
обществе»2 наиболее
точно выражает суть данного явления. Это - не приспособленчество,
не беспредельный компромисс, это - способность не усугублять конфликты,
не превращать противоречия в деструктивную силу, мудро отыскивая
пути их разрешения. Поскольку «толерантность» требует «впустить»
и принять другого именно как «другого» с уважением и пониманием
во всей его «инаковости» и особенности, она является не просто терпимостью,
а нечто большим - активным, конструктивным сотрудничеством, соучастием,
солидарностью.
То есть толерантность - этическая вершина отношений
в обществе. Как тонко уловил сущность этого феномена американский
антрополог М. Уолцер, «терпимость (толерантность) делает возможным
существование различий; различия же обуславливают необходимость
терпимости»3.
Иными словами, толерантность можно рассматривать как
один из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня политической
культуры общества. Уровень толерантности выше в тех обществах, где
нет огромного экономического неравенства, в которых индивиды обладают
возможностями для продвижения вверх по социальной лестнице. И, наоборот,
нетерпимость приобретает особенно ожесточенный характер, когда культурные,
этнические или расовые различия совпадают с классовыми, то есть
когда представители меньшинств страдают еще и экономически.
В последнее десятилетие 20 века, ставшее для России
периодом глубоких трансформаций, коренным образом изменились экономическая
и социально-политическая ситуация в стране, миграционный режим,
а вместе с ними - и общественное сознание россиян. Процессы дестратификации
общества, материальная бедность больших групп населения, потерявших
былой статус, массовая миграция в Россию снижают порог терпимости,
провоцируют рост политического противостояния и непримиримости,
агрессии, насилия в обществе, обострение социальных и этнических
конфликтов, то есть создаются благоприятные условия для роста интолерантности
в различных сферах жизни общества.
В связи с этим проблема толерантности и общественной
солидарности в российском обществе в настоящее время стала одной
из основных его социальных проблем.
В течение последних лет Центром миграционных исследований
(ИМИ) проводится многоэтапное исследование проблемы толерантности
местного российского населения к мигрантам. Данное исследование
базируется на материалах социологических опросов местных жителей
в различных регионах России4.
Полученные результаты со всей очевидностью показали:
население России «страдает» мигрантофобией, воспринимает миграцию
преимущественно как внешнюю и иноэтничную по отношению к доминирующему
национальному большинству регионов; на этой основе происходит неприятие,
отторжение мигрантов основной массой местных жителей.
Миграция в сознании российского населения связывается
главным образом с жизненными угрозами: экономическими, этнополитическими,
социальными. В социальном портрете мигранта (преимущественно кавказских
и среднеазиатских национальностей), созданном «напуганным» массовым
сознанием, присутствует много черт маргинальных слоев населения:
безработных, криминальных лиц, бомжей, а также коммерсантов (которые
в силу известных причин общественное мнение тоже «не жалует»). Поэтому
предпочтительной российское население считает жесткую, селективную
миграционную политику. Лейтмотив основной массы высказываний по
поводу расселения мигрантов на территории России таков: как можно
дальше от нас, от нашего родного города, преимущественно в сельской
местности; есть даже мнения относительно создания спецпоселений
и лагерей для мигрантов где-нибудь в Сибири, в северных районах
(но это, к счастью, крайние точки зрения).
На рис 1. приведены данные об индексе толерантности5
местного российского населения к мигрантам по результатам всех трех
опросов.
Рисунок 1. Индекс толерантности местного населения к
мигрантам (по данным опросов ЦМИ)
За редкими исключениями, как мы можем видеть, он невысок,
ниже 1, причем в отдельных случаях намного. Имеется довольно существенная
дифференциация в уровне толерантности российского населения к мигрантам:
местное население Южного Федерального округа, а также Казани и Ижевска
отличается крайней нетерпимостью (индекс толерантности не превышает
здесь 0,28). Напротив, население Н. Новгорода и, особенно, Белгорода,
отличается гораздо более лояльным отношением к приезжим: рассматриваемый
показатель в последнем, например, составил 1,35. Следует также отметить,
что молодое население городов более толерантно к мигрантам во всех
регионах.
Под влиянием каких же факторов, причин формируется то
или иное отношение местных жителей к приезжим? Что является здесь
доминантами?
По нашему глубокому убеждению, на первое место в их
ряду выходит экономический фактор.
Установление в обществе совершенно иных по сравнению
с советским периодом структур, приоритетов и систем ценностей, бедность
значительной массы населения, страх за будущее детей побуждает людей
искать конкретных виновников происшедшего со страной, с обществом,
с каждой конкретной семьей. И вместе с властью объектами негативного
отношения россиян становятся «чужаки», мигранты, - реальные претенденты
на кусок скудного государственного пирога.
Имеются весьма красноречивые данные нашего последнего
опроса, показывающие прямую зависимость отношения к приезжим от
собственного материального благосостояния местного населения российских
регионов.
Все респонденты были распределены нами на 3 группы (по
самооценкам материального благосостояния): 1. материальное положение
хорошее и очень хорошее; 2. среднее; 3. плохое и очень плохое (табл.
1).
Таблица 1. Распределение респондентов по самооценкам
уровня материального благосостояния (в % к общему количеству ответивших)
|
Воронеж
|
Казань
|
Белгород
|
Ставрополь
|
Краснодар
|
Ростов-на-Дону
|
1. Хорошее и очень хорошее
|
18,0
|
14,0
|
15,2
|
19,8
|
15,0
|
11,3
|
2. Среднее
|
53,8
|
65,4
|
69,5
|
50,0
|
61,0
|
65,1
|
3. Плохое и очень плохое
|
25,5
|
19,7
|
13,3
|
30,2
|
21,0
|
21,7
|
Затрудняюсь ответить
|
2,7
|
0,9
|
2,0
|
-
|
3,0
|
1,9
|
Итого
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Анализ ответов респондентов этих групп практически по
всем пунктам анкеты показал: чем хуже материальное положение, тем
агрессивнее отношение к приезжим (табл. 2)
Таблица 2. Удельный вес негативных ответов респондентов
на некоторые вопросы анкеты в зависимости от самооценок уровня материального
благосостояния (% ответивших)
|
Воронеж
|
Казань
|
Белгород
|
Ставрополь
|
' Краснодар
|
Ростов-на-Дону
|
1 гр.
|
2 гр.
|
3 гр.
|
1 гр.
|
2 гр.
|
3 гр.
|
1 гр.
|
2 гр.
|
3 гр.
|
1 гр.
|
2 гр.
|
3 гр.
|
1 гр.
|
2 гр.
|
3 гр.
|
1 гр.
|
2 гр.
|
3 гр.
|
1. Как Вы относитесь к людям, приехавшим
в Ваш город? - отрицательно
|
5,3
|
15,8
|
18,5
|
5,3
|
15,8
|
13,3
|
24,3
|
38,1
|
18,5
|
23,8
|
18,9
|
31,3
|
33,3
|
36,1
|
61,9
|
50,0
|
16,7
|
30,4
|
2. С какой целью они приехали в Ваш город?
– «делать деньги криминальными способами»
|
10,5
|
24,6
|
33,3
|
10,5
|
24,6
|
13,3
|
22,9
|
38,1
|
33,3
|
14,3
|
9,4
|
40,6
|
26,7
|
31,1
|
52,4
|
33,3
|
14,5
|
30,4
|
З.Чем они в основном занимаются в Вашем городе?
|
- занимаются криминальным бизнесом
|
31,6
|
36,8
|
44,4
|
31,6
|
36,8
|
13,3
|
35,7
|
33,3
|
44,4
|
26,8
|
34,0
|
62,5
|
33,3
|
49,2
|
42,9
|
50,0
|
33,3
|
39,1
|
- побираются, нищенствуют
|
21,1
|
42,1
|
37,0
|
21,1
|
42,1
|
20,0
|
50,0
|
33,3
|
37,0
|
9,5
|
20,8
|
3,1
|
6,7
|
9,8
|
9,5
|
41,7
|
43,5
|
43,5
|
4. Видите ли вы что-нибудь положительное
в присутствии мигрантов в Вашем городе?
|
Да
|
31,6
|
22,8
|
18,5
|
31,6
|
22,8
|
33,3
|
13,2
|
19,0
|
18,5
|
28,6
|
13,2
|
12,5
|
20,0
|
16,4
|
4,8
|
16,7
|
14,5
|
17,4
|
Нет
|
47,4
|
54,4
|
51,9
|
47,4
|
54,4
|
66,7
|
64,7
|
76,2
|
51,9
|
42,9
|
62,3
|
68,8
|
60,0
|
63,9
|
85,7
|
83,3
|
65,2
|
60,9
|
5. Вы согласны с утверждением: «Мигранты
– такие же люди, как все, их нельзя ущемлять в правах»?
|
- да, абсолютно согласен
|
63,2
|
57,9
|
30,8
|
63,2
|
57,9
|
60,0
|
40,0
|
47,6
|
30,8
|
38,1
|
52,8
|
31,3
|
40,0
|
41,7
|
33,3
|
33,3
|
45,6
|
52,2
|
- нет, не согласен
|
21,1
|
21,1
|
23,1
|
21,1
|
21,1
|
6,7
|
22,9
|
9,5
|
23,1
|
23,8
|
20,8
|
31,3
|
26,7
|
35,0
|
42,9
|
41,7
|
23,5
|
30,4
|
Так, на прямой вопрос «Как Вы относитесь к людям, приехавшим
в ваш город?» самая высокая доля отрицательных ответов приходится
на третью, наименее обеспеченную группу и наоборот, терпимость к
мигрантам нарастает по мере роста обеспеченности. Причем жители
Южного Федерального округа, особенно, необеспеченные, наиболее агрессивны
к мигрантам, В Краснодаре, например, среди этой группы респондентов
62% относится к приезжим негативно. Белгород, как и по показателю
общего уровня толерантности, является лидером среди других городов
по наименьшей доле отрицательных ответов респондентов. Это связано,
в том числе, и с наименьшей среди сравниваемых регионов долей малообеспеченных
в населении Белгорода, более крупными размерами средней по благосостоянию
группы (табл. 1). А, как известно, в любом обществе весомая средняя
его часть является стабилизатором социума, его основой.
Приведенные данные, однако, не означают, что подобная
строгая зависимость существует и в позитивных ответах респондентов.
Здесь картина достаточно пестрая, мнения людей с разным уровнем
благосостояния часто совпадают и даже наблюдается обратная зависимость:
среди по-человечески сочувствующих мигрантам доля малообеспеченных
повышена по сравнению в высокообеспеченными.
Вторым по значимости фактором формирования негативных
стереотипов населения России в отношении мигрантов, по нашему мнению,
являются средства массовой информации. СМИ сегодня обладают огромными
возможностями как в упрочении стабильности социума (в том числе
и этнополитической), так и в раздувании различных фобий.
В информационную эпоху обыватель получает представление
о том или ином народе не столько на основе личных контактов и впечатлений
(которые, как правило, весьма ограничены), сколько из сообщений
СМИ, к тому же зачастую транслируемых общественным сознанием в искаженном
виде. Такое конструирование, в частности подача этнически окрашенной
информации на фоне экономического неблагополучия, политической нестабильности
в ряде регионов и прежде всего - военных действий в Чечне - оказывает
на людей психотравмирующее действие, формируя чувства настороженности,
страха, недоверия к мигрантам, особенно определенных национальностей.
Такие высказывания в центральной печати, как например,
«Чеченцы ведут себя вызывающе»6
или «Фанатеющие от водки и наркотиков чеченцы»7
или «Россия не резиновая, слишком много грабежей, беспорядков из-за
наплыва приезжих»8,
отнюдь не способствуют миру и согласию в обществе.
Подобный этнический окрас, связывание миграционных проблем
и межэтнических отношений и их привязка к острым социальным проблемам
имеют место и в региональных изданиях. Так, например, в СМИ Татарстана,
для которых в общем - то не характерны подобные публикации о приезжих,
негативные материалы редко, но появляются. В их числе следует упомянуть
материалы Д. Вишневского, который полагает, что «бизнес с характерным
восточным окрасом и полукриминальным оттенком становится все более
заметным на деловой палитре республики»9
и что мигранты несут с собой «несвойственный нам образ жизни восточных
кишлаков»10, который
раздражает местное население.
В анкете мы предусмотрели вопрос об отношении населения
к негативной информации о приезжих, появляющейся в СМИ. 35-40% респондентов
считают, что данная информация разжигает национальную вражду и только
небольшая часть (5-18%) верит ей или относится безразлично (27-30%).
Таким образом, население начинает осознавать негативные последствия
некорректного поведения СМИ в отношении иноэтничных мигрантов, его
дестабилизирующую роль.
Кроме того, наши респонденты были практически единодушны
в оценках относительно существования в обществе экстремистских,
националистических организаций. Примерно 80% по городам заявили,
что относятся к их деятельности резко отрицательно, и она должна
преследоваться в уголовном порядке.
Важнейшим, на наш взгляд, фактором мигрантофобии в России
является этнизация представлений населения о миграции в их регион
в сторону определенных национальностей, прежде всего Северо-Кавказского
и Закавказского регионов, а также Центральной Азии. В отличие от
экономического фактора, он нематериален, но играет вполне реальную,
материальную роль в формировании общественного мнения соответствующим
образом. Здесь следует особо подчеркнуть, что данный фактор в значительной
степени является производным вышеуказанных двух.
Ксенофобия - боязнь, опасение чужака - в природе любого
биологического вида, в том числе и человека. Однако эта фобия обостряется
в неблагоприятные периоды экономического спада, политической нестабильности.
Как уже отмечалось выше, общественное сознание фиксирует
миграционный поток, прибывающий в регион, как «сплав» кавказско-азиатских
национальностей (со значительным преобладанием первых). По мнению
населения суммарная доля кавказских национальностей среди мигрантов
варьирует в пределах 73-90% практически везде, кроме Белгорода,
где она составляет 35%, в Краснодаре, например, миграция в регион
воспринимается местным населением преимущественно как армянская.
Официальная статистика свидетельствует другое. Так, например, по
имеющимся данным доля кавказцев в этнической структуре миграционного
прироста Татарстана составляет всего 3,3%, основная доля приезжих
приходится на лиц титульных национальностей ПФО;
Русские в качестве преобладающих национальностей мигрантов
отмечены в пределах 2-14% ответов по городам (кроме Белгорода).
Между тем, например, на Кубани доля русских в миграционном притоке
последних 15 лет устойчиво составляла 80-85% (в 2002 году по данным
Краснодарского краевого комитета - 80,7%), что соответствует
доле данной национальности в населении края; «вклад» русского населения
в миграционный прирост Татарстана по официальным данным - почти
20%. То есть этническая картина миграции в глазах основной массы
местного российского населения весьма далека от реальной. Небольшое
исключение в этом плане составляет Белгород. Так, русские мигранты
лишь здесь фиксируются населением (наряду с украинцами) как значимая
группа - примерно треть. Кстати, и гипертрофия в отношении лиц кавказской
национальности выражена в Белгороде в гораздо меньшей степени по
сравнению с остальными городами: всего 20%. Но, тем не менее, население
этого города не вполне фиксирует реальную ситуацию.
Среди национальностей, вызывающих наибольшую тревогу
россиян лидируют чеченцы (по вполне понятным причинам), другие «лица
кавказской национальности. В соответствии с основной массой ответов
главными причинами фобий к этим этническим группам являются их принадлежность
к терактам, преступным группировкам, агрессивность, наглость и т.п.
Только 1-9% респондентов не опасаются приезда в их регион
кавказцев, таджиков, тюркоязычных, цыган и т.д.
Думается, что к причинам этнизации представлений населения
России о миграции можно отнести и то обстоятельство, что мигранты
(как легальные, так и нелегальные) занимают в основном публичные
сферы: торговлю, строительство, а также попрошайничество, нищенство
и т.д. И, кроме того, приезжие с неславянским хабитусом более заметны,
и, как правило, они более социально активны, энергичны и в тревожных
глазах населения представляются доминирующей массой. А у страха,
как известно, глаза велики.
Поскольку наш доклад посвящен исследованию истоков интолерантности
россиян к мигрантам, в качестве иллюстраций были использованы в
основном негативные аспекты восприятия приезжих. Однако в российском
обществе имеется определенная его часть, сочувствующая мигрантам,
видящая положительную роль миграции в социально-экономическом развитии
страны. Но и здесь этнический фактор выдвигается в сознании принимающего
социума на первый план. Так, в основном сочувствуют русским, славянам,
в Казани — титульной национальности - татарам; именно такие мигранты,
по мнению населения должны преимущественно приниматься Россией.
Итак, наши исследования со всей очевидностью показали,
что развитие культуры толерантного сознания, восприятие ценностей
цивилизованного общества в России находятся на сложном этапе.
И в этих условиях роль СМИ как основного фактора воспитания,
формирования толерантного сознания трудно переоценить. Основной
их задачей в настоящее время является увеличение в населении позитивно
настроенной к мигрантам его части всеми доступными методами. Прежде
всего - это публикации достоверной информации о масштабах миграции
в Россию, ее этнической, образовательной, профессиональной структуре,
конкретных мигрантских историй и судеб, позитивных факторов связанных
с миграций, показывающих вклад миграции в экономику и социальную
сферу регионов. Ну и, конечно же, основным путем преодоления мигрантофобии
в России является экономический рост, повышение уровня и безопасности
жизни населения.
1 Семантически «tolerantia»
(лат.) выражает три пересекающихся по смыслу значения: устойчивость
(выносливость), терпимость, допустимое отклонение.
2 На пути к толерантному
сознанию. Отв. редактор д. псих. наук А.Х. Асмолов, М., Смысл, 2000,
с.7.
3 М. Уолцер «О терпимости».
М, Идеяпресс, 2000, с. 15.
4 К настоящему времени
полностью завершены первые два этапа исследования - опросы 1999
года по городам Москве, Н. Новгороду и Смоленску, а также опросы
2002 года по трем субъектам Приволжского Федерального округа - городам
Н. Новгороду, Ижевску и Оренбургу. На настоящем, третьем этапе исследований,
опросами (они проводились в 2004 году) было охвачено местное население
Южного ФО (гг. Краснодар, Ставрополь и Ростов-на-Дону) и Центральной
России (гг. Воронеж, Белгород), а также Казани (как староосвоенного
региона РФ).
5 Индекс толерантности
(ИТ) был рассчитан как отношение позитивных ответов к негативным
в вопросе анкеты «Видите ли вы что-то положительное от присутствия
мигрантов в Вашем городе?»
6 КП, №33, 2002 год,
21 февраля
7 КП, №30, 2002 год,
16 февраля
8 КП, №33, 2002 год,
21 февраля
9 Д. Вишневский Бизнес
в национальном окрасе / Известия Татарстана
10 Д. Вишневский.
Как я был иммигрантом / Казанские ведомости, №72 от 3 апреля 2003
года
|