|
Россия и опыт мультикультурализма: за и против
С.Р. Дерябина
(Опубликовано в журнале "Этнопанорама" №1-2 2005, с.
14-18)
Тема мультикультурализма как возможного варианта решения
этнонациональных проблем современной России все чаще звучит в выступлениях
и исследованиях отечественных социологов, политологов и культурологов.
Диапозон мнения о правомерности применения на практике идей мультикультурализма
в нашей стране колеблется от полного, весьма эмоционально излагаемого
неприятия этого «чужеродного» явления, до призывов распространить
эту, либеральную по своей сути, концепцию существования полиэтничного
государства, на практику межэтнических отношений в Российской Федерации,
коль скоро она провозгласила устами своих лидеров приверженность
либерально-демократическим принципам строительства государства.
В первом случае распространение практики мультикультурализма
рассматривается как исключительно разрушительная идея, грозящая
расколом единому культурному пространству страны на мозаичные, не
связанные друг с другом фрагменты, после чего не будет никакого
смысла в попытках создания и привития гражданам России «великой
национальной идеи». Мультикультурализм объявляется его противниками
«провальной» политикой, ярко проявившей свои негативные стороны
и последствия (в большей или меньшей степени) во всех странах, где
он практикуется на государственном уровне - в США, Австралии, Канаде.
Среди наиболее опасных последствий мультикультурализма
отмечаются этническая фрагментация общества, сознательный отказ
от малейших проявлений ассимиляции основной господствующей культурой
(даже в среде вновь прибывших иммигрантов), и, как результат, -
нарастание напряженности в межэтнических и межконфессиональных отношениях.
Противники мультикультурализма подчеркивают, что он приводит к маргинализации
этнических общин, т.к. сознательно формирует «фольклорный» образ
представителей различных этнокультур, способствуя не «диалогу культур»,
а их конфликту. Абсолютизация и обособление, национальных различий
особенно тревожат критиков мультикультурализма применительно к России,
исторически сложившегося многонационального государства с такой
многонациональной культурой, для которой западная идея, родившаяся
в «иммигрантских» государствах, будет опасным шагом назад. Следуя
русской поговорке, плохо быть Иваном, не помнящим своего родства,
но сосредотачиваться только и исключительно на этом самом родстве
тоже не стоит.
Еще одним аргументом против распространения теории и
практики мультикультурализма в российской многонациональной среде
является констатация факта, что современное положение с межнациональными
и межконфессиональными отношениями в Российской Федерации далеко
не является удручающим, а значит, не требует срочной смены стратегии
развития страны. Длящиеся или время от времени обостряющиеся этнонациональные
конфликты при подробном и пристальном рассмотрении обнаруживают
не этническую, а политическую и экономическую первопричину. С точки
зрения интересов интеграции, которые никем не оспариваются, мультикультурализм
неспособен решать вопросы ни в многонациональной России, ни на постсоветском
пространстве - такова основная мысль, высказываемая противниками
этой концепции.
Сторонники распространения мультикультурной модели функционирования
многонационального российского общества преподносят ее как новую
«культурную революцию», способную заменить в глобализирующемся современном
мире вполне традиционную ксенофобию на «ксенофилию».
Многокультурная идея, по мнению ее сторонников, даст
России ряд преимуществ в общении с Западом, который настораживает
образ славянской, православной державы, ностальгирующей по прежним
имперским временам. Мультикультурализм в России предлагается использовать
для формирования единого евразийского пространства, на котором воздвигнется
геополитическое государство, противостоящее как «атлантизму», так
и «европеизму» в мировой политике. Это государство будет базироваться
на многообразии этнических сообществ. Инициативу создания этой новой
модели общества должен взять на себя русский народ.
Мультикультурная форма существования многонационального
сообщества в нашей стране, по мнению ее сторонников, является объективной
необходимостью в условиях роста потоков иммиграции в Россию. Вновь
прибывшие члены общества в условиях демократического режима имеют
право получить от принимающего их государства хотя бы формальное
признание как их культурных ценностей, так и равенства их возможностей.
Общество должно озаботиться защитой основных прав и свобод иммигрантов,
таких как свобода совести, вероисповедания и др., предоставить им
возможности культурной, а затем и общественно-политической репрезентации.
Мультикультурная модель, опробованная в странах, традиционно принимающих
иммигрантов, может указать пути решения этих непростых задач. И,
наконец, по мнению сторонников мультикультурализма, осуществление
его принципов во внутренней политике России будет способствовать
повышению уровня толерантности в российском обществе и снижению
этноконфессионального потенциала его конфликтности.
Истина в отношении к политике мультикультурализма скорее
всего находится посредине. Рациональное зерно, несомненно, присутствует
как у противников, так и у сторонников распространения этой практики
на Россию. Игнорировать мультикультурные процессы наша страна не
может по причинам объективного порядка.
Историческое развитие России способствовало созданию
определенных предпосылок для заимствования некоторых идей мультикультурализма,
а именно:
- Россия является Федерацией, многие субъекты которой
выделены по этническому признаку и опираются на «титульные нации».
Такой базис межнациональных отношений был заложен самой идеей, на
которую опиралось создание Советского Союза, где права этнических
меньшинств признавались и защищались, многонациональность поддерживалась
и с социально-экономической, и с культурной точек зрения. Большое
количество наций и народностей, проживающих на территории СССР,
преподносилось как предмет особой гордости советских людей. Последствием
этой государственной политики, в частности, стало формирование местных
этнических элит, которые в своем стремлении к неограниченной политической
власти реально способствовали развалу Советского Союза, их породившего.
Ельцинские призывы к «глотанию суверенитета» большими порциями также
были восприняты этими общественными кругами с энтузиазмом, грозившим
в недавнее время разделить на этнические «квартиры» пространство
самой России. В этих условиях России остается контрпродуктивно пытаться
сохранить «русское лицо», чтобы не породить реакцию отторжения нерусских
этнических элементов государства, а, напротив, надлежит сохранить
и приумножить их лояльность. Политика многокультурного пространства
в этих условиях может оказать реальную помощь в государственном
строительстве.
- Конституция РФ правовым порядком закрепляет основную
идеологию мультикультурализма, поскольку, следуя общедемократическим
установкам, запрещает пропаганду расового, национального и языкового
превосходства с одной стороны, с другой - предусматривает особые
права для малочисленных народов, носящие характер преференции (например,
для малочисленных народов Севера)1.
Таким образом, реализуются основные постулаты мультикультурализма
- защита государством (в определенной степени) отдельных групп культурно
отличных от основной массы населения.
- Своеобразным проявлением мультикультурализма в РФ
стал принятый в 1996 году Закон «О национально-культурной автономии»,
цель которого - сохранение самобытности, языка, культуры на уровне
федерации и регионов. К 2002 году были созданы 14 национально-культурных
автономий федерального уровня. В 1998 году была создана Ассамблея
народов России. Ее региональная деятельность вполне соответствует
практике мультикультурализма2.
Примером плодотворного сотрудничества региональных органов власти
и общественных организаций национально-культурной направленности
может служить и Оренбуржье.
Таким образом, для России мультикультурализм так же
возможен, как и для других государств с множественной культурой
и этнически разнообразным населением. Российское государство, в
этом случае представляющее культуру большинства, с одной стороны,
и культурные меньшинства - с другой, принимает на себя определенные
обязательства и достигает соглашения. Для успешного функционирования
мультикультурной системы важно соблюдать основное правило: самоидентификация
в рамках определенной этнической культуры не должна нарушать права
других этносов и законы государства в целом. Только в этом случае
мультикультурализм сможет способствовать развитию и закреплению
общенациональной идеи, которая по сути своей будет многонациональна.
В то же время мультикультурализм, задумывавшийся как
вариант интеграционной идеи в глобализирующемся мире по менее болезненному,
мягкому сценарию, пока не реализует свой интегралистский потенциал,
а все более расширяется в сторону усиления «мозаичности» и даже
фрагментации отдельных культур. Для них мультикультура полиэтничных
государств - способ избежать интеграции, которая расценивается как
утрата в конечном счете своей идентичности, а также реальная возможность
противостоять давлению унифицированного социокультурного пространства.
Отчетливо акцентированная интеграционная составляющая, которая делает
возможным применение мультикультурной практики в РФ, не удовлетворяет
этнические меньшинства, исконно проживающие на территории России.
Будучи автохтонами или исторически воспринимаемыми как таковые,
они имеют более оснований отстаивать свою идентичность по соображениям
исторической справедливости, чем иммигранты, которые, приезжая в
иную страну, должны быть готовы ради своего блага принять ее культуру
и «правила игры» страны-реципиента.
Современные государства, в которых мультикультурализм
существует на уровне постоянной практики, сложились в результате
иммиграции; и в них имелись «главные» нации и этнические группы,
первоначально формировавшие национальную идею (англосаксонцы в США,
франко-канадцы и англо-канадцы, англо-кельтский элемент в Австралии).
Вновь прибывающие иммигранты должны были доказать свое соответствие
этой идее, так как от этого зависел их успех на новой родине. Положение
вещей стало меняться в середине 60-х годов, когда началось оформление
мультикультурализма, возведенного в середине 70-х годов в ранг государственной
политики. Цель оставалась прежней - интеграция общества, способы
осуществления - иные.
В России единство идентичности населяющих ее этносов
обеспечивалось в разные эпохи различными путями. Своеобразие Российской
империи заключалось в том, что она включала свои колонии в границы
государства, расширяя свои владения на евроазиатском континенте.
Все народы империи имели общее подданство царю, что обеспечивало
их формальное единство. Другим способом установления идентичности
было православие, распространившееся и среди неславянских народов.
В советский период активно проводилась пропаганда новой национальной
общности - «советский народ», создание которой объявлялось результатом
мудрой национальной политики в СССР, где на государственном уровне
поддерживалось этническое многообразие. Вместе с тем, весьма велико
во все исторические эпохи было влияние русской культуры на нерусские
этносы, оно возводилось в ранг государственной политики со времен
царской России. Однако практика мультикультурализма, в том числе
и на российской почве, подразумевает отказ от доминирующей культурной
нормы (в данном случае культурных норм русского народа, составляющего
80% населения страны)3,
что в идеале должно дать новый толчок развитию культур нацменьшинств.
Однако эта практика приносит не только положительные плоды: результаты
ее весьма неоднозначны во всех вышеназванных странах, чей позитивный
и негативный опыт должна учитывать Россия.
Положительный опыт для России содержит канадский вариант
мультикультурализма, поскольку он признает, прежде всего, коллективные
права этнических и других меньшинств, что отличает канадское общество
от традиционно индивидуалистического американского. Такой вариант
этнического признания более подходит для России и в целом соответствует
ее традиционному коллективизму. Канадский опыт близок России еще
и потому, что жители страны, как и подавляющее большинство россиян,
четко осознают свою специфическую этничность (в Канаде можно выделить
более 100 отчетливых этнических групп), и в ходе последней переписи
только 3% жителей страны определили себя так просто «канадцы»)4.
Канадский мультикультурализм предполагает свободу выбора
индивидуума в отношении культуры: индивиду нельзя навязывать этническую
культуру доминирующей группы, равно как он не обязан придерживаться
ценностей своей этнической группы. Такая позиция весьма актуальна
для России, где культурная идентичность в постсоветское время приравнивалась
к этнической, а национальные и конфессиональные различия поднимались
на щит этнобюрократическими элитами.
Канадская модель многокультурности противостоит как
ассимиляции, так и социально-культурной изоляции этнических групп,
способствуя «мозаичности» культурной картины общества. Она позволяет
канадцам не только делать выбор из многочисленного спектра культур,
но и быть уверенными в государственной поддержке культуры путем
целого ряда законодательных и финансовых мер на федеральном, провинциальном
и муниципальном уровнях. Канадская «мозаичность», помогающая сохранить
этнокультурное лицо, является предметом национальной гордости канадцев,
не желающих в культурном плане являться простым географическим продолжением
своего мощного южного соседа - США5.
Такой вариант сохранения самобытности в целом подходит и для России
с той разницей, что ее «мозаичность» сложилась исторически, вместе
с формированием государства и его территориальным расширением. Россия,
в отличие от Канады, может не опасаться утраты этой мозаичной структуры
под давлением культурной традиции сильного соседа, хотя агрессивное
влияние культуры США на европейские страны и Россию является объективной
реальностью.
В качестве положительного опыта канадского мультикультурализма
Россия может и должна заимствовать отказ от чрезмерной коммерциализации
культуры ради сохранения ее этнического многообразия и традиционных
ценностей. В 1993 году в Канаде было образовано Министерство канадского
наследия, что свидетельствует о беспрецедентном внимании государства
к духовной жизни нации. Политические функции министерства состоят
в координации и продвижении ценностей канадской культурной самобытности,
способствовании развитию канадской идентичности и мультикультурности6.
Конкретным примером заботы государства о национальной культуре служит
политика в области кинематографии. Канадское государство поддерживает
кинопродукцию «канадского содержания» и стимулирует ее налоговыми
льготами. Это привело к тому, что объем продукции «канадского содержания»
за последние десять лет вырос в 2 раза7.
Пример практического применения практики мультикультурализма
в Австралии также небезынтересен для России, так как позволяет сделать
определенные выводы из ее специфики и избежать некоторых «перегибов»,
свойственных австралийской модели многокультурного общества.
Опыт Австралии показывает, что чрезмерная концентрация
усилий на поддержку этнической специфичности приводит в целом к
росту ксенофобии, так как подчеркивает не общность, а различия.
Это отчетливо прослеживается на примере обособления азиатских, арабских
и других общин в Австралии и появления «этнических» районов в крупных
городах. Этнические общины Австралии слабо стремятся к интеграции
в традиционную австралийскую культуру. Такое положение является
следствием фольклористского понимания этнических меньшинств и целенаправленной
политики государства в 70-е годы, которое своей заботой об «этнических
общинах» буквально конструировало их. Мультикультурализм Австралии
до середины 80-х годов, практически вынуждая иммигрантов отождествлять
себя с какой-либо этнической общиной, порождал самоизоляцию и опасность
роста этнической напряженности. С конца 80-х годов культурная идентичность
стала определяться правом свободного выбора, что помогло переместить
центр тяжести национального строительства Австралии из этнической
плоскости в гражданскую. Такой подход при правильном применении
весьма способствовал бы консолидации и российского общества.
Практика применения мультикультурализма в Австралии
позволяет сделать вывод, что толерантность в обществе должна распространяться
на все, а не только на основные культурные группы. Абсолютизация
политкорректности привела к тому, что в стране были установлены
весьма жесткие ее нормы, которые запрещали публикации и высказывания
(даже научные и статистические), могущие хоть как-то оскорбить национальные
меньшинства. Такой подход делал невозможными объективные оценки
некоторых характеристик состояния австралийского общества, например,
положения с этнической преступностью8.
Следующим шагом политкорректности стали рекомендации Совета по мультикультурализму
ввести квоты на представительство нацменьшинств не только в общественных
структурах, но и в образовательных учреждениях, и даже частном секторе.
И хотя правительство отвергло эти предложения, была развернута программа
поощрения бизнесменов, принимающих на работу представителей национальных
меньшинств9. Таким
образом, борясь с этнической дискриминацией, правительственная политика
и мультикультурализм закрепляют особое положение этнических групп.
Создается ситуация, когда дискриминируемыми начинают ощущать себя
основные культурные группы населения, что вызывает у них разочарование
в мультикультурной идеологии. Такое положение вещей в определенной
степени характерно и для России, где численное большинство населения
- русские - ощущают ограниченность возможностей своего национального
самовыражения на фоне набирающих силу этнических культурных разнообразий.
Австралийский опыт диктует также осторожность в проведении
миграционной политики, прежде всего, в тщательности подбора кандидатов
на будущее гражданство России с учетом образования, квалификации
и этнокультурных различий с основной массой населения. Твердое «нет»
должно быть сказано как необоснованной либерализации, так и чрезмерной
строгости миграционных законов. В Австралии «мягкость» миграционного
законодательства и предоставление особых преференций переселенцам
привели к лавине нелегальных мигрантов, которые пополняли маргинальные
слои австралийского общества и активно криминализировались. К наиболее
негативным последствиям нелегальной миграции в Австралии следует
отнести рост этнической преступности, в основном тяжкой. Определенные
криминальные ячейки занимаются представителями различных этнических
групп: вьетнамцы чаще торгуют наркотиками, китайцы - совершают аферы.
Поэтому «старые» австралийцы высказывают обоснованное недовольство
ростом нелегальной миграции и активно одобряют решительные и жесткие
меры правительства против нелегалов. Кроме того, «старое» население
недовольно значительными преференциями для этнических меньшинств
и легальных эмигрантов, так как полагает, что они способствуют добровольному
обособлению этнических меньшинств, которые культивируют в своей
среде негативное отношение к австралийскому культурному окружению
и принципам западной демократии (особенно этим отличаются выходцы
из стран Ближнего и Среднего Востока). Одновременно вновь прибывшие
граждане Австралии маргинализируются, так как интеграцию в окружающее
их общество не считают жизненно необходимой, надеясь на социальную
помощь государства. В крупных городах, таких как Мельбурн, возникли
уже значительные группы таких иждивенцев, живущих за счет социальных
программ, практически - на средства налогоплательщиков10.
С такими же проблемами в ближайшем будущем может столкнуться
и Россия, уже сегодня принимающая мигрантов не только с территорий
бывшего СССР, но и из Китая, Вьетнама, Эфиопии, Афганистана. Экономическое
положение нашего государства не позволяет ему осуществлять масштабные
проекты интеграции культурно дистанцированных этнических переселенцев
без ущерба для гражданского общества России. Нашей стране еще предстоит
выбрать свою стратегию в этом вопросе, так как она не сможет остаться
в стороне от глобальных процессов и вызовов современности. Возможно,
практика мультикультурализма окажет в этом плане России определенную
помощь.
Американская мультикультурная модель в настоящее время
менее чем другие, подходит для России. Концепция «плавильного котла»,
которая действовала в США длительное время, отдавала приоритет англосаксонской
нации, как сыгравшей основную роль в освоении Америки. Под результатом
интеграции нации и культур подразумевался образ белого, англосаксонского
типа, протестанта по вероисповеданию. Эта концепция изначально имела
тонкие места (афро-американцы - протестанты вряд ли станут полноценно
белыми, а весьма «белые» ирландцы будут оставаться рьяными католиками).
С конца 60-х годов обозначились новые элементы политики
в отношении нацменьшинств, прежде всего, афро-американцев, которые
заключались в установлении особого благоприятствования «цветным»
этническим группам, зачастую за счет белых. Одновременно такая политика
вырабатывала у белого большинства чувство вины за прежнее притеснение
«цветных» этносов. Этнонациональная история страны пересматривалась
с точки зрения «демонизации» белого большинства и позиционирования
небелых меньшинств как жертв «белой» политики. Результатом такого
радикального пересмотра исторического наследия явилось фактическое
проявление «расизма наоборот», подкрепляемое в повседневной жизни
США распространенной практикой политкорректности11.
Россия, имея в виду опыт США, должна избегать активизации
процессов подобного рода, так как в современной политической ситуации
мы наблюдаем со стороны национальных российских правящих элит попытки
подобной «демонизации» русского большинства. Последнее десятилетие
показывает, что у русского народа не удается выработать «комплекс
вины» за угнетение нацменьшинств (мнимое или реальное) в период
существования Российской империи и СССР. Дальнейшие действия реально
могут привести к росту межэтнических противоречий.
В настоящее время американский мультикультурализм не
может дать рецептов строительства межэтнических отношений для России
еще и потому, что сам находится на распутье в ситуации выбора дальнейшей
модели. Будет ли он функционировать как модернизированная идея «плавильного
котла», в настоящее время заменяемого более популярной идеей «салатной
миски», выберет ли экстремистски-сепаратистский вариант фрагментации
культур с нарастающей опасностью распада общенациональной идеи,
или найдет возможности сочетания национальных традиций со значительно
изменяющейся в глобальном мире культурной ситуацией? Результаты
этих исканий покажет будущее. В настоящее время мультикультурализм
в США - понятие весьма широкое, носящее не только этнический смысл.
Право на культурное самосознание и разнообразие признается за любыми
формами «инаковости». Претензии на создание культурной традиции
высказывают феминистки, сексуальные меньшинства и т.д. Такое направление
мультикультурализма чуждо России и отвергается практически всеми
этническими группами населения.
Положительные установки мультикультурализма - гражданское
равноправие, стабилизация этнического состава населения страны,
отказ государства от вмешательства в дела этнической идентификации,
соблюдение правил толерантного поведения - имеют право на изучение
и внедрение в российскую действительность. Россия должна быть готова
к тому, что продвижение прогрессивных идей мультикультурализма рассчитано
на длительную перспективу и потребует значительных государственных
затрат.
1 Новый сборник законов
Российской Федерации. М., 2001. - С. 9.
2 Там же, с. 12.
3 Основные итоги Всероссийской
переписи населения 2002 г. М, 2003, - С.15.
4 Черкасов А.И. Этнокультурные
общины и национальная самобытность Канады. // США - Канада: ЭПК.
1988. № 7. - С. 85.
5 Там же. - С. 83.
6 Агеева И.А. Канада:
роль государства в сфере культуры. // США - Канада: ЭПК. 1999. №7.
с. 135.
7 Щукина Т.А. Особенности
и перспективы развития киноиндустрии в Канаде. // США - Канада:
ЭПК. 2003. № 3. - С. 102.
8 Скоробогатых Н.С.
Австралийский мультикультурализм: путь к гражданскому согласию или
расколу. // Общественные науки и современность. 2004. № 1. - С.
139.
9 Там же.
10 Там же, с. 142.
11 Борисов А.А.
Мультикультурализм: американский опыт и Россия. // Мультикультурализм
и этнокультурные процессы в меняющемся мире. М., 2003. - С. 20.
|