… о межнациональных конфликтах
и "языке вражды"
|
Не говорить на языке вражды
|
Сегодня это единственный путь к достижению стабильности
в обществе
Тема межнациональных конфликтов становится в последние
годы едва ли не самой больной и острой. Бытовой национализм сплошь
и рядом перерастает в массовые вспышки агрессии. Терроризм с национальной
окраской становится реальной мировой угрозой. Ксенофобские настроения
часто умело подогреваются, маскируются под патриотизм. Как вырулить
из этой ситуации, избежать трагедии? Сегодня наш обозреватель Михаил
РУТМАН беседует на эту тему с известным правозащитником, ведущим
экспертом Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического
центра "Стратегия" Антуаном АРАКЕЛЯНОМ.
- Позволю себе, Антуан Гургенович, для начала отвлечься от вашего
официального статуса и задать вам вопрос просто как "лицу кавказской
национальности". Прошу прощения за термин, мы его в газете
не употребляем, хотя часто слышим...
- Терминология в данном случае имеет существенное значение. Словосочетание
"лицо кавказской национальности" появилось на уровне дежурного
районного отделения милиции. Ему надо было как-то определить категорию
граждан, зарегистрированных в книге происшествий. Новоизобретенный
термин пошел дальше, стал появляться во всех отчетах, его подхватили
журналисты... Думаю, совершенно очевидно, что он некорректен с любой
точки зрения. Это язык вражды. Более корректно было бы "кавказцы"
или "выходцы с Кавказа". Но что является определяющим
фактором? Внешность! А если человек уже на протяжении нескольких
поколений живет в Петербурге? Есть русские, похожие на цыган, есть
чеченцы, похожие на русских. Однозначного ответа нет... Другой некорректный
термин - "шахидка". "Шахид" в переводе - это
защитник веры. У нас же это часто становится синонимом террориста-подрывника.
Фактически происходит легитимизация преступника как защитника веры.
Это прямое оскорбление чувств мусульман. Корректно было бы - экстремист
или террорист с религиозным лозунгом.
- Так вот, как вам, кавказцу, сегодня живется в Петербурге?
- Мне трудно здесь абстрагироваться от роли правозащитника. Когда
вижу, как на улице милиция задерживает выходцев с Кавказа или из
Средней Азии, всегда вмешиваюсь, пытаюсь разобраться. Мне часто
звонят, просят помочь, я иду в милицию, в прокуратуру.
- Но вас и самого, наверное, иногда задерживают?
- Конечно. У меня это происходит не только в Петербурге, но, поскольку
я много езжу, во всех регионах России. В самолете, в поезде, в аэропортах,
гостиницах. Особенно славится этим Москва. Там и чаще задерживают,
и больше поборы с мигрантов. Когда милиционеры задерживают меня,
я использую эту ситуацию для исследования - наблюдаю, как они подходят,
как разговаривают, что требуют. Их действия строго регламентированы
инструкциями, и я пытаюсь добиться, чтобы они соблюдались. На какой-то
стадии разговора выясняется, что у стражей порядка "особое"
отношение к кавказцам - "понаехали, террористы, торгуют наркотиками"
и прочее. Бывает, что доходим до отделения милиции, и там они иногда
уже придумывают другие поводы для задержания - улицу не там перешел,
сопротивлялся, находился в нетрезвом виде или в состоянии наркотического
опьянения. Атмосфера в отделениях преимущественно ксенофобская.
Значительная часть милиционеров побывала в Чечне. А после этого
кавказофобия становится глубинной и устойчивой.
- Ксенофобия у нас прогрессирует?
- К сожалению, да. Это подтверждается и результатами независимых
исследований, и все учащающимися происшествиями, которые у всех
на слуху. Здесь работают многие факторы - и острые социальные проблемы,
и война в Чечне, и усиление миграционных потоков. Со стороны определенных
сил идет и откровенная манипуляция общественным сознанием, вбрасывание
лозунгов типа "Россия - для русских", подтасовка цифр
и фактов. К сожалению, часто такая ситуация подогревается и местными
властями, использующими этнонационализм как ресурс для политической
мобилизации. К примеру, в Краснодарском крае, где очень сильны миграционные
потоки. Еще недавно там была очень острая проблема с турками-месхетинцами.
Теперь, когда США предложили им свободный въезд, их место заняли
езиды - 4 тысячи на пятимиллионный Краснодарский край. Но на них
пытаются переложить вину за массу социальных проблем. Эта политическая
риторика местной элиты впрямую способствует созданию конфликтной
ситуации в обществе.
- Все это так. Но, согласитесь, для беспокойства поводы все-таки
есть. Исламский мир активизируется, действуют этнические преступные
сообщества, расширяются каналы поставки наркотиков с Востока...
- Этнические группировки существуют во всем мире. Но у нас правоохранительные
органы сплошь и рядом сами их "структурируют и опекают",
получая с них "откаты". Это выгодно милиции.
- А угроза терроризма тоже преувеличена?
Она, конечно, есть. Но кто ее реально измерил и кто может поручиться,
что реакция на нее адекватна? Не секрет, что эта угроза часто используется
для оправдания разного рода беззаконий, допускаемых как администрациями
регионов, так и правоохранительными органами. "Вы, что, не
знаете, какое сейчас время!" - мне приходилось это фразу слышать
множество раз на всех уровнях - от вахтера в гостинице до губернатора
края. Но стоит только "из благих побуждений" нарушить
закон - реакция, скорее всего, тоже будет беззаконной. Так мы проблему
не решим, а только усугубим ее.
- В последнее время идет много разговоров о том, что Петербург -
"столица российского фашизма"...
Судя по числу зафиксированных преступлений с национальной направленностью,
он попадает в первую четверку вместе с Москвой, Московской областью
и Воронежем. Недавно мы встречались с представителями Евросоюза,
которые специально изучали этот вопрос. Петербург ими зафиксирован
как "проблемная зона". По имеющимся данным, всего в России
около 50 тысяч молодых людей вовлечены в экстремистские группировки.
Из них порядка 15 тысяч - в Петербурге. Это существенно больше,
чем даже в Москве. Такая репутация города - один из факторов, обусловивших
уменьшение иностранного туризма.
- Вот такие исследования их и отпугивают!
Здесь уже вопрос мировоззренческий. Надо ли выносить сор из избы?
Думаю, надо - чтобы ее вычистить. Эти данные мы озвучиваем на медиаполе
и разного рода публичных площадках - конференциях, семинарах, "круглых
столах". Как правило, представители исполнительной власти в
них не участвуют. Недавно вместе с одним из швейцарских фондов и
Главным управлением МВД по Северо-Западу мы завершили пилотный проект
- двухдневные семинары с руководителями правоохранительных органов
и лидерами национально-культурных объединений. Позиции, цифры, данные,
анализ обстановки. Во всех регионах на открытии присутствовали их
главы, начальники ГУВД или их замы. И только в Петербурге пришли
лишь начальники районного звена, очень недовольные - им приказали
явиться накануне вечером. Такое же отношение здесь и ко всем остальным
нашим мероприятиям.
- Почему так, как вы думаете?
Петербург - особый город. Традиции толерантности всегда здесь ассоциировались
не с властью, а с интеллигенцией. Здесь этот слой традиционно велик.
Власть когда больше, когда меньше прислушивалась к нему. К сожалению,
после Собчака пошел курс на последовательное сворачивание правозащитной
деятельности. Упразднены существовавшие в Ленсовете комиссии по
правам человека и по общественным объединениям. Была ликвидирована
должность уполномоченного по правам человека в составе правительства
города. А ведь у нас она появилась впервые в России, в 1995 году!
Сейчас ее восстановили, но выбрать достойную кандидатуру так и не
удается. С 1997 года Законодательным собранием проведены 10 "невыборов"!
А в регионах России таких уполномоченных уже 32. При губернаторе
Яковлеве межэтнические проблемы стали затушевываться - у нас, дескать,
ничего такого нет, мы все петербуржцы...
В отличие от других регионов национально-культурные организации
в Петербурге - это в большинстве своем чистые фантомы. В них не
вкладывается средств, они не имеют никаких реальных механизмов развития
и гармонизации этнической палитры города. Правоохранительные органы
крайне неохотно идут на то, чтобы признать национальный мотив в
преступлениях против "инородцев". По нашим данным, достоянием
общественности становится лишь один из семи таких случаев. Есть
примеры и противоположного плана. Недавно произошла драка в ночном
клубе, в которой участвовали африканцы и местные. При освещении
этого события, наоборот, был сделан акцент на расовое противостояние,
хотя, возможно, его изначально и не было. Даже мои слова о том,
что, скорее всего, это бытовая драка, в СМИ были искажены - я якобы
усмотрел здесь национальный мотив и отголосок недавних парижских
событий.
- Давайте переведем разговор в конструктивное русло. Вы можете предложить
реальный инструмент для решения этих проблем?
Ничего нового здесь придумывать не надо - эти инструменты давно
работают во всем цивилизованном мире. Гражданский контроль - необходимая
принадлежность любого государства, стремящегося к тому, чтобы стать
правовым. Стабильность и позитивная атмосфера в значительной части
зависят от региональных лидеров, ставящих общенациональные интересы
выше сиюминутных, местечковых и узкокорпоративных выгод. Необходима
установка на неприятие расизма, этнофобии, этнонационализма. Нужна
жесткая правоприменительная практика, жесткое противодействие политическому
и религиозному экстремизму! Методики по данной проблематике разработаны
в центре "Толерантность" на базе СПбГУ. Проект "Ближний
Кавказ", ориентированный на продвижение идеи толерантности
в российском обществе, победил в номинации "Социальные проекты"
международной организации IPRA Golden World Awards-2005 и впервые
в российской истории удостоен почетного диплома Организации Объединенных
Наций. Вместе с авторами проекта, студентками четвертого курса Санкт-Петербургского
государственного политехнического университета, под руководством
доцента Н. В. Шеляпина мы разработали спецкурс "Обучение толерантности",
успешно апробированный на кафедре. Эти работы нашли позитивное отражение
в выигранных на конкурсной основе центром "Стратегия"
проектах в рамках федеральной целевой программы "Формирование
установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском
обществе (2001 - 2005 годы)".
В свое время, кстати, эту программу продвигала вице-премьер правительства
РФ В. И. Матвиенко. Мы передали наши предложения в рабочую группу
по разработке соответствующей петербургской программы, но пока оттуда
ответа нет. Боюсь, что гора родит мышь. А ведь это должна быть долговременная
всеобъемлющая городская программа - с участием педагогов, психологов,
юристов, философов. Нужна комплексная система просвещения молодежи
на всех уровнях - от детских садов до вузов.
- Но желаемая цель тоже не гарантирует полного счастья - пример
тому политкорректная Франция, которая, несмотря на всю свою толерантность,
получила недавние "арабские" бунты.
- Не считаю аналогию правомерной. Франция пожинает плоды своей многовековой
колониальной политики. Мы же имели одно культурное пространство,
у нас нет и не может быть этих застарелых обид. Но мне печально
было видеть, как французские события с радостью восприняло наше
маргинально-патриотическое крыло. Вот, дескать, к чему привела "доброта"
французов к этим мигрантам!
Между тем миграционные процессы - вещь объективная, отражающая глубинные
закономерности мировых процессов. Азия и Африка сейчас начинают
"подавлять" Европу за счет своей высокой рождаемости.
Есть основания для беспокойства и у россиян - в частности, тех,
кто причисляет себя к русскому этносу. Средняя семья - один-два
ребенка - не обеспечивает даже простого воспроизводства нации.
Грамотная демографическая политика - вот чем надо бы обеспокоиться
истинным патриотам России. А не поиском врагов среди "чужаков",
приводящим к гражданскому противостоянию внутри одной нации. Бороться
с миграцией и мигрантами бессмысленно. Нужно просто просчитывать
и регулировать миграционные потоки, направляя их в те регионы, где
действительно необходимы рабочие руки. В этом смысле Франция может
служить уроком - нельзя делать этот процесс стихийным. Уже не говоря
о том, что эта "стихия" - идеальная кормушка для коррумпированных
чиновников и сотрудников правоохранительных органов.
Петербургу на следующий год, как утверждает вице-губернатор Бланк,
нужны 300 тысяч мигрантов. Этих людей надо разместить, обеспечить
им социальные гарантии, адаптировать к нашей жизни. Необходима и
серьезная просветительская работа с населением. А амбициозная задача
войти в пятерку туристических городов Европы требует соответствующей
инфраструктуры, сервиса и безопасного привлекательного климата.
Ну и, конечно, нужна самая жесткая оценка со стороны руководства
города всех преступлений, совершенных на национальной почве.
- Этого нельзя делать, пока точно неизвестен мотив. Часто, поторопившись,
официальные лица заявляют о национальном экстремизме там, где потом
оказывается обычная "бытовуха". Это только еще больше
разжигает межнациональные конфликты.
- Конечно, до окончания расследования нужно делать соответствующие
оговорки. Но речь о том, чтобы четко обозначить общую позицию абсолютного
неприятия любых проявлений расовой дискриминации. Ксенофобия - признак
ущербности человека, и наши политические руководители все время
должны обозначать планку: мы - цивилизованное общество. Наличие
или отсутствие этой планки выявляется соответствующими исследованиями.
Пока их результат для Петербурга неутешителен. Мы начали программу
"Содействие правовому мониторингу деятельности и условиям работы
правоохранительных органов и адекватному освещению проблематики
в СМИ". Каждая из трех составляющих и их сумма способны существенно
улучшить климат в городе, развивать компетентность и ответственность.
Надеемся, старейшая городская газета с ее взвешенной позицией поддержит
эти усилия в интересах города и людей.
- Будем надеяться, что руководство города разделит вашу тревогу
и сделает соответствующие выводы. Спасибо за беседу.
"Санкт-Петербургские ведомости", 10 января
2006 года
|