Rambler's Top100

№ 221 - 222
7 - 20 ноября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Равны ли женщины мужчинам? Часть II

Женщины тратят на работу и домашнее хозяйство на 25% больше времени, чем мужчины

Отдача от инвестиций в человеческий капитал у женщин ниже

Женщин больше среди социально уязвимых групп

Богатые женщины тоже дискриминированы

Мужчины больше зарабатывают, но чаще болеют и умирают

В политике женщин намного меньше, чем мужчин

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Кузьма Петров-Водкин. Рабочие (дискуссия). Kuzma Petrov-Vodkin. The workers (Duscussion) (1926) Равны ли женщины мужчинам?
Часть II

Сергей Рощин

Над темой номера работал
Сергей Рощин

В политике женщин намного меньше, чем мужчин

Очень часто о неравенстве возможностей мужчин и женщин судят на основе гендерной асимметрии политического представительства, рассматривая достижение равенства в этом вопросе как одно из необходимых условий преодоления накопленного неравенства. К тому же гендерные различия в сфере политики, чрезвычайно наглядны.

В системе государственной службы женщины преобладают на должностях, не предполагающих принятия ответственных решений. На государственной службе в полной мере проявляется вертикальная сегрегация и эффект "стеклянного потолка" для женщин. В общем числе работников, занимающих государственные должности в органах государственной власти, в 2003 году женщины составляют 69%; мужчины - 31% (рис. 6). В самом высшем эшелоне власти - в составе действующего правительства страны - женщин нет. В числе глав субъектов РФ - губернаторов, глав национальных автономий - одна женщина (Санкт-Петербург). При этом на выборах губернатора Санкт-Петербурга один из кандидатов в губернаторы использовал в своей предвыборной кампании лозунг "Губернатор - мужская работа", что отражает гендерные стереотипы политической власти.

Рисунок 6. Распределение занятых на государственных должностях федеральной государственной службы по полу в 2003 году, %.

Среди депутатов нижней палаты парламента - Государственной думы РФ - показатель представленности женщин неуклонно снижается. В числе депутатов Государственной Думы первого созыва (1993-1995 годы) было 13,6% женщин, второго созыва (1995-1999 годы) - 10 % женщин. В Государственной Думе третьего созыва, избранной в декабре 1999 года, было только 7,7% женщин, четвертого созыва, избранной в декабре 2003 года, - 9,8%.

В составе верхней палаты парламента - Совета Федерации, который насчитывает 178 членов, в 2002 году стало 7 женщин (в 2001 году была 1 женщина).

Рисунок 7. Распределение по полу занятых на должностях государственной службы субъектов Российской Федерации в 2001 году, %.

В числе депутатов законодательных собраний субъектов РФ - около 9% женщин. Этот показатель существенно меняется от региона к региону. В некоторых из них (на 2003 год), например, в законодательных собраниях Новосибирской, Челябинской областей вообще нет женщин. В то же время в законодательном собрании Республики Карелия в числе депутатов 32% женщин. В составе Московской городской думы 23% женщин.

Женщины возглавляют только 3 из 89 региональных законодательных собраний России.

Женщин практически нет в верхних эшелонах партийных организаций, имеющих свои фракции в парламенте и оказывающих реальное воздействие на принятие значимых политических решений.

На последних парламентских выборах, проходивших в 2003 году25, в списке кандидатов в депутаты от КПРФ числилось только 11% женских имен; в списке партии "Единая Россия" - 8% женщин; в списке объединения "Яблоко" -15% женщин; в списке блока "Родина" - 9% женщин; в списке Союза правых сил - 12% женщин, ЛДПР - 8% женщин.. В итоги полномочия депутатов по партийным спискам получили:

  • "Единая Россия" - 14 женщин (в списке значилось 22);
  • КПРФ - 4 женщины (в списке - 28);
  • блок "Родина" - 4 женщины (в списке - 16);
  • ЛДПР - 2 женщины (в списке - 16).

В трети одномандатных округов женщины не выдвигались, в остальных им удалось получить 20 депутатских мандатов. Таким образом, в настоящий момент в Государственной Думе 44 женщины-депутата.

В руководящем составе Государственной Думы четвертого созыва представительство женщин выглядит следующим образом: среди руководителей парламентских фракций нет ни одной женщины. Среди заместителей Председателя Думы - одна женщина. Среди председателей 29 Комитетов - 4 женщины, что в два раза больше, чем в Думе предыдущего созыва.

Сравнивая выборы 2003 года с выборами 1999 года, можно отметить следующее. Во-первых, представительство женщин в Думе незначительно увеличилось (от 7% до 10%). Во-вторых, произошло резкое повышение значимости административного ресурса для победы женщин-кандидатов и сокращение значимости партийного фактора. В-третьих, сократились возможности "социального лифта" для женщин, которые не входят в государственную "номенклатуру" - представителей бизнес-сообщества и активисток женских организаций.

Таким образом, очевидно, что гендерная структура нынешней Государственной Думы свидетельствует о четком "мужском" профиле российской законодательной власти.

Но такие гендерные различия в составе политической и государственной власти, являются во многом не причиной, а следствием всех других гендерных диспропорций, в первую очередь, экономических. Политическое представительство это только верхушка айсберга, в основании которого находится неравенство на рынке труда, в доступе к экономическим ресурсам, во владении собственностью. Современный политический процесс в России устроен таким образом, что никакими декретами невозможно добиться гендерного выравнивания политического представительства до тех пор, пока политические и экономические силы, определяющие результаты электоральных процессов, не увидят, что женщины могут выражать и защищать их интересы. Или же пока экономическая независимость женщин не создаст условия и не потребует политического представительства.

В то же время проблема гендерного выравнивания политического представительства должна и может находиться в числе государственных приоритетов. Методы позитивной дискриминации, квотирования, направленные на увеличение доли женщин в политических институтах, могут применяться для обозначения ориентиров государственной политики, направленной на достижение гендерного равенства. Таким образом, обеспечение равенства возможностей женщин в политической жизни должно быть не только декларировано, но и подкреплено изменениями в экономическом положении женщин и активной государственной политикой исправления накопленной дискриминации.

И уж тем более предметом государственной политики должно быть преодоление вертикальной сегрегации на государственной службе. Программы поддержки продвижения женщин на более высокие государственные должности должны отражать реальные, а не только декларируемые, ориентиры и приоритеты гендерной государственной стратегии и политики.


25 - Более подробно гендерный анализ результатов выборов 2003-2004 годов представлен в: Айвазова С., Кертман Г. Мы выбираем, нас выбирают…. Гендерный анализ парламентских и президетских выборов 2003-2004 годов в России. М.: 2004.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.