|
Равны
ли женщины мужчинам?
Часть II |
|
Над темой номера работал
Сергей Рощин
|
В политике женщин намного меньше, чем мужчин
Очень часто о неравенстве возможностей мужчин и женщин
судят на основе гендерной асимметрии политического представительства,
рассматривая достижение равенства в этом вопросе как одно из необходимых
условий преодоления накопленного неравенства. К тому же гендерные
различия в сфере политики, чрезвычайно наглядны.
В системе государственной службы женщины преобладают
на должностях, не предполагающих принятия ответственных решений.
На государственной службе в полной мере проявляется вертикальная
сегрегация и эффект "стеклянного потолка" для женщин.
В общем числе работников, занимающих государственные должности в
органах государственной власти, в 2003 году женщины составляют 69%;
мужчины - 31% (рис. 6). В самом высшем эшелоне власти - в составе
действующего правительства страны - женщин нет. В числе глав субъектов
РФ - губернаторов, глав национальных автономий - одна женщина (Санкт-Петербург).
При этом на выборах губернатора Санкт-Петербурга один из кандидатов
в губернаторы использовал в своей предвыборной кампании лозунг "Губернатор
- мужская работа", что отражает гендерные стереотипы политической
власти.
Рисунок 6. Распределение занятых на государственных
должностях федеральной государственной службы по полу в 2003 году,
%.
Среди депутатов нижней палаты парламента - Государственной
думы РФ - показатель представленности женщин неуклонно снижается.
В числе депутатов Государственной Думы первого созыва (1993-1995
годы) было 13,6% женщин, второго созыва (1995-1999 годы) - 10 %
женщин. В Государственной Думе третьего созыва, избранной в декабре
1999 года, было только 7,7% женщин, четвертого созыва, избранной
в декабре 2003 года, - 9,8%.
В составе верхней палаты парламента - Совета Федерации,
который насчитывает 178 членов, в 2002 году стало 7 женщин (в 2001
году была 1 женщина).
Рисунок 7. Распределение по полу занятых на должностях
государственной службы субъектов Российской Федерации в 2001 году,
%.
В числе депутатов законодательных собраний субъектов
РФ - около 9% женщин. Этот показатель существенно меняется от региона
к региону. В некоторых из них (на 2003 год), например, в законодательных
собраниях Новосибирской, Челябинской областей вообще нет женщин.
В то же время в законодательном собрании Республики Карелия в числе
депутатов 32% женщин. В составе Московской городской думы 23% женщин.
Женщины возглавляют только 3 из 89 региональных законодательных
собраний России.
Женщин практически нет в верхних эшелонах партийных
организаций, имеющих свои фракции в парламенте и оказывающих реальное
воздействие на принятие значимых политических решений.
На последних парламентских выборах, проходивших в 2003
году25, в списке кандидатов в депутаты
от КПРФ числилось только 11% женских имен; в списке партии "Единая
Россия" - 8% женщин; в списке объединения "Яблоко"
-15% женщин; в списке блока "Родина" - 9% женщин; в списке
Союза правых сил - 12% женщин, ЛДПР - 8% женщин.. В итоги полномочия
депутатов по партийным спискам получили:
- "Единая Россия" - 14 женщин (в списке значилось 22);
- КПРФ - 4 женщины (в списке - 28);
- блок "Родина" - 4 женщины (в списке - 16);
- ЛДПР - 2 женщины (в списке - 16).
В трети одномандатных округов женщины не выдвигались,
в остальных им удалось получить 20 депутатских мандатов. Таким образом,
в настоящий момент в Государственной Думе 44 женщины-депутата.
В руководящем составе Государственной Думы четвертого
созыва представительство женщин выглядит следующим образом: среди
руководителей парламентских фракций нет ни одной женщины. Среди
заместителей Председателя Думы - одна женщина. Среди председателей
29 Комитетов - 4 женщины, что в два раза больше, чем в Думе предыдущего
созыва.
Сравнивая выборы 2003 года с выборами 1999 года, можно
отметить следующее. Во-первых, представительство женщин в Думе незначительно
увеличилось (от 7% до 10%). Во-вторых, произошло резкое повышение
значимости административного ресурса для победы женщин-кандидатов
и сокращение значимости партийного фактора. В-третьих, сократились
возможности "социального лифта" для женщин, которые не
входят в государственную "номенклатуру" - представителей
бизнес-сообщества и активисток женских организаций.
Таким образом, очевидно, что гендерная структура нынешней
Государственной Думы свидетельствует о четком "мужском"
профиле российской законодательной власти.
Но такие гендерные различия в составе политической и
государственной власти, являются во многом не причиной, а следствием
всех других гендерных диспропорций, в первую очередь, экономических.
Политическое представительство это только верхушка айсберга, в основании
которого находится неравенство на рынке труда, в доступе к экономическим
ресурсам, во владении собственностью. Современный политический процесс
в России устроен таким образом, что никакими декретами невозможно
добиться гендерного выравнивания политического представительства
до тех пор, пока политические и экономические силы, определяющие
результаты электоральных процессов, не увидят, что женщины могут
выражать и защищать их интересы. Или же пока экономическая независимость
женщин не создаст условия и не потребует политического представительства.
В то же время проблема гендерного выравнивания политического
представительства должна и может находиться в числе государственных
приоритетов. Методы позитивной дискриминации, квотирования, направленные
на увеличение доли женщин в политических институтах, могут применяться
для обозначения ориентиров государственной политики, направленной
на достижение гендерного равенства. Таким образом, обеспечение равенства
возможностей женщин в политической жизни должно быть не только декларировано,
но и подкреплено изменениями в экономическом положении женщин и
активной государственной политикой исправления накопленной дискриминации.
И уж тем более предметом государственной политики должно
быть преодоление вертикальной сегрегации на государственной службе.
Программы поддержки продвижения женщин на более высокие государственные
должности должны отражать реальные, а не только декларируемые, ориентиры
и приоритеты гендерной государственной стратегии и политики.
25 - Более подробно гендерный анализ результатов
выборов 2003-2004 годов представлен в: Айвазова С., Кертман Г. Мы
выбираем, нас выбирают…. Гендерный анализ парламентских и президетских
выборов 2003-2004 годов в России. М.: 2004.
|