|
Равны
ли женщины мужчинам?
Часть II |
|
Над темой номера работал
Сергей Рощин
|
Отдача от инвестиций в человеческий капитал у женщин
ниже
По уровню образования мужчины и женщины не имеют серьезных
различий. До последнего времени в среднем мужчины имели немного
более высокий уровень образования, но в основном за счет старших
возрастов. В настоящий момент по молодым и основным трудоспособным
возрастным группам женщины имеют уровень образования даже несколько
выше, чем мужчины. Эту тенденцию отражает и микроперепись 1994 года,
и данные переписи населения 2002 года.
Высокий уровень образования женщин во многом является
наследством советского периода развития общества. Но в целом стратегии
получения общего образования и подготовки к профессиональной деятельности
у мужчин и женщин различаются. Женщины склонны к приобретению полного
общего образования в рамках общеобразовательных школ, а в профессиональной
подготовке ориентируются на получение образования наиболее высокого
уровня. Для мужчин больше характерно приобретение неполного общего
образования в общеобразовательной школе, а затем учеба в системе
начального профессионального образования8.
Таблица 2. Уровень образования мужчин и женщин старше
15 лет на 1000 человек9
Годы
|
Высшее
|
Неполное высшее
|
Среднее профессио-нальное
|
Среднее полное
|
Основное общее
|
Начальное
|
Не имеют началь-ного
|
Мужчины
|
1959
|
32
|
13
|
58
|
63
|
261
|
398
|
175
|
1970
|
57
|
17
|
78
|
126
|
325
|
288
|
106
|
1979
|
84
|
18
|
113
|
222
|
318
|
191
|
53
|
1989
|
117
|
17
|
166
|
323
|
231
|
119
|
27
|
1994
|
138
|
20
|
190
|
327
|
216
|
92
|
17
|
2002
|
142
|
31
|
213
|
349
|
175
|
76
|
15
|
Женщины
|
1959
|
23
|
11
|
58
|
64
|
214
|
239
|
391
|
1970
|
44
|
13
|
88
|
121
|
253
|
204
|
274
|
1979
|
71
|
16
|
138
|
190
|
235
|
180
|
169
|
1989
|
110
|
17
|
214
|
233
|
192
|
137
|
97
|
1994
|
130
|
17
|
242
|
250
|
190
|
107
|
64
|
2002
|
144
|
30
|
262
|
272
|
156
|
99
|
35
|
Такое различие в стратегиях получения образования отражает
профессиональную сегрегацию и различия в отдаче от инвестиций в
человеческий капитал для мужчин и женщин. Большая занятость мужчин
в индустриальном секторе, в промышленности предполагает получение
ими в большей степени профессионального образования соответствующего
рабочим специальностям, причем занятость по рабочим профессиям со
средним специальным образованием уже обеспечивает достаточную отдачу
от образования. В тоже время у женщин существенно более высокий
заработок обеспечивает только высшее образование.
Гендерные диспропорции в уровне образования в пользу
женщин показывают, что само по себе выравнивание уровня инвестиций
в человеческий капитал не обеспечивает равенства в экономическом
и социальном положении мужчин и женщин. Механизмы скрытой дискриминации
на рынке труда обесценивают высокий уровень женского образования.
Можно сказать, что женщинам приходится бежать еще быстрее мужчин
для того, чтобы иметь надежду прийти к финишу вместе с ними. Высокий
уровень образования женщин приводит к его избыточности, и к тому,
что образовательные сигналы на рынке труда срабатывают по-разному
для гендерных групп. Работодатель при найме работников предъявляет
повышенные требования к уровню образования, или к другим характеристикам
качества рабочей силы женщин по сравнению с мужчинами.
У гендерных диспропорций в образовании есть также и
другие отрицательные социальные последствия. Молодые мужчины, рабочих
специальностей, не имеющие высшего образования, демонстрируют наиболее
консервативные взгляды на распределение гендерных ролей в семье,
приверженность патриархальной модели семьи10. Таким образом, гендерные
различия в уровнях образования могут воспроизводить и закреплять
у мужчин взгляды, препятствующие проведению эффективной социальной
политики, направленной на достижение гендерного равенства.
8 - Баскакова М.Е. Образование в России: гендерная
асимметрия развития и эффективности инвестиций // Гендерное равенство:
поиски решения старых проблем. МОТ, М.: 2003
9 - Баскакова М.Е. Мужчины и женщины в системе образования
// Гендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики.
М.: Едиториал УРСС, 2004
10 - Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в
современной России. М.: Летний сад, 2003, с. 198.
|