Rambler's Top100

№ 221 - 222
7 - 20 ноября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Равны ли женщины мужчинам? Часть II

Женщины тратят на работу и домашнее хозяйство на 25% больше времени, чем мужчины

Отдача от инвестиций в человеческий капитал у женщин ниже

Женщин больше среди социально уязвимых групп

Богатые женщины тоже дискриминированы

Мужчины больше зарабатывают, но чаще болеют и умирают

В политике женщин намного меньше, чем мужчин

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Кузьма Петров-Водкин. Рабочие (дискуссия). Kuzma Petrov-Vodkin. The workers (Duscussion) (1926) Равны ли женщины мужчинам?
Часть II

Сергей Рощин

Над темой номера работал
Сергей Рощин

Отдача от инвестиций в человеческий капитал у женщин ниже

По уровню образования мужчины и женщины не имеют серьезных различий. До последнего времени в среднем мужчины имели немного более высокий уровень образования, но в основном за счет старших возрастов. В настоящий момент по молодым и основным трудоспособным возрастным группам женщины имеют уровень образования даже несколько выше, чем мужчины. Эту тенденцию отражает и микроперепись 1994 года, и данные переписи населения 2002 года.

Высокий уровень образования женщин во многом является наследством советского периода развития общества. Но в целом стратегии получения общего образования и подготовки к профессиональной деятельности у мужчин и женщин различаются. Женщины склонны к приобретению полного общего образования в рамках общеобразовательных школ, а в профессиональной подготовке ориентируются на получение образования наиболее высокого уровня. Для мужчин больше характерно приобретение неполного общего образования в общеобразовательной школе, а затем учеба в системе начального профессионального образования8.

Таблица 2. Уровень образования мужчин и женщин старше 15 лет на 1000 человек9

Годы

Высшее

Неполное высшее

Среднее профессио-нальное

Среднее полное

Основное общее

Начальное

Не имеют началь-ного

Мужчины

1959

32

13

58

63

261

398

175

1970

57

17

78

126

325

288

106

1979

84

18

113

222

318

191

53

1989

117

17

166

323

231

119

27

1994

138

20

190

327

216

92

17

2002

142

31

213

349

175

76

15

Женщины

1959

23

11

58

64

214

239

391

1970

44

13

88

121

253

204

274

1979

71

16

138

190

235

180

169

1989

110

17

214

233

192

137

97

1994

130

17

242

250

190

107

64

2002

144

30

262

272

156

99

35

Такое различие в стратегиях получения образования отражает профессиональную сегрегацию и различия в отдаче от инвестиций в человеческий капитал для мужчин и женщин. Большая занятость мужчин в индустриальном секторе, в промышленности предполагает получение ими в большей степени профессионального образования соответствующего рабочим специальностям, причем занятость по рабочим профессиям со средним специальным образованием уже обеспечивает достаточную отдачу от образования. В тоже время у женщин существенно более высокий заработок обеспечивает только высшее образование.

Гендерные диспропорции в уровне образования в пользу женщин показывают, что само по себе выравнивание уровня инвестиций в человеческий капитал не обеспечивает равенства в экономическом и социальном положении мужчин и женщин. Механизмы скрытой дискриминации на рынке труда обесценивают высокий уровень женского образования. Можно сказать, что женщинам приходится бежать еще быстрее мужчин для того, чтобы иметь надежду прийти к финишу вместе с ними. Высокий уровень образования женщин приводит к его избыточности, и к тому, что образовательные сигналы на рынке труда срабатывают по-разному для гендерных групп. Работодатель при найме работников предъявляет повышенные требования к уровню образования, или к другим характеристикам качества рабочей силы женщин по сравнению с мужчинами.

У гендерных диспропорций в образовании есть также и другие отрицательные социальные последствия. Молодые мужчины, рабочих специальностей, не имеющие высшего образования, демонстрируют наиболее консервативные взгляды на распределение гендерных ролей в семье, приверженность патриархальной модели семьи10. Таким образом, гендерные различия в уровнях образования могут воспроизводить и закреплять у мужчин взгляды, препятствующие проведению эффективной социальной политики, направленной на достижение гендерного равенства.


8 - Баскакова М.Е. Образование в России: гендерная асимметрия развития и эффективности инвестиций // Гендерное равенство: поиски решения старых проблем. МОТ, М.: 2003
9 - Баскакова М.Е. Мужчины и женщины в системе образования // Гендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики. М.: Едиториал УРСС, 2004
10 - Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. М.: Летний сад, 2003, с. 198.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.