|
|
Равны
ли женщины мужчинам?
Часть II |
|
Над темой номера работал
Сергей Рощин
|
Богатые женщины тоже дискриминированы
Проблемы экономического неравенства не могут быть сведены
только к проблемам бедности. Гендерное неравенство в доступе к экономическим
ресурсам существует и в социальных слоях, не относящихся к бедным,
- у среднего класса и среди богатого населения. Анализ различий
в доступе к экономическим ресурсам чрезвычайно затруднен по двум
причинам. Во-первых, отсутствует статистика или удовлетворительные
исследовательские данные о гендерных аспектах собственности в России.
Во-вторых, как правило, информация об имущественном положении основывается
на данных о домохозяйствах, и нет информации о распределении доступа
к собственности и ресурсам внутри домохозяйств. Так, например, исследование
среднего класса в России не выявило гендерной асимметрии во многом
по причине того, что домохозяйства, попавшие в выделенную страту
среднего класса, в основном представлены полными семьями .
Косвенную информацию о доступе к собственности могут
представлять данные о гендерной структуре предпринимательства. Экспертные
оценки обычно указывают на то, что среди предпринимателей 25-30%
составляют женщины. Но понятие предприниматель четко не определено,
и измерение гендерной структуры предпринимательства сильно зависит
от того, какое определение используется. К предпринимателям можно
отнести как работодателей, использующих наемный труд и владеющих
значительными финансовыми ресурсами, так и самостоятельно экономически
активных, чей уровень дохода будет, сопоставим с наемными работниками,
в отличие от работодателей. Данные Госкомстата позволяют выделить
среди предпринимателей и работодателей, и самостоятельно занятых.
Доля работодателей среди мужчин в два раза выше, чем среди женщин,
а доля самозанятых близка в обеих гендерных группах (рис. 2). То
есть как раз в тех группах предпринимателей, которые имеют значительные
доходы, мужчины, представлены больше.
Рисунок 2. Доля работодателей и самостоятельно занятых
в занятом населении, %
Данные РМЭЗ позволяют оценить участие мужчин и женщин
в собственности предприятий, на которых они работают. Доля мужчин
являющихся собственниками своих предприятий на 20-30% выше, чем
доля женщин (при этом надо отметить, что доля и мужчин, и женщин
- собственников предприятий сокращалась за 1990-е годы) (рис. 3).
Рисунок 3. Доля владельцев или совладельцев предприятия,
на котором работают (РМЭЗ), %
Мужчины также владеют большей долей собственности. Среди
них доля тех, кто владеет больше чем 10% предприятия, почти в два
раза выше, чем среди женщин (табл. 5).
Таблица 5. Доля предприятия, находящаяся в собственности,
% от ответивших респондентов, РМЭЗ
|
1994
|
1995
|
1996
|
1998
|
2000
|
2001
|
всего
|
Мужчины
|
Меньше 1%
|
68,4
|
70,95
|
73,67
|
70,91
|
66,34
|
62,09
|
69,19
|
1-10%
|
20,04
|
16,97
|
14,42
|
18,64
|
13,86
|
12,80
|
16,77
|
11-50%
|
7,13
|
6,94
|
7,21
|
5,45
|
8,91
|
14,22
|
7,90
|
51-100%
|
4,43
|
5,14
|
4,7
|
5,00
|
10,89
|
10,90
|
6,13
|
Женщины
|
Меньше 1%
|
74,66
|
80,32
|
83,87
|
75,62
|
72,34
|
72,77
|
77,08
|
1-10%
|
18,8
|
14,19
|
6,81
|
18,41
|
19,15
|
16,23
|
15,36
|
11-50%
|
5,18
|
4,19
|
4,30
|
3,48
|
5,32
|
4,71
|
4,56
|
51-100%
|
1,36
|
1,29
|
5,02
|
2,49
|
3,19
|
6,28
|
2,99
|
Таким образом, женщины не только в меньшей степени представлены
в предпринимательском слое, но и владеют существенно меньшей долей
предпринимательской собственности.
Гендерную структуру собственности позволяют также проанализировать
данные компании КОМКОН, ежегодно, проводящей репрезентативное обследование
населения России, по потребительскому поведению и широкому кругу
социально-экономических вопросов. Эти данные показывают, что для
выборки респондентов по всей России гендерная асимметрия видов сбережений
и собственности отмечается только по следующим позициям: инвестиции
в собственное предприятие, валюта, товары для последующей перепродажи
(табл. 6).
Таблица 6. Виды собственности и сбережений
(Россия, для населения старше 21 года)19%
, 2003 г.
|
Мужчины
|
Женщины
|
Акции финансовых компаний, чековых фондов, ЧИФы, ПИФы
|
1,7
|
1,7
|
Акции предприятия, на котором работаете
|
2,9
|
2,4
|
Инвестиции в собственное предприятие
|
0,9
|
0,3
|
Акции других предприятий
|
1,5
|
1,5
|
Государственные ценные бумаги (облигации)
|
0,6
|
0,6
|
Валюта (доллары, евро и т.д.)
|
8,8
|
5,8
|
Недвижимость (дома, коттеджи, квартиры, дачи), строительные
кооперативы и товарищества
|
13,4
|
13,1
|
Земельный участок
|
8,1
|
8,8
|
Ценные предметы, произведения искусства, антиквариат, юбилейные
и другие монеты из драг. Металлов
|
1,2
|
1,3
|
Товары для последующей продажи
|
1,2
|
0,7
|
Вклад в кассе взаимопомощи на предприятии
|
0,3
|
0,5
|
Вклады и сбережения в банке, сберегательные сертификаты
|
15,4
|
18,4
|
Впрочем, в Москве наблюдается совсем иная ситуация.
За исключением недвижимости и вкладов в банках, по всем позициям
видов собственности и сбережений преимущество сохраняется за мужчинами
(табл. 7).
Таблица 7. Виды собственности и сбережений
(Москва, для населения старше 21 года)20%
, 2003 г.
|
Мужчины
|
Женщины
|
Акции финансовых компаний, чековых фондов, ЧИФы, ПИФы
|
2,3
|
0,9
|
Акции предприятия, на котором работаете
|
3,1
|
1,0
|
Инвестиции в собственное предприятие
|
1,3
|
0,2
|
Акции других предприятий
|
2,5
|
1,2
|
Государственные ценные бумаги (облигации)
|
1,4
|
0,8
|
Валюта (доллары, евро и т.д.)
|
16,1
|
10,3
|
Недвижимость (дома, коттеджи, квартиры, дачи), строит коопер
и тов-ва
|
13,5
|
11,7
|
Земельный участок
|
12,1
|
9,6
|
Ценные предметы, произведения искусства, антиквариат, юбилейные
и другие монеты из драг. Металлов
|
2,2
|
1,6
|
Товары для последующей продажи
|
1,1
|
0,4
|
Вклад в кассе взаимопомощи на предприятии
|
0,4
|
0,6
|
Вклады и сбережения в банке, сберегательные сертификаты
|
22,6
|
26,8
|
При этом надо иметь в виду, что размеры недвижимости
в опросе не уточнялись, а после приватизации квартир и с учетом
владения дачными участками ("шесть соток"), б?льшая часть
населения, как мужчины, так и женщины, являются собственниками недвижимости.
Более того, учитывая, что среди пенсионеров больше женщин, приватизация
квартир привела к тому, что среди владельцев недвижимости больше
женщин. Но размеры и качество этой недвижимости могут быть совершенно
разными.
В Москве доля мужчин, владеющих акциями своих предприятий,
в 3 раза выше, чем доля женщин, акциями других предприятий - в 2
раза выше, акциями финансовых компаний - в 2,5 раза выше. Иными
словами, в Москве, где концентрация финансовых ресурсов, собственников
гораздо выше, чем по стране в целом, наблюдается и относительно
большая концентрация собственности у мужчин.
Таким образом, гендерное экономическое неравенство затрагивает
и проблемы неравного доступа к экономическим ресурсам, и неравное
владение собственностью. Женщины, проиграв на старте экономических
реформ при приватизации предприятий, государственной собственности,
основной доступ к которым при выбранном механизме приватизации,
получили мужчины, руководители предприятий и организаций, имеют
все меньше возможностей войти в наиболее богатые слои населения
каким-либо другим, кроме брачного рынка, способом.
Можно предположить, что этот вид неравенства будет оказывать
все большее отрицательное воздействие на равенство прав и возможностей
женщин, на развитие женского предпринимательства. Так как отсутствие
собственности приводит к худшим возможностям при получении кредитов,
то возникают проблемы, связанные с необходимостью создания и обеспечения
механизмов страхования финансовых рисков для поддержки женского
предпринимательства. Гендерное неравенство в собственности будет
также отрицательно влиять на обеспечение равенства политического
представительства мужчин и женщин, так как политические структуры,
в первую очередь, обеспечивают интересы крупных экономических собственников.
Нельзя надеяться, что меньшая степень вовлеченности
женщин в бизнес, в предпринимательство может быть исправлена в ближайшее
время эволюционным путем. По мере развития в современной России
рыночной экономики накапливается все больше финансовых барьеров
для открытия своего дела. Потеряв на старте, в процессе приватизации
и накопления первоначального капитала, женщины могут в дальнейшем
еще больше отстать в доступе к экономическим ресурсам, собственности.
В этой ситуации необходимы протекционистские меры, способствующие
развитию женского предпринимательства, и снижающие для них входные
барьеры в бизнес.
18 - Средние классы в России: экономические и
социальные стратегии/ Араамова Е. и др. Под ред Малеевой Т. Моск.
Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2003
19 - Российский индекс целевых групп, 2003. КОМКОН-Медиа.
20 - Там же.
|