… об учете выезжающих
в Белоруссии
|
Оптом и в розницу
|
Разрешительный штамп на выезд за границу будет проставляться
в белорусских паспортах еще неопределенное время. Во вторник Конституционный
суд РБ принял решение не ограничивать белорусские власти в сроках
ввода альтернативной системы учета выезжающих граждан, которая должна
была быть запущена с 1 января 2006 года. По словам председателя
КС Григория Василевича, решение принималось с учетом обеспечения
баланса интересов общества и государства. Баланса, правда, достигнуть
не удалось, так как государство по-прежнему продает нам право, гарантированное
Конституцией.
Оглашая решение суда, Г. Василевич заявил, что государственные органы
не приняли необходимых мер по реализации заключения КС РБ от 27
сентября 2002 года, которым Совету Министров было предложено создать
не позднее 31 декабря 2005 года систему учета, позволяющую выезжать
из Беларуси по общегражданскому паспорту без проставления в нем
соответствующей отметки. Поводом для рассмотрения дела в 2002 году
послужило нарушение ст.30 Конституции РБ, которая гарантировала
гражданам республики "право свободно передвигаться и выбирать
место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно
возвращаться обратно". Позиция государства, которую КС учел,
заключалась в том, что в современном обществе без системы учета
граждан не обойтись и, если нужно отменять отметку, прежде необходимо
создать альтернативную систему учета. Суд принял во внимание интересы
государства и, как сказал Г. Василевич, обеспечил их баланс с интересами
общества.
Три года, которые были предоставлены госорганам для создания альтернативной
системы учета, прошли, а из 59 пунктов пропуска автоматизированной
системой пограничного контроля оборудованы только 24. При новом
рассмотрении дела представители государства даже не смогли назвать
сроки, когда смогут полностью оборудовать пункты пропуска системой
учета. Суд не стал ограничивать правительство сроками отмены штампа,
а просто предложил "на период сохранения отметок в паспортах
принять дополнительные меры по упрощению порядка их проставления".
Граждан будут информировать "о перспективах отмены отметки
в паспорте и правовом регулировании порядка выезда и въезда в Беларусь".
Несмотря на то, что оба решения КС поданы под соусом баланса интересов
государства и общества, эксперты говорят обратное. Ради интересов
государства суд пренебрег правами граждан. А ведь ст.2 Конституции
РБ гласит: "Человек, его права, свободы и гарантии их реализации
являются высшей ценностью и целью общества и государства".
Конституционному суду, как нам кажется, следовало не искать баланс
интересов, а просто отменить проставление штампа. Ведь, несмотря
на заверения правительства, реально учета при проставлении штампа
не происходит. Учет въезжающих и выезжающих осуществляется на границе,
а штамп ставится по месту жительства. Срок действия отметки - до
пяти лет, и за это время гражданин не один раз может стать невыездным.
По мнению независимых юристов, КС РБ мог отменить штамповку, и государство
ничего бы не потеряло. Правда, лишилось бы огромных сумм, которые
взыскиваются за проставление отметки. Значит, защищая интересы государства,
суд защитил не систему учета, а систему ничем не обоснованных поборов.
Эксперты указывают, что КС и государственные органы довольно свободно
обращаются со ст.30 Конституции РБ. Это касается не только лишения
граждан права свободно покидать страну, но и свободно передвигаться
внутри нее и свободно выбирать место жительства. Уже много лет вместе
с вопросом проставления в паспорте штампа на выезд отдельные граждане
и организации постоянно поднимают вопрос об отмене и института прописки.
По этому поводу были заседания КС РБ, но воз и ныне там. Правительство
твердит одно: учет должен быть. Мол, иначе невозможно отслеживать
процессы миграции, рождаемости. В этом институте заинтересованы
и силовые ведомства, занимающиеся розыском пропавших без вести,
преступников, воинским учетом. По мнению чиновников, законодательная
база, регламентирующая институт прописки, не ограничивает человека
в свободах, а лишь призывает к порядку. Независимые эксперты придерживаются
иной точки зрения и считают, что прописка не только ограничивает
право свободно выбирать место жительства, но и часто служит поводом
для ограничения права на труд. Это актуально для столицы.
Так, рядом решений Мингорисполкома были установлены значительные
препятствия для трудоустройства иногородних граждан (без прописки
в Минске или Минском районе) в столице. Конституционный суд уже
обращался к этой проблеме. Поводом было привлечение должностных
лиц столичных организаций к административной ответственности за
трудоустройство без паспорта или без прописки. Как констатировал
КС, "в трудовом законодательстве обоснованно не предусматривается
такое основание отказа в приеме на работу, как отсутствие прописки.
Предъявление нанимателю паспорта либо иного заменяющего его документа,
установленного законодательством, требуется при приеме на работу
для удостоверения личности, а не для установления факта наличия
или отсутствия прописки..." Однако если решение суда и послужило
поводом для отмены соответствующей статьи Кодекса об административных
нарушениях, то институт прописки благополучно здравствует и по сей
день. Сегодня не только в Минске, но и в других городах отсутствие
прописки часто является главным фактором отказа в приеме на работу.
Это, в свою очередь, привело к созданию "серого рынка"
прописки, на котором, как и в случае с разрешительным штампом, совершенно
открыто продается право, которое и без того гарантировано нам Конституцией.
Сергей САЦУК. "Белорусская деловая газета",
7 октября 2005 года
|