|
|
Экономика
нелегальной миграции в России |
|
Над темой номера работал Владимир МУКОМЕЛЬ
|
Трудовая миграция в России в глобальном контексте
Согласно полученным результатам, численность незаконных
мигрантов, постоянно находящихся на территории России, составляет
около 3,2 млн. человек, достигая, возможно, в сезон 4,6 млн. человек,
что согласуется с другими имеющимися оценками54. Величина трансфертов,
пересылаемых ими на родину, - около 3,7 млрд. долларов. Много это
или мало? В какой мере это согласуется с общемировыми тенденциями:
можно ли полагать, что процессы, идущие на постсоветском пространстве,
экстраординарны, либо они лежат в русле этих тенденций?
Согласно недавнему обстоятельному исследованию Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в котором учтены
оценки других ведущих организаций (Всемирного Банка, Отдела народонаселения
ООН и других), численность мигрантов во всем мире составляет около
137 млн. человек. В США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, имеющих
давние традиции приема иммигрантов, 46 млн. человек из 337 млн.
населения - мигранты (13,6%), в 26 государствах ОЭСР из 783 миллионного
населения 35 млн. - мигранты (4,3%)55.
МОМ полагает, что от 60 до 65 млн. человек проявляют
экономическую активность в странах, отличных от государства их происхождения,
на законных основаниях, либо без таковых56.
Оценки МОТ существенно выше - более 86 млн. человек, из которых
около 32 млн. работают в развивающихся странах, при этом МОТ считает
эти данные заниженными57.
Около 500 тысяч человек прибывают в США, Канаду, Австралию
и Новую Зеландию каждый год нелегально. Доля иностранных рабочих
составляет 57,3% среди рабочей силы Люксембурга, 24,6% - Австралии,
18,1% - Швейцарии, 11,7% - США, 10,0% - Австрии, 8,8% - ФРГ, 5,8%
- Франции58. В Великобритании почти треть врачей и 13% медицинских
сестер имеют иностранное происхождение, а половина внештатного персонала,
нанимаемого Национальной службой здравоохранения за последнее десятилетие,
получила квалификацию за рубежом59. За период с 1995 по 2000 год
в странах ОЭСР иностранная рабочая сила возрастала на 3-4% в год,
причем темпы прироста высококвалифицированных мигрантов были намного
выше и составляли, в среднем, в Великобритании 35% в год за последние
пять лет, в США - 14% в год60.
На этом фоне присутствие трудовых мигрантов на российском
рынке труда не представляется чем-то выделяющимся: даже, если исходить
из того, что их численность составляет 4,9 млн. человек - хотя постоянно
работают много меньше, - это 7,4 % от среднегодовой численности
занятых в экономике России. Если же исходить из постоянно присутствующих
на рынке труда - 4,9%, это много меньше не только уровня многих
государств ОЭСР, но даже Малайзии61.
Согласно обстоятельному исследованию ОЭСР, в котором
анализировались потоки в государствах-донорах и государствах-реципиентах,
трансферты во всем мире составляют около 115 млрд. долларов, в т.ч.
24 млрд. долларов - от приграничных мигрантов62. При этом основными
ареалами заработка стали государства Азии (39,0 млрд. долларов),
значительно опережающие Северную Америку (29,6 млрд.) и Европу (16,2
млрд.).
Таблица 5. Структура потоков трансфертов по континентам,
млрд. долларов
Трансферты из\в
|
Африка
|
Азия
|
Европа
|
Латинская Америка и Карибы
|
Северная Америка
|
Океания
|
Итого
|
Африка
|
3,7
|
0,5
|
0,1
|
0
|
0
|
0
|
4,2
|
Азия
|
3,4
|
31,5
|
3,4
|
0,5
|
0,2
|
0
|
39,2
|
Европа
|
2,6
|
3,2
|
9,5
|
0,4
|
0,4
|
0,1
|
16,2
|
Латинская Америка и Карибы
|
|
0,1
|
0,6
|
1,1
|
0,1
|
|
1,8
|
Северная Америка
|
0,7
|
7,9
|
5,7
|
14,2
|
0,9
|
0,1
|
29,6
|
Океания
|
0
|
0,2
|
0,4
|
|
0
|
0,1
|
0,8
|
Итого
|
10,4
|
43,4
|
19,6
|
16,2
|
1,6
|
0,3
|
91,5
|
Источник: Round Table on Sustainable Development. Working
Abroad - the benefits flowing from nationals working in other
economies. Prepared by Anne Harrison assisted by Tolani Britton
and Annika Swanson. OECD, General Secretariat, 2004, p.13
Примечание: без трансфертов приграничных мигрантов
Рисунок 3. Структура потоков трансфертов по континентам,
млрд. долларов
Пересылаемые трудовыми мигрантами из России на родину
3-4 млрд. долларов - достаточно весомые средства, на Россию приходится
3,1% всех трансфертов, при том, что доля России в мировом населении
- 2,4%. Однако это примерно соответствует европейскому уровню и
на порядок меньше масштабов трансфертов, пересылаемых из традиционно
иммигрантских государств и быстро развивающихся экономик. Россия
уступает не только таким государствам, как США (26,8 млрд. долларов),
или Саудовская Аравия (15,4), трансферты из России вдвое меньше
чем из Германии или Швейцарии (соответственно, 7,4 и 7,3 млрд. долларов),
меньше, чем из Франции или Малайзии (по 3,8 млрд. долларов) и ненамного
больше, чем из Бельгии/Люксембурга (3,3 млрд.)63.
Ни масштабы присутствия иностранных работников на рынке
труда России, ни величина их трансфертов не являются экстраординарными
и существенно ниже, чем в государствах ОЭСР. Российские масштабы
- это уровень Малайзии.
Всплеск трудовых миграций из государств СНГ - естественная,
и отчасти запоздалая, реакция на изменяющиеся социально-экономические
и политические условия на постсоветском пространстве. Масштабные
перемещения трудовых мигрантов - в соответствии с потребностями
быстро развивающихся экономик, нехваткой рабочих рук - становятся
неотъемлемым атрибутом глобализирующегося мира. Стремительное развитие
коммуникаций изменило ситуацию, когда выезд за границу означал эмиграцию
с призрачной вероятностью возвращения.
Расширились границы выбора: мигрант имеет больше вариантов
планирования биографии, не ограничиваясь эмиграцией. Судя по результатам
обследований МОМ и МОТ, мигранты примерно в равных пропорциях ориентированы
на постоянное проживание в России и на возвращение. Трудовые миграции
дополняют миграцию на постоянное место жительства, частично ее вытесняя,
- идет издавна известный процесс замещения одних форм миграционной
подвижности другими.
Достаточно динамично развивающаяся экономика России,
особенно на фоне других стран СНГ, делает ее привлекательным местом
заработка и проживания для миллионов граждан новых независимых государств.
Во всех дискуссиях о миграционной политике не учитывается одно обстоятельство:
масштабы миграции и, особенно, трудовых миграций, прямо зависят
от различия в успешности экономического развития России и других
стран СНГ. В воспроизводимом на постсоветском пространстве делении
на "Север" и "Юг", Россия, привлекающая мигрантов
из всех государств СНГ, в настоящее время является единственным,
или почти единственным, представителем "Севера". Однако
такое положение не вечно: стремительно растущая экономика Казахстана
уже стала серьезным конкурентом за трудовых мигрантов из Центральной
Азии, не за горами повышение конкурентоспособности Украины и Азербайджана.
Появление новых центров притяжения мигрантов требуют
срочного изменния концепции, на которой базируется нынешняя рестрикционная
государственная миграционная политика России: возможности селективного
отбора трудовых мигрантов сокращаются. "Окно возможностей"
селекции мигрантов стремительно сужается.
В последние годы в процессы трудовой миграции очень
активно вовлекаются представители коренных этнических групп стран
СНГ, с чем, правда, общественное мнение не может примириться. И
надо быть готовыми, что с каждым годом к нам будут приезжать (легально
или нелегально) все менее грамотные, все хуже знающие русский язык
и российские традиции мигранты. Однако этому нет альтернативы: потребностям
российской экономики, нуждающейся в рабочих руках, не соответствуют
внутренние источники пополнения, по крайней мере, в среднесрочной
перспективе. Единственная альтернатива - возрастающие масштабы притока
трудовых мигрантов из стран "третьего мира", что, по ряду
социокультурных, геополитических и иных причин, еще менее приемлемо.
И здесь не все так однозначно: дискутируемая проблема притока трудовых
мигрантов из Китая имеет временные рамки: не поедут граждане Китая
в Россию через несколько лет, когда уровень и условия жизни в Китае
сравняются с российскими. Можно спорить о сроках, но не о том, догонит
ли Китай Россию; экономические факторы, доминирующие в процессе
принятия решений о миграции утратят свое значение.
В обсуждении проблем миграционной политики постоянно
смешиваются две ключевые проблемы - поддержания потенциала демографического
и экономического развития. Первая задача требует увеличения притока
иммигрантов и облегчения их интеграции, вторая - притока трудовых
мигрантов. Однако грех не воспользоваться сложившимися благоприятными
обстоятельствами: значительная часть трудовых мигрантов из государств
СНГ готова к интеграции в российский социум, а часть - уже фактически
интегрирована. Именно этот контингент трудовых мигрантов нуждается
в легализации, именно на него должна ориентироваться в первую очередь
политика натурализации.
Вывод из тени недокументированных работников, предоставление
части из них вида на жительство, натурализация некоторых из них
- такими видятся органичные этапы трансформации нынешней незаконной
трудовой миграции. "Незаконный мигрант" - "трудящийся-мигрант"
- "резидент" - "гражданин", эта понятная и процедурно
прозрачная цепочка должна стать ориентиром как для трудовых мигрантов,
так и для органов, в компетенцию которых входит миграционная политика.
Лишь на этом пути возможно снизить издержки нынешней трудовой миграции,
на 90% пребывающей в тени64. По такому пути сейчас идут многие страны.
Например, в Греции или Италии кампании по легализации выявила, что
в этих странах около четверти иностранцев находились в положении
мигрантов с неурегулированным статусом65.
При этом чрезвычайно важно учитывать возможные последствия
предлагаемых решений, которые могут быть неочевидными. Как свидетельствуют
специалисты МОТ, кампании по легализации могут вести не только к
таким негативным последствиям, как наплыв новых нелегалов, но и
к вытеснению легализовавшихся мигрантов в теневую экономику из-за
их низкой конкурентоспособности как с местными работниками, так
и нелегальными мигрантами. Пример такого рода непредсказуемых последствий
приводит П. Сталкер: когда Аргентина, чтобы отсечь потенциальных
незаконных мигрантов, ввела требование декларирования 1,5 тысяч
долларов для пересекающих границу туристов, на боливийско-аргентинской
границе возникли конторы, дающие такую ссуду на час под 10%.
И, последнее: сегодня, на фоне российских реалий, может
вызвать только улыбку разговор о необходимости сокращения дефицита
достойного труда для трудовых мигрантов66. Однако, рано или поздно,
придет пора задуматься о необходимости реализации для трудовых мигрантов
права на достойный труд и его отдельных компонент: занятости, прав
в сфере труда, социальной защиты и социального диалога. Тенденции
таковы, что все больше стран и правительств признают: фундаментальные
права человека не зависят от его правового статуса67. По мнению МОТ,
"можно считать, что трудящиеся-мигранты, имеющие незаконный
статус, заработали право на законный статус, если они удовлетворяют
определенным минимальным требованиям, а именно заняты по найму,
не нарушают законов, кроме правовых актов о незаконном или нелегальном
въезде, и проявляют стремление к интеграции, например, изучая местный
язык"68.
54 - Например, по данным обследования
МОМ, - около 5 млн. человек, по оценкам ИСЭПН РАН - 3,5-4,5 млн.
человек. (Проблемы незаконной миграции в России: реалии и поиск
решений (по итогам социологического обследования), с.496, 166).
55 - Round Table on Sustainable Development. Working
Abroad - the benefits flowing from nationals working in other economies.
Prepared by Anne Harrison assisted by Tolani Britton and Annika
Swanson. OECD, General Secretariat, 2004, p.8.
56 - Migration Policy Issues. IOM, N1, March 2003,
p.2.
57 - За справедливый подход к трудящимся-мигрантам
в глобальной экономике, с.7.
58 - Migration Policy Issues. IOM, N2, March 2003,
p.2.
59 - D. Walker: "Statistics show immigration
beneficial to economy", in The Guardian (London), 29 Jan. 2001.
60 - За справедливый подход к трудящимся-мигрантам
в глобальной экономике, с.10.
61 - Round Table on Sustainable Development. Working
Abroad - the benefits flowing from nationals working in other economies.
Prepared by Anne Harrison assisted by Tolani Britton and Annika
Swanson. OECD, General Secretariat, 2004, p.11
62 - Менее обоснована оценка МОТ, полагающей, что
"с учетом средств, которые не проходят через официальные банковские
каналы, объем глобального потока денежных переводов в развивающиеся
страны, вероятно, уже превысил сумму в 100 млрд. долл. США".
[За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике,
с.25]
63 - Round Table on Sustainable Development. Working
Abroad - the benefits flowing from nationals working in other economies.
Prepared by Anne Harrison assisted by Tolani Britton and Annika
Swanson. OECD, General Secretariat, 2004, p.14.
64 - Для сравнения: из 7,6 млн. филиппинцев, живущих
и/или работающих за рубежом, 2,9 млн. - трудящиеся-мигранты, работающие
на законных основаниях, 2,8 млн. - постоянные резиденты или иммигранты
и только 1,6 млн. человек классифицируются как незаконные мигранты.
(Enhancing the Efficiency of Overseas Workers Remittance. Market
Study. Final Report. Asian Development Bank phi:4185, (Volume I),
July 2004, p.10)
65 - Salt J. Current trends in international migration
in Europe Council of Europe, CDMG (2002), 26 Dec. 2002.
66 - В докладе Генерального директора, представленного
на Международной конференции труда в 2001 году, дефицит достойного
труда для работников определяется по четырем категориям: занятость,
права в сфере труда, социальная защита и социальный диалог. (Сократить
дефицит достойного труда. Глобальный вызов, Доклад Генерального
директора, Доклад I (A), Международная конференция труда, 89-я сессия,
Женева, 2001 г.)
67 - Межамериканский суд по правам человека вынес
17 сентября 2003 г. определение, констатирующее применение международных
трудовых норм в отношении трудящихся, не являющимся гражданами принимающей
страны, особенно тех из них, которые не имеют легального статуса.
Суд определил, что борьба с дискриминацией и право на равное обращение
являются элементами общего международного права и применимы ко всем
постоянным жителям, независимо от их иммиграционного статуса. (За
справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике,
с.83).
68 - За справедливый подход к трудящимся-мигрантам
в глобальной экономике, с.126.
|