… о структурных реформах
в России глазами Всемирного банка
|
Всемирный банк подсчитал издержки наших реформ
и квартирной платы
|
На днях Всемирный банк обнародовал доклад на тему "Издержки
структурных реформ в России". В небольшом по объему документе
речь идет о важнейших проблемах - о переходе на 100-процентную оплату
услуг ЖКХ к 2006 году, о повышении пенсионного возраста на 5 лет
для мужчин и 10 для женщин, а также о повышении зарплат в государственном
секторе.
По мнению экспертов Всемирного банка, сейчас настало наиболее благоприятное
время для проведения основных структурных реформ в системе госслужбы,
жилищно-коммунального хозяйства и пенсионной системы. Они связывают
это с тем, что крайне удачно для России складывается экономическая
конъюнктура, растет золотовалютный запас, бюджет выполняется с профицитом
и на фоне этого можно наблюдать повышение доходов населения. То
есть, если перевести на нормальный язык, Россия способна оплатить
издержки реформ, а население способно выдержать увеличение расходов
на жилье.
Правда, отмечают специалисты Всемирного банка, рост доходов в частном
секторе превышает их рост в бюджетном. Однако закон о госслужбе
улучшил материальное положение чиновников. Тем более что вслед за
ним предполагается улучшить и материальное положение всех бюджетников.
В результате всех этих преобразований "кассовый разрыв"
доходов между частным и госсектором значительно сократится, тем
более что на все эти цели потребуется всего лишь 1,2-2,3 процента
ВВП.
Правда, оговаривается в докладе, это возможно лишь при успешном
проведении административной реформы, в результате чего сократится
численность госслужащих.
На наш взгляд, эксперты банка несколько лукавят, когда с такой легкостью
решают проблему доходов населения. Можно вспомнить, что в предыдущих
докладах Банка неоднократно утверждалось, что рост доходов в России
только увеличивает разрыв между бедными и богатыми. На днях об этом
заявлял и руководитель Росстата Владимир Соколин. Он деликатно отметил,
что "достижения рыночной экономики достаются только обеспеченным
группам населения". Так, в 2004 году доходы населения выросли
на 8,2 процента, зарплаты - на 10,9 процента. При этом доходы самых
бедных выросли на 6 процентов и составили 1360 рублей в месяц, а
богатых - на 10 процентов (18778 рублей - почти в 15 раз разница!).
Таким образом, констатирует глава Росстата, экономический рост не
делает бедных богаче. К слову сказать, похожие цифры отражали прежние
мониторинги, которые проводил Всемирный банк.
Но, предположим, что не только на бумаге, но и на деле доходы всех
обделенных бюджетников действительно вырастут. Вот тогда-то государство
сможет наконец-то запустить давно запланированную реформу ЖКХ, финансироваться
которая будет за счет выросших доходов граждан. Правда, оговариваются
эксперты, прежде правительству нужно создать эффективную систему
мониторинга для определения допустимого уровня повышения тарифов
для населения. Другими словами, прежде требуется выяснить, как смогут
платить разные социальные группы и какой уровень расходов на ЖКХ
им по силам.
Как видим, эта рекомендация Всемирного банка не выполнена, сейчас
власти в регионах эмпирическим путем выясняют эти возможности, и
обоснованность новых коммунальных тарифов, похоже, станет в ближайшее
время предметом обсуждения на самом высоком государственном уровне.
Между тем базовый сценарий Всемирного банка предусматривает, что
к 2006 году население сможет оплачивать 75 процентов услуг ЖКХ,
остальные 25 процентов лягут на плечи бюджета. Всемирный банк также
считает, что отмена льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг может
также оказаться посильной для большей части нынешних получателей
льгот, а программа жилищных субсидий сможет позаботиться о тех,
для кого бремя жилищных расходов окажется слишком высоким. Рекомендуется
также преобразовать данные льготы в прямые субсидии и напрямую увязать
их с системой персональных социальных счетов. Кроме того, в целях
снижения политических издержек процесс отмены льгот должен координироваться
с другими структурными реформами, в том числе с повышением заработной
платы в государственном секторе, пенсий и пособий на детей.
Затронута в докладе и еще одна очень острая проблема - о пенсионном
возрасте. Объем поступлений в пенсионную систему с каждым годом
снижается, а пенсионеров тем временем становится больше. Расходы
на затыкание дыр пенсионных фондов будут составлять 0,25-0,55 процента
ВВП в 2020 году и 0,5-0,9 процента ВВП в 2030 году. Сохранение этой
тенденции заставит российские власти изменить планку выхода на пенсию
и установить единый пенсионный возраст в 65 лет. Правда, реально,
как считают специалисты ВБ, это может произойти лет через 10-15.
Татьяна КОНИЩЕВА. "Российская газета",
26 февраля 2005 года
|