… о монетизации льгот
|
"Эти вопросы глубоко и всесторонне не были
продуманы"
|
В понедельник Владимир Путин впервые публично высказал
свое отношение к льготному кризису и акциям протеста, которые продолжаются
по всей стране уже вторую неделю. "Правительство и руководители
регионов до конца не выполнили ту задачу, о которой говорилось:
не ухудшить положение людей, которые действительно нуждаются в поддержке
государства", - заявил президент, проводя в Кремле совещание
с членами правительства. От президента многие ждали резких оценок
и отставок, однако их не последовало. Вместо этого Владимир Путин
предложил несколько конкретных мер, которые, по его мнению, стабилизируют
ситуацию.
Перед встречей с президентом члены правительства собрались в Белом
доме - подготовиться. Подготовка эта продемонстрировала, что кабинет,
во-первых, явно напуган прошедшими демонстрациями, и во-вторых,
не очень представляет, что делать.
Премьер-министр Михаил Фрадков в ходе совещания неоднократно делал
своим подчиненным нервные выговоры, замечая, что механизм решения
проблемы не найден и что неизвестно, найдутся ли в бюджете средства
на дополнительные социальные выплаты. "Я, как председатель
правительства, не могу жить в условиях такой неопределенности",
- сказал Фрадков. Министр финансов Алексей Кудрин и глава Минздрава
Михаил Зурабов как могли пытались успокоить премьера, доказывая,
что выход из положения заключается в том, чтобы ввести в каждом
регионе специальный проездной билет для всех льготников - как федеральных,
так и региональных.
"Так с чем мы пойдем к президенту?" - спросил Михаил Фрадков
в конце совещания, после чего в зале заседаний воцарилась тишина.
Впрочем, как оказалось позднее, министры зря боялись гнева президента.
Он никого не уволил.
Главные меры, которые предложил принять Путин, - это досрочная индексация
пенсий и помощь федерального центра тем регионам, которые самостоятельно
с выплатами справиться не могут. Есть и другие решения, которые,
по словам Путина, "не нарушают принципов закона, но сохраняют
социальную справедливость".
Понедельничное совещание в Кремле, которое обычно проходит в первой
половине дня, на этот раз устроили вечером. Пока члены правительства
ждали прихода президента (все, кроме Зурабова - его вызвали куда-то
в глубь кремлевских коридоров), в зале царила тишина. Алексей Кудрин
объяснял Сергею Лаврову возможное решение проблем с транспортом.
- Будет правильно, если мы рассмотрим этот вопрос по двум аспектам,
по мотивам и по реализации решения, - объявил, открывая громкое
обсуждение темы льгот, Путин. Мотивы он решил объяснить сам: льготами
государство прикрывало собственную экономическую и социальную несостоятельность,
теперь прикрывать нечего.
Оттого правительству надо очень спокойно относиться к критике как
со стороны левых, так и со стороны правых: они сами и "создавали
олигархическую систему", и в то же время "принимали популярные,
но абсолютно невыполнимые решения".
В результате около 50% населения, напоминал президент, было отнесено
к категориям льготников. А это значит, особо подчеркнул Путин, что
оставшаяся половина должна была за них платить. Что, как следовало
из его слов, чрезвычайно несправедливо. Разобравшись с мотивами,
перешли к проблемам реализации столь оперативно принятого решения.
Слово "митинги" на совещании в Кремле не прозвучало ни
разу. Путин был гораздо мягче, чем ожидали многие: "И правительство,
и руководители регионов до конца не выполнили ту задачу, о которой
говорили: не ухудшить положение людей, которые действительно нуждаются
в поддержке государства". Максимально критичное замечание понедельника:
"Эти вопросы глубоко и всесторонне не были продуманы".
Выход первый: повышение пенсии всем без исключения пенсионерам.
Решение было озвучено президентом: увеличивать пенсии не с 1 апреля,
как планировалось, а с 1 марта, и не на 100 рублей (это, сказал
Путин, "является недостаточным"), а на 200 или, быть может,
еще несколько больше. В итоге остановились на цифре в 240. Это повышение
никоим образом не покрывает расходы на транспорт в большинстве городов,
но оно же способно повергнуть в глубокую задумчивость Минфин. По
подсчетам специалистов, для повышения пенсии на 200 рублей бюджету
придется изыскать еще 44 млрд. рублей (первые 44 млрд. были заложены
на сторублевое повышение).
Выход второй, параллельный, касающийся исключительно темы проезда,
- единый проездной билет для льготников, как федеральных, так и
региональных. Стоимость этого билета в каждом регионе будет определяться
отдельно. Путин поставил задачу: разницу между стоимостью льготных
билетов для федеральных льготников и реальной стоимостью проезда
регионам будет возмещать федеральный бюджет. Правда, не ясно, кто
и как будет определять "истинную стоимость" проезда, от
которой зависит объем дотаций. Самый предварительный, минимизированный
подсчет - центр должен будет регионам 15 млрд. рублей. Монетарист
министр финансов Кудрин пообещал произвести дополнительные пересчеты
и необходимые деньги найти.
Волна "транспортного" протеста, вызванного монетизацией
льгот, будет скорее всего не единственной - есть еще, например,
предстоящее повышение оплаты услуг ЖКХ. Но в понедельник в Кремле
министры докладывали президенту о тех сферах, где, по словам Зурабова,
"не регистрируется очень большое неудовлетворение". Такими
сферами оказались пригородный транспорт (из 1 млн. 15 тысяч проехавших
с 1 января с жалобами обратились 200 человек), поезда дальнего следования
и - по крайней мере пока - обеспечение лекарствами. В том, что касается
электричек и поездов, то здесь, доложил Зурабов, "неудобства
возникают потому, что граждане привыкли к бесплатному проезду".
Но в общем же, по мнению министров, проблема не в том, что переход
на новую систему не был до конца продуман, а в том, что "мы
еще никогда не решали задач такого масштаба".
Екатерина ГРИГОРЬЕВА, Константин ФРУМКИН
Что сказал президент о монетизации льгот
Мы говорили о том, чтобы решения, принимаемые по реформе, не ухудшили
положения. Удалось это сделать или нет? Думаю, что далеко не везде
это сделать удалось... Правительство и регионы до конца не выполнили
задачу, о которой мы говорили: чтобы принимая решения, не ухудшить
положение тех, кто нуждается в помощи государства. Правительство
глубоко и всесторонне не продумало все эти вопросы, а примеры решения
есть - они лежат в рамках закона и принципах принимаемой реформы,
когда выполняется закон и сохраняется социальная справедливость...
Это самое простое и понятное решение (предоставление проездных билетов
на месяц, но на сумму, не превышающую компенсации. - "Известия").
Любой гражданин может определить: либо ему купить проездной документ,
которым он будет пользоваться в течение месяца на всех видах городского
транспорта, либо оставить деньги у себя, если он ездит не так интенсивно...
Еще в СССР существовала система льготирования. В целом она действовала
тогда достаточно эффективно. Hо вместе с тем к категориям льготников
относилось небольшое количество граждан по сравнению со всем населением
- это ветераны, участники войны, инвалиды. После развала СССР начались
проблемы с экономикой и в социальной сфере. Их масштабы хорошо известны.
В то же время значительно расширилась категория льготников. Государство
тем самым как бы прикрывало свою несостоятельность в экономической
и социальной сфере. Правительство декларировало льготы, не исполняя
их либо полностью, либо частично...
Правительство сегодня должно было быть готовым к критике как левых,
так и правых партий, которые создавали, с одной стороны, олигархическую
систему в России и позволяли растаскивать национальное богатство,
а с другой стороны, принимали популярные, но абсолютно невыполнимые
решения или способствовали их принятию. Это привело к тому, что
более 50% населения было отнесено к категории льготников. Это значит,
что меньше половины населения должна была оплачивать на практике
в крупных городах и городах-миллионниках транспортное обслуживание.
Конечно, это беспокоило и тех, кто оплачивал, и, с другой стороны,
не могло не сказаться на состоянии самого транспорта, на повышении
тарифов и снижало качество обслуживания. Это вызывало у всех недовольство...
Сегодня ситуация отличается от середины 90-х годов, когда месяцами
и годами не платили зарплату и пенсию. Hо и сегодня есть большое
количество граждан, которые нуждаются в поддержке государства. Было
бы правильно, чтобы правительство эту задачу решило в диалоге с
регионами и компенсировало бы регионам соответствующие потери.
Цитируется в изложении агентства Интерфакс
"Известия", 18 января 2005 года
|