
… о школьном образовании
в США

|
Школы государственные. Преподаватели частные
|
Реформа школьного образования в США, инициированная
администрацией Джорджа Буша, привела к не совсем ожидаемым результатам.
По идее, все нововведения должны были ужесточить конкуренцию между
частными и государственными школами. Плюс обеспечить детей даже
из бедных семей возможностью учиться в приватных школах в тех случаях,
когда государственные не могут предоставить им достаточный уровень
подготовки. Критерием такой достаточности служит стандартизированный
тест, который уже многие годы критикуют как сами педагоги, так и
учащиеся и их родители. Тем не менее, те из государственных школ,
подопечные которых два года подряд не справляются с этим тестом,
должны быть закрыты, а их ученики переведены в другие, более успешные
учебные заведения. На эти цели местные власти должны резервировать
20% федерального финансирования. Данные средства должны быть использованы
на покрытие расходов, связанных с переводом детей из отстающей школы
в более успешные. "Резервные" деньги могут быть использованы
как на оплату транспортных расходов, если новая школа расположена
достаточно далеко, так и на услуги репетиторов или даже на обучение
в частной школе. Представители государственного сектора образования
утверждают: необходимость резервировать эти 20% еще сильнее ограничивают
конкурентоспособность государственных учебных заведений, которые
могли бы использовать эти средства на ликвидацию пробелов в образовательном
процессе. Например, на оплату услуг частных наставников, после основных
уроков помогающих наименее успешным ученикам.
К слову, результаты подобного "подтягивания" достаточно
противоречивы. С одной стороны, тестирование девяноста самых отстающих
учащихся одной из школ Арканзаса до и после сорока часов такого
наставничества продемонстрировало их существенный прогресс. С другой
- давать знания детям, которые хотят их получить и готовы дисциплинированно
высиживать весь урок и добросовестно выполнять полученные задания,
сотрудники частных школ, возможно, действительно могут лучше, чем
их "государственные" коллеги. А вот заставить ребят, которые
учиться вообще не хотят, хотя бы посещать эти дополнительные занятия,
у частных репетиторов получается гораздо хуже. Поэтому в США все
слышнее становятся голоса тех, кто утверждает, будто "образовательный
капитализм" в стране не прижился.
Впрочем, сейчас на "репетиторском" сегменте рынка, оцениваемом
в два с лишним миллиарда долларов в год, работает свыше тысячи компаний.
Оксана ПРИХОДЬКО (по материалам International
Herald Tribune).
Зеркало Недели 30 апреля - 15 мая 2004 года
|