… о социально-экономическом
и демографическом кризисе в российской деревне
|
Грустное лицо деревни
|
Экономический и социальный кризис на селе принял системный
и затяжной характер
Говоря о проблемах устойчивого развития агропромышленного
комплекса России, на первый план следует поставить социальные проблемы
села. Активная социальная политика - важнейшее условие конкурентоспособности
экономики. Опора только на рыночный механизм при отсутствии социальных
ориентиров ведет к деградации человеческого потенциала и тормозит
экономическое развитие.
В современном обществе социальная политика призвана выполнять две
тесно связанные между собой функции - защиты и развития. Первоначально
защита распространялась на беднейшие категории населения. Сегодня
в развитых странах страховые и бюджетно-налоговые механизмы защиты
охватывают подавляющую часть населения и обеспечивают его базовую
социально-экономическую безопасность. В большинстве таких стран
через госбюджет перераспределяется от одной трети (США, Япония)
до половины (Франция, Италия) внутреннего валового продукта. На
долю социальных расходов государства в США приходится более 20 процентов
ВВП, в западноевропейских странах - порядка 30 процентов.
Необходимо нам всем понять наконец, что социальные расходы - это
не безвозвратные затраты, это не вычет из экономических ресурсов,
а вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные
не только в социальном, но и в экономическом смысле.
Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства и другие экономические
институты в течение пяти лет ведут широкомасштабные социологические
исследования в разных регионах страны. Они свидетельствуют о том,
что доля работников сельхозпредприятий, считающих, что они выиграли
от реформ, остается крайне низкой - 8-10 процентов. Заметно выше
этот показатель только у руководителей и специалистов высшего звена
(12-15 процентов), которые нередко используют предоставленную им
свободу в личных целях. Такая ситуация свидетельствует о несоответствии
между заявленными целями аграрной реформы и ее результатами, о явной
пробуксовке реформы.
В течение всего периода обследования жителей села в наибольшей степени
беспокоят четыре причины: материальное положение семьи, политическая
и экономическая ситуация в стране, будущее детей, состояние здоровья.
Среди них в течение трех лет лидирующую позицию занимал фактор материального
положения, на который указывали 70-73 процента опрошенных работников
сельхозпредприятий. В 2003 году на первое место вышла озабоченность
будущим детей, получив 65 процентов голосов респондентов против
48 процентов в 1999 году.
О чем это, на мой взгляд, говорит? О том, что экономический и социальный
кризис деревни принял системный и затяжной характер, крестьяне не
видят - уже даже в обозримом будущем - достаточно ощутимых и сколько-нибудь
устойчивых перемен к лучшему. Одна из причин столь пессимистических
настроений кроется в низкой эффективной занятости.
Для характеристики предельно допустимых границ распространения негативных
процессов в сфере занятости и доходов международные организации
рекомендуют использовать десятипроцентный критерий - применительно
и к уровню безработицы, и к уровню бедности. Если применить этот
критерий к нашей сельской действительности, то выявится парадоксальный
факт: безработица колеблется вокруг предельно допустимой границы,
а бедность превышает ее в шесть раз. Почему же так много бедных
(60 процентов), если уровень безработицы только 10-11 процентов?
Дело в том, что почти все население, считающееся занятым, занимает
физические, но отнюдь не экономические рабочие места, обеспечивающие
общественно приемлемый уровень доходов. Сельскохозяйственный труд
у нас обесценен. Он стоит в 2,5 раза меньше, чем в целом по экономике
страны, и составляет немногим более 2 тысяч рублей в месяц.
От окончательной деградации сельское население спасает личное хозяйство,
по старинке именуемое подсобным, а на самом деле все больше превращающееся
и во многих регионах уже превратившееся в основную или единственную
сферу приложения труда. В 90-е годы личный сектор стал приемной
нишей для рабочей силы, высвобождаемой из сельского хозяйства и
других отраслей сельской экономики. Число лиц в трудоспособном возрасте,
занятых производством сельскохозяйственной продукции только в домашнем
хозяйстве, увеличилось с 1,4 до 4,4 миллиона человек.
Каков статус людей в трудоспособном возрасте, работающих на своем
подворье? По закону "О занятости" они не считаются занятыми,
им не начисляется трудовой стаж, они не получают трудовой пенсии,
они не охвачены социальным страхованием и даже не имеют полиса обязательного
медицинского страхования. Они по существу изгои. Что же касается
доходов от подворья, то в большинстве случаев они позволяют лишь
сводить концы с концами. То есть и здесь рабочие места не носят
экономического характера.
Недавно принят закон о личных подсобных хозяйствах. Хочется надеяться,
что он многое поставит на свои места.
До крайности обострились демографические проблемы села. За десятилетие
- начиная с 1992 года - сельская местность в порядке естественной
убыли потеряла около 2 миллионов человек. Интенсивность этой убыли
в расчете на тысячу человек в течение шести последних лет на селе
была на 14-27 процентов выше, чем в городе. В 16 регионах России
смертность сельского населения превышает рождаемость в 2-2, 9 раза,
в 11 регионах - в 3-3, 9 раза. А в Рязанской, Смоленской и Псковской
областях сельских жителей умирает больше, чем рождается, в 4-4,5
раза. Это зоны гипервысоких темпов вымирания села. Это зоны бедствия.
Закрепить же здесь или тем паче обеспечить приток молодежи невозможно
без решения всего комплекса социальных проблем села - от достойных
зарплат, современного жилья до возможности общаться не только "на
троих".
Нужна не урезанная программа "Социальное развитие села",
а долговременная целевая программа устойчивого сельского развития,
стимулирования альтернативных видов деятельности в сельских территориях,
создания благоприятных условий для молодежи.
Кстати, далека от благополучной и ситуация с реализацией уже принятой
программы "Социальное развитие села". Лимиты средств,
выделенных на ее осуществление из региональных и внебюджетных источников,
составляют немногим более двух третей от задания программы. Фактически
же профинансировано только 50 процентов инвестиций за счет бюджетов
субъектов Федерации и 36 процентов - из внебюджетных источников.
Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем
сельского населения является одним из основных условий демократического
развития российского общества, его экономического и социального
благополучия. И потому должно стать, наконец, приоритетным направлением
деятельности государства.
Иван УШАЧЕВ. "Крестьянская Россия",
10 мая 2004 года
|