… о законе "О русском
народе"
|
Не по закону, а по духу
|
Эксперты "Труда" рассуждают: нужен ли в РФ
специальный закон "О русском народе "?
Депутаты Госдумы одобрили концепцию законопроекта "О
русском народе", цель которого, если говорить в общем плане,
- защитить права русских в России. Позже он, вероятно, будет представлен
в Думу на окончательное рассмотрение. Насколько остро стоит в нашей
стране "русский вопрос"? Нужен ли на него, так сказать,
"русский ответ" (имея в виду и права других народов России)?
Об этом на страницах "Труда" рассуждают известный политолог,
генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Константин
СИМОНОВ (К.С.) и председатель Московской писательской организации,
главный редактор журнала "Московский вестник", профессор
Владимир ГУСЕВ (В.Г.).
- Насколько правомерно, корректно сегодня говорить о русской проблеме
в стране, четыре пятых граждан которой идентифицируют себя как русские?
К.С.: - Действительно, согласно последним данным, 80 процентов населения
нашей страны так или иначе определяют себя как русские. Поэтому
попытка проталкивания через Госдуму отдельного закона о гарантии
национальных прав в стране подавляющего большинства ее граждан мне
представляется странной. Во всем мире, как правило, ставится вопрос
о защите национальных меньшинств, исчезающих этносов. Для России,
по-моему, куда актуальнее разработка и реализация программ защиты
малых народов, например - народов Севера.
В.Г.: - А я полагаю, что такой закон нужен. Были времена, когда
я резко выступал против спекуляций идеями "почвенничества"
и "сермяжности". Но сейчас, когда три четверти русского
народа нищенствуют, когда в национальных республиках нашей Российской
Федерации, во многих из которых, кстати, русское население находится
в большинстве, но, в силу своей "русскости", фактически
ущемляется, например, по части доступа во властные органы, - принимать
закон, защищающий права государствообразующего народа, самое время.
- Актуальны ли утверждения сторонников закона, что русские уже давно
стали превращаться в вымирающую нацию? Насколько реальны "пророчества"
о том, что в сравнительно недалеком будущем даже в исконно русских
городах Золотого кольца может оказаться, допустим, больше мечетей,
чем православных храмов?
К.С.: - Если развивать эту мысль дальше, то в Восточной Сибири и
на Дальнем Востоке в силу высочайшей миграции рабочей силы из Китая,
места церквей скорее могут занять буддистские и конфуцианские молельни...
Впрочем, статистика не подтверждает утверждения о вымирании русского
народа. Наоборот: данные за прошлый 2003 год даже внушают некоторый
оптимизм - в стране отмечен небольшой рост рождаемости. Мне кажется,
что с точки зрения государства, надо говорить не о благах для определенной
нации, например - русского населения, не делить своих граждан на
"русских" и не русских или даже "инородцев",
а думать о том, как стимулировать в целом рождаемость, как фактически,
а не на словах, поддерживать молодые семьи. Не секрет, что на сегодняшний
день до конца не реализована ни одна из таких программ.
Другое дело, что у нас в стране постоянно, то тут, то там, возникают
огромные "проплешины" на рынке труда, которые и заполняются
за счет иностранных рабочих. На мой взгляд, мы подходим к этому
вопросу чересчур эмоционально. А этот процесс - объективный. Китайцев
на Дальнем Востоке, азербайджанцев на столичных рынках, молдаван
на подмосковных дачах заменить просто некем. Коренные российские
этносы восполнить потребности в рабочих руках не могут. Зачем же
нам, идя на поводу у "квасного" национализма, терять инвестиции,
останавливать перспективные проекты? Настоящим "русским ответом"
экспансии пришлой рабочей силы могут быть только эффективная система
подготовки собственных кадров и грамотная система миграционной политики.
В.Г.: - Сейчас мы, тем не менее, похожи на вымирающую нацию. Численность
русского населения ежегодно уменьшается на миллион-полтора. Это
не может не тревожить нормальных русских людей: не шовинистов, не
националистов, а просто - нормальных людей, ощущающих себя русскими,
знающих и понимающих свою историю, культуру.
А проблема исламской экспансии, по-моему, для России остро не стоит
и, даст Бог, не встанет. Тысячелетия живущие с нами бок о бок татары
и башкиры - это вам не ваххабиты, они веротерпимы и настроены очень
лояльно к русскому народу. Да и уровень рождаемости у них далек
от бедуинского. Взаимоотношения и соотношение численности русского
народа с мусульманскими, точнее - тюркскими народами в России напрямую
зависит от возрождения мужского начала в русском народе, стремления
к созиданию жизни, своего быта, государственности. В этом Закон
"О русском народе" может поспособствовать.
- Как определить степень "русскости"? По проценту "русской
крови", по православному вероисповеданию, по владению русским
языком (кто говорит и думает по-русски), по записи в паспорте?
К.С.: - Мне кажется, понятие "русский" весьма размыто.
В новых российских паспортах уже нет графы "национальность".
А некая политическая партия, которая выступила с призывом ввести
ее обратно, и вообще ратовала за "поднятие русского духа",
получила на парламентских выборах только 0,3 процента голосов. Да
даже во времена "серпастого и молоткастого", когда отметки
о национальности ставились обязательно, русским можно было продекларировать
себя любому гражданину, если один из родителей был в свое время
записан как русский. Ситуации иногда возникали анекдотические...
В народе не случайно ходила хохма о том, что "бьют не по паспорту,
а по морде".
О генетике. Что такое "русский по крови" в современной
России? Смешение кровей на российских просторах идет еще с домонгольских
времен, чистокровными "русаками" остались только зайцы.
Россия, как и Америка,- "плавильный котел" народов. У
нас ничтожно мало людей, твердо знающих, что среди их прадедушек
не было поляков, или что их молодых прапрабабушек не догнал в поле
какой-нибудь ордынец. Что же теперь, прикажете размеры черепов измерять
на предмет соответствия "русским стандартам", по типу
изысканий "истинных арийцев" в Третьем рейхе? И, главное,
- зачем?
В.Г.: - Русский народ складывался из многих этносов, поэтому на
"кровной" основе базироваться глупо. У Достоевского в
роду были литовцы, у Пушкина - африканцы, но более русских людей
найти трудно. Не в крови русскость, а в духе. И, по моему убеждению,
чтобы быть русским, вовсе не обязательно быть православным. Наш
народ сформировался задолго до принятия князем Владимиром христианства.
Думаю, все же главный определяющий фактор принадлежности к русскому
народу - является ли для человека русский язык родным. Известно,
что язык очень влияет на менталитет человека; для нас, русских,
он определяет такие понятия, как "русский характер" и
"русский склад ума". Причем необязательно "говорить
по-русски правильно", как рекомендует известная телепередача:
диалектов в русском языке множество. Главное - уметь по-русски дышать...
- В Конституции России гарантировано равенство всех граждан независимо
от их национальности, расы, вероисповедания. Не повлечет ли принятие
Закона "О русском народе" за собой целый сериал региональных
законов, например, закон о татарском, калмыцком, мордовском и других
народах, населяющих нашу страну?
К.С.: - Не думаю, что на уровне национальных республик, принявших
наконец верховенство федеральных законов над местными, Закон "О
русском народе" вызовет волну нормативных актов, но взрыв эмоций,
очевидно, будет обеспечен. Скорее всего, они выльются в иски представителей
других национальностей в Конституционный суд.
В.Г.: - Все зависит от того, насколько умно будет написан текст
закона. Очень важно, чтобы Закон "О русском народе" был
во благо и народу татарскому, и якутам, и мордве, и всем 70 народам
Дагестана. По-моему, там непременно должен быть пункт о взаимоуважении
наций. Русская идея всегда предполагала братство народов. "Русское
сердце к этому наиболее расположено", - писал Достоевский,
считая дружелюбие и открытость главным определением русскости. А
если закон будет написан глупо, цепная реакция не исключена. Времена
нынче смутные. Как говорится: "глупость города не берет, но
ворота разрушает"…
Владимир ИГНАТОВ. "Труд", 24 апреля
2004 года
|