… о национальном составе
населения России и Москвы
|
Валерий Степанов: "У Москвы по-прежнему русское
лицо"
|
Перепись населения прошла более года назад, но до сих
пор Госкомстат не обнародовал данные о национальном составе Москвы
и регионов. Между тем ученые, опираясь на предварительные данные
переписи, опровергают мифы о нашествии китайцев и засилье кавказцев
. В потоке мигрантов, хлынувшем в Россию после распада СССР, 70-80
процентов составляют русские. О том, как изменилась за последние
годы этническая карта России, старший научный сотрудник Института
этнологии и антропологии РАН Валерий СТЕПАНОВ рассказал корреспонденту
"Известий" Ольге ТИМОФЕЕВОЙ.
- За 13 лет после советской переписи россиян стало меньше. И русских
тоже. Виновата миграция?
- Миграция сыграла скорее нормализующую роль. Убыль и постарение
населения России 1990-х годов - результат начала снижения рождаемости
в 1970-х. На этом фоне миграция стала важным ресурсом восполнения
населения. Но перемены этнического состава населения оказались незначительными:
70-80 процентов мигрантов из стран ближнего зарубежья - русские.
Миграционный бум 90-х в значительной степени кажущийся. В советские
времена объемы миграции были куда большими - много уезжало из России
в другие республики СССР, но и приезжало тоже много. Если раньше
счет мигрантов шел на миллионы, то теперь их сотни тысяч. Но уезжают
меньше, и получается как бы большой приток.
- Куда уезжают современные россияне?
- В страны дальнего зарубежья едут на постоянное жительство сравнительно
немного, но оттуда в Россию - еще меньше, так что это направление
- не очень заметный фактор демографических потерь. Но некоторые
этнические группы в связи с выездом изрядно уменьшились. Много немцев
за десяток лет выехало в Германию, армян - в США, там мощная армянская
диаспора. Евреи - в Израиль и США. Закавказские и северокавказские
греки - в Грецию и страны Европы. Но половина из них - русские:
кто-то частично осознает себя евреем или немцем, кто-то состоит
в браке с ними. Кроме тех, кто переселяется на постоянное место
жительства, есть еще поток трудовых мигрантов. Официальная статистика
проводит между ними четкую грань. Но в реальности их трудно различить.
- А в Россию на заработки едет много людей?
- Больше, чем в любую другую республику бывшего Союза. Причем распределение
гастарбайтеров соответствует географии размещения капитала в России:
больше всего иностранцев в столичных регионах, прежде всего в Москве
(более 40%), в нефте- и газодобывающих районах Севера и Сибири,
в крупных промышленных центрах, транспортных узлах, на Дальнем Востоке
(китайский феномен). Потоки временных мигрантов направляются с территории
Украины (примерно треть работников), Азербайджана, Молдавии, Казахстана,
Белоруссии, Китая, Турции. Полагают, что в Азербайджане в "отходничестве"
принимает участие чуть ли не четверть всех семей. А сами россияне
едут на заработки в страны дальнего зарубежья.
- Что изменилось в этнической карте России к 2002 году?
- Как показала перепись, доля русских сократилась с 82 процентов
в 1989 году до 80. Причина не только в демографическом старении.
Расхожим является мнение, что национальность у каждого одна и дается
с рождения. Но реальность иная. В 1989 году четверть населения жила
в семьях со сложным этническим составом. Часто человек осознает
себя, к примеру, не только немцем, а русским немцем, или русским
и немцем одновременно, или ситуативно: в одних случаях - русским,
а в других - немцем. К сожалению, переписной механизм не улавливает
такие вещи - и порядка десяти процентов населения в России не учтено
правильно.
- Из-за двойственности сознания?
- Да. А еще потому, что некоторые люди никогда и не задумывались
над этим, тем более что в паспорте с 1997 года нет графы "национальность".
Они просто не готовы, а для статистики получается, что они уклоняются
от ответа. Таких "уклонившихся" Госкомстат насчитал полтора
миллиона. И большая часть - в Москве и Петербурге. Около 10-15 процентов
вообще трудно воспринимали вопрос о "национальной принадлежности".
Если в России стало меньше украинцев и белорусов, это не значит,
что они вымерли или уехали. Произошла, по терминологии специалистов,
смена этнической идентичности - явление трудноуловимое статистикой.
- И все-таки, сколько национальностей в России?
- В 1989 году в СССР было 128 национальностей. Сейчас в России -
158. А перепись 1926 года насчитала 194. Конечно, никто не вымер
и никуда не исчез. Весь вопрос в методике: как группировать и учитывать.
Но реального появления этнических групп не произошло.
- Москва показательна в этом отношении?
- Москва в этническом отношении - не государство в государстве,
а зеркало России. Здесь ярче всего проявляются процессы, сопутствующие
урбанизации: снижение рождаемости, старение населения, высокая смертность,
стрессогенность, тяжелая экология. Но она привлекает социальную
активность, и коммерческую в первую очередь. Москва - миграционный
очаг.
- Какие этнические группы на втором и третьем месте в Москве?
- Нужно хорошо представлять, что такое первое и второе место. Русские
по численности несопоставимы с потоком всех остальных. Если русских
среди приезжающих 66 процентов, то украинцев - всего четыре процента.
Называть ли это место вторым? Москва ежегодно пополняется 30 тысячами
русских и двумя тысячами украинцев. Около полутора тысяч армян и
1200 чеченцев - по три процента. Четырнадцать лет назад на третьем
месте были евреи, но интенсивный отток сдвинул их, и третье место
может уйти к татарам. На четвертом или пятом наверняка окажутся
армяне: за десять лет их число могло удвоиться до 83 тысяч. Вместе
с корейцами они с начала 90-х возглавляют список экономически успешных
групп, показывая блестящие способности корпоративной адаптации к
условиям большого города. Азербайджанская диаспора тоже демонстрирует
прекрасные возможности социального продвижения. Сейчас их может
оказаться 56-60 тысяч против 21 тысячи в 1989 году. Года три назад
писали о двух "этнических проблемах" в России: "китайском
нашествии" на востоке и "миллионе азербайджанцев"
в Москве. Причины таких заявлений - от обычных спекуляций до проблем
регистрации приезжих в Москве: человек вынужден регистрироваться
несколько раз в год, а статистика это суммирует. Да еще желание
показать, что существует проблема, на которую нужны бюджетные средства.
Если продолжить список москвичей в этническом измерении, то грузин
было порядка 19 тысяч, теперь, наверное, 25-27. Среди очень маленьких
категорий более заметны стали чеченцы - с двух тысяч в 1989 году
до, видимо, 14 тысяч. Больше стало осетин - около 12 тысяч. Аварцев
было 1,7 тысячи, стало 3,5. Даргинцев было 890 человек, стало около
1,2 тысячи. Ингуши приросли с 0,7 до 4 тысяч. Если суммировать кавказцев,
в 1989 году их было около 99,6 тысячи - один процент населения Москвы.
Теперь, по моим оценкам, их численность удвоилась. О нашествии говорить
некорректно, не говоря уже о моральной стороне таких оценок.
- Какие еще группы можно считать более-менее заметными?
- Для обыденного сознания - больше никакие. Чисто статистически
заметной группой в Москве остается мордва - около 30 тысяч человек
и чуваши. Узбеков стало, возможно, 12 тысяч против 9. Прирост казахов
для Москвы невысок: с 8 до 10 тысяч. Наверное, заметнее станут молдаване.
В 1989-м список "заметных" замыкали немцы и латыши. Латышей
стало явно меньше, а для немцев Москва была только миграционным
трамплином на Запад.
- Кого труднее всего посчитать?
- Переписная статистика "не видит" вьетнамцев и выходцев
из стран дальнего зарубежья. В 1989 году вьетнамцев было около тысячи
человек, и цифры нынешней переписи тоже будут далеки от реальности.
Вьетнамцы ведут корпоративный образ жизни, имеют своих "полпредов",
которые общаются с внешним миром и с властью. Для Москвы это самая
скрытная категория.
- Что же, в целом Москва не изменилась?
- Москва вбирает в себя людей в той же пропорции, что и вся страна.
Период "рыночной" (то есть базарной) миграции уже прошел.
Теперь в Москву едут горожане - она все больше становится городом
специалистов. Кроме того, очень сильно влияет на людей, и особенно
на детей, смена этнического самоопределения. Какая-то часть даже
стремится побыстрее ассимилироваться и, не теряя "домашнего"
этнического самосознания, приобщается к общероссийской, русской,
московской культуре. В этом смысле лицо столицы меняется мало.
Как вы относитесь к идее "Россия для русских"?
|
1998 август
|
1998 декабрь
|
2000 январь
|
2001 ноябрь
|
2002 июль
|
2002 декабрь
|
2003 июль
|
Поддерживаю, ее давно пора осуществить
|
15
|
13
|
15
|
16
|
17
|
16
|
21
|
Ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах
|
31
|
30
|
34
|
42
|
38
|
38
|
32
|
Отрицательно, это настоящий фашизм
|
32
|
30
|
27
|
20
|
28
|
26
|
18
|
Меня это не интересует
|
10
|
14
|
12
|
11
|
10
|
9
|
7
|
Не задумывался над этим
|
5
|
6
|
6
|
6
|
-
|
8
|
14
|
Затруднились ответить
|
7
|
7
|
6
|
5
|
7
|
3
|
8
|
Источник: ВЦИОМ-А
Как бы вы отнеслись к браку вашего близкого родственника (дочери,
сына, внука)...
|
с одобрением
|
нейтрально
|
с неодобрением
|
затруднились ответить
|
С русским
|
78
|
19
|
2
|
1
|
С украинцем или белорусом
|
48
|
35
|
13
|
4
|
С латышом, литовцем, эстонцем
|
23
|
38
|
33
|
6
|
С грузином, армянином, азербайджанцем
|
11
|
26
|
58
|
5
|
С казахом, таджиком, киргизом или узбеком
|
10
|
28
|
57
|
5
|
С евреем
|
14
|
35
|
46
|
5
|
С чеченцем
|
8
|
20
|
66
|
6
|
С немцем, англичанином, французом
|
26
|
40
|
27
|
7
|
Ольга ТИМОФЕЕВА. "Известия", 25 марта
2004 года
|