… о новых миграционных
законах в Казахстане
|
Плата за Родину или Пенсия на экспорт
|
Новые миграционные законы порождают новые проблемы,
не решая старые
Примечательную ситуацию выявили сотрудники миграционной
полиции ЮКО: многие оралманы, некогда вернувшиеся на историческую
Родину из среднеазиатских стран бывшего СССР, добились казахстанского
гражданства, а затем выехали обратно в Узбекистан, Таджикистан,
Киргизию.
И остались там проживать на постоянном месте жительства, уже откровенно
не собираясь возвращаться в РК.
Вначале миграционные службы не могли понять столь непатриотичного
жеста новоявленных соотечественников. Тем более что большинство
из уехавших были людьми весьма солидного возраста, не предполагающего
подобные вояжи. К тому же ни каких ходатайств об отказе от казахстанского
гражданства от них не поступало.
Причины оказывались разными, но касательно иммигрантов пенсионеров,
как выяснилось, ларчик открывался просто - все дело было именно
в оформлении казахстанской пенсии.
Не секрет, что доходы казахстанца в среднем в два-три раза выше
зарплат рабочих и служащих в соседних, южных странах СНГ. А уж пенсия
в Казахстане, особенно после повышения до 10000 тенге, вообще выглядит
"улетной" для стариков, скажем, из Узбекистана, получающих
по 3-5 тысяч сомов. В перерасчете на казахстанскую валюту - около
1 тысячи тенге. И это при том, что более менее регулярным "пенсионом"
обеспечены, как правило, только городские жители того же Узбекистана.
В сельской глубинке там вообще могут годами не видеть наличности,
перебиваясь так называемой соцпомощью в виде натуроплаты не самыми
ходовыми товарами. Аналогичная, если не хуже ситуация в Таджикистане,
Киргизии, Туркменистане.
Потому, естественно, что политика Казахстана, направленная на инициирование
миграции в республику из соседних стран, получила максимальную популярность
именно среди диаспор Средней Азии. Причем не только среди молодой
и активной части населения, которая планировала именно навсегда
возвращаться в Казахстан, жить здесь и работать. Экономические выгоды
казахстанского гражданства заставили призадуматься и пожилую часть
населения, которая в принципе не собиралась покидать насиженные
места.
Ехать "в миграцию" было не далече, тем более что у многих
новоявленных мигрантов имелись родственники в той же Южно-Казахстанской
области. Эти факторы и послужили отправной точкой к тому, что появилась
тенденция ездить в "командировку" за получением казахстанского
гражданства и оформлением казахстанской пенсии. Механизм хоть и
требовал значительных усилий, был все же по силам даже людям преклонного
возраста. А в случае успеха, (практически гарантированного), окупался
сторицей. Сами старики-пенсионеры потом вновь возвращались на свое
прежнее место жительства в узбекские кишлаки и кыргызские аулы.
А пенсию в Казахстане по доверенности для них получали родственники-казахстанцы.
Нельзя, конечно, винить пожилых людей за эту, не слишком законную,
и не совсем этичную комбинацию. Тем более, как считают сотрудники
миграционной службы ЮКО, многие пенсионеры пошли на такие действия
подстрекаемые своими взрослыми детьми и родственниками.
Скажем, только за прошлый год в ЮКО зарегистрировано заявлений на
принятие казахстанского гражданства от 15653 человек. Из них 14713
- бывшие граждане Узбекистана, 450 человек из Таджикистана, 248
из Туркмении. Остальные 242 человека - мигранты из длинного списка
стран так называемого дальнего зарубежья, включая Грецию, Грузию,
Латвию, Монголию, КНР и т.д.
Более того, в начале 2003 года на территории ЮКО насчитывалось более
20 тысяч прибывших оралманов, не принятых в гражданство РК.
Министерство вутренних дел РК жестко поставило перед Южно-Казахстанским
Управлением миграционной полиции в течение прошлого года полностью
завершить оформление документов на указанное количество оралманов.
И уже к прошлогоднему сентябрю миграционные службы ЮКО рапортовали
о выполнении плана. Однако теперь главной головной болью миграционщиков
стал незарегистрированный отток новоявленных казахстанцев.
В ноябре прошлого года в РК было принято постановление правительства,
по которому одним из условий получения гражданства стало наличие
1,5 миллиона тенге на счету в каком-либо казахстанском банке.
Как объясняют сами сотрудники миграционного управления, мера эта
как раз направлена на то, что бы отсечь граждан с "несерьезными
намерениями". Такой пункт в миграционном законодательстве наверняка
избавит Казахстан от пополнения среднеазиатскими залетными пенсионерами.
Но возникает другой вопрос: а не срежет ли такое условие под корень
всю миграцию?
По данным того же управления, значительная часть оралманов дееспособного
возраста не владеют подобными финансами.
В принципе в том же Узбекистане, люди, имеющие на счету порядка
10000 долларов (1,5 миллиона тенге), живут припеваючи, и о переезде,
(во всяком случае, в Казахстан) вряд ли помышляют.
Опять же, многие среднеазиатские оралманы переезжают в Казахстан
для того, что бы воссоединится с родственниками. И этот процесс
вряд ли остановишь. Но с новым законом такие люди потеряют всякую
перспективу стать полноценными гражданами, получить прописку в Казахстане
и пр. А это значит что количество неучтенных, и по сути нелегальных
мигрантов резко возрастет.
И вполне возможно, что новые проблемы с лихвой превысят прежние
затраты связанные с содержанием закордонных пенсионеров.
Данил ШЕМРАТОВ. "Gazeta.kz", 26 марта
2004 года
|