Rambler's Top100

№ 153 - 154
5 - 18 апреля 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Санкт-Петербургские ведомости" и "Парламентская газета" о прогнозах мирового населения
"Le Figaro" о городском и сельском населении мира
"Русский курьер" о демографической ситуации в России
"Frankfurter Allgemeine Zeitung" и "Российская газета" о демографической политике в Китае
"Известия" о шведской семье
"Молодежь Эстонии" о браках в Эстонии
"Зеркало недели" о бездетности
"Известия" о "нерожденных детях" в США
"Родная газета" о старении
"Бизнес&Балтия" о рабочих местах, модернизации и IT-технологиях
"Российская газета" о прогнозах безработицы в России
"RBC daily", "Российская газета" и "Время новостей" о борьбе с нелегальной миграцией в России
"Российская газета" об операции "Нелегальный мигрант" в Краснодарском крае
"Gazeta.kz" о новых миграционных законах в Казахстане

"USINFO" о положении ВПЛ из Чечни глазами ОБСЕ
"Al Hayat" об иракской эмиграции
"Tageszeitung" о проблеме вторых жен беженцев-мусульман
"Независимая газета" о геноциде и холокосте
"Российская газета" об иностранных студентах в Санкт-Петербурге
"Wall Street Journal" о вымирающих языках
"Газета" о "неприкасаемых" в Японии
"Российская газета" о зарубежных соотечественниках
"Литературная газета" о соотечественниках и законе "О репатриации"
"Известия" о национальном составе населения России и Москвы
"Российская газета" о переписи и казаках
"Время новостей" о социальных реформах в России
"Известия" о проблеме бедности в России
"Известия" о мужском репродуктивном здоровье
"Российская газета" о здоровье российских призывников
"Российская газета" о наркопреступности и борьбе с ней

… о новых миграционных законах в Казахстане

Плата за Родину или Пенсия на экспорт

Новые миграционные законы порождают новые проблемы, не решая старые

Примечательную ситуацию выявили сотрудники миграционной полиции ЮКО: многие оралманы, некогда вернувшиеся на историческую Родину из среднеазиатских стран бывшего СССР, добились казахстанского гражданства, а затем выехали обратно в Узбекистан, Таджикистан, Киргизию.
И остались там проживать на постоянном месте жительства, уже откровенно не собираясь возвращаться в РК.
Вначале миграционные службы не могли понять столь непатриотичного жеста новоявленных соотечественников. Тем более что большинство из уехавших были людьми весьма солидного возраста, не предполагающего подобные вояжи. К тому же ни каких ходатайств об отказе от казахстанского гражданства от них не поступало.
Причины оказывались разными, но касательно иммигрантов пенсионеров, как выяснилось, ларчик открывался просто - все дело было именно в оформлении казахстанской пенсии.
Не секрет, что доходы казахстанца в среднем в два-три раза выше зарплат рабочих и служащих в соседних, южных странах СНГ. А уж пенсия в Казахстане, особенно после повышения до 10000 тенге, вообще выглядит "улетной" для стариков, скажем, из Узбекистана, получающих по 3-5 тысяч сомов. В перерасчете на казахстанскую валюту - около 1 тысячи тенге. И это при том, что более менее регулярным "пенсионом" обеспечены, как правило, только городские жители того же Узбекистана.
В сельской глубинке там вообще могут годами не видеть наличности, перебиваясь так называемой соцпомощью в виде натуроплаты не самыми ходовыми товарами. Аналогичная, если не хуже ситуация в Таджикистане, Киргизии, Туркменистане.
Потому, естественно, что политика Казахстана, направленная на инициирование миграции в республику из соседних стран, получила максимальную популярность именно среди диаспор Средней Азии. Причем не только среди молодой и активной части населения, которая планировала именно навсегда возвращаться в Казахстан, жить здесь и работать. Экономические выгоды казахстанского гражданства заставили призадуматься и пожилую часть населения, которая в принципе не собиралась покидать насиженные места.
Ехать "в миграцию" было не далече, тем более что у многих новоявленных мигрантов имелись родственники в той же Южно-Казахстанской области. Эти факторы и послужили отправной точкой к тому, что появилась тенденция ездить в "командировку" за получением казахстанского гражданства и оформлением казахстанской пенсии. Механизм хоть и требовал значительных усилий, был все же по силам даже людям преклонного возраста. А в случае успеха, (практически гарантированного), окупался сторицей. Сами старики-пенсионеры потом вновь возвращались на свое прежнее место жительства в узбекские кишлаки и кыргызские аулы.
А пенсию в Казахстане по доверенности для них получали родственники-казахстанцы. Нельзя, конечно, винить пожилых людей за эту, не слишком законную, и не совсем этичную комбинацию. Тем более, как считают сотрудники миграционной службы ЮКО, многие пенсионеры пошли на такие действия подстрекаемые своими взрослыми детьми и родственниками.
Скажем, только за прошлый год в ЮКО зарегистрировано заявлений на принятие казахстанского гражданства от 15653 человек. Из них 14713 - бывшие граждане Узбекистана, 450 человек из Таджикистана, 248 из Туркмении. Остальные 242 человека - мигранты из длинного списка стран так называемого дальнего зарубежья, включая Грецию, Грузию, Латвию, Монголию, КНР и т.д.
Более того, в начале 2003 года на территории ЮКО насчитывалось более 20 тысяч прибывших оралманов, не принятых в гражданство РК.
Министерство вутренних дел РК жестко поставило перед Южно-Казахстанским Управлением миграционной полиции в течение прошлого года полностью завершить оформление документов на указанное количество оралманов.
И уже к прошлогоднему сентябрю миграционные службы ЮКО рапортовали о выполнении плана. Однако теперь главной головной болью миграционщиков стал незарегистрированный отток новоявленных казахстанцев.
В ноябре прошлого года в РК было принято постановление правительства, по которому одним из условий получения гражданства стало наличие 1,5 миллиона тенге на счету в каком-либо казахстанском банке.
Как объясняют сами сотрудники миграционного управления, мера эта как раз направлена на то, что бы отсечь граждан с "несерьезными намерениями". Такой пункт в миграционном законодательстве наверняка избавит Казахстан от пополнения среднеазиатскими залетными пенсионерами. Но возникает другой вопрос: а не срежет ли такое условие под корень всю миграцию?
По данным того же управления, значительная часть оралманов дееспособного возраста не владеют подобными финансами.
В принципе в том же Узбекистане, люди, имеющие на счету порядка 10000 долларов (1,5 миллиона тенге), живут припеваючи, и о переезде, (во всяком случае, в Казахстан) вряд ли помышляют.
Опять же, многие среднеазиатские оралманы переезжают в Казахстан для того, что бы воссоединится с родственниками. И этот процесс вряд ли остановишь. Но с новым законом такие люди потеряют всякую перспективу стать полноценными гражданами, получить прописку в Казахстане и пр. А это значит что количество неучтенных, и по сути нелегальных мигрантов резко возрастет.
И вполне возможно, что новые проблемы с лихвой превысят прежние затраты связанные с содержанием закордонных пенсионеров.

Данил ШЕМРАТОВ. "Gazeta.kz", 26 марта 2004 года

<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)