Rambler's Top100

№ 153 - 154
5 - 18 апреля 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Санкт-Петербургские ведомости" и "Парламентская газета" о прогнозах мирового населения
"Le Figaro" о городском и сельском населении мира
"Русский курьер" о демографической ситуации в России
"Frankfurter Allgemeine Zeitung" и "Российская газета" о демографической политике в Китае
"Известия" о шведской семье
"Молодежь Эстонии" о браках в Эстонии
"Зеркало недели" о бездетности
"Известия" о "нерожденных детях" в США
"Родная газета" о старении
"Бизнес&Балтия" о рабочих местах, модернизации и IT-технологиях
"Российская газета" о прогнозах безработицы в России
"RBC daily", "Российская газета" и "Время новостей" о борьбе с нелегальной миграцией в России
"Российская газета" об операции "Нелегальный мигрант" в Краснодарском крае
"Gazeta.kz" о новых миграционных законах в Казахстане

"USINFO" о положении ВПЛ из Чечни глазами ОБСЕ
"Al Hayat" об иракской эмиграции
"Tageszeitung" о проблеме вторых жен беженцев-мусульман
"Независимая газета" о геноциде и холокосте
"Российская газета" об иностранных студентах в Санкт-Петербурге
"Wall Street Journal" о вымирающих языках
"Газета" о "неприкасаемых" в Японии
"Российская газета" о зарубежных соотечественниках
"Литературная газета" о соотечественниках и законе "О репатриации"
"Известия" о национальном составе населения России и Москвы
"Российская газета" о переписи и казаках
"Время новостей" о социальных реформах в России
"Известия" о проблеме бедности в России
"Известия" о мужском репродуктивном здоровье
"Российская газета" о здоровье российских призывников
"Российская газета" о наркопреступности и борьбе с ней

… о "неприкасаемых" в Японии

Лучше быть бедным, чем неприкасаемым

Японская ассоциация, боровшаяся за права представителей "подлых профессий", объявила о самороспуске

"Дзэнкайрэн", национальная ассоциация, боровшаяся за права японских "неприкасаемых", объявила о самороспуске. Руководство ассоциации пришло к выводу о том, что социальные и экономические проблемы выходцев из низшей касты японского общества "решены на всех уровнях".
'Неприкасаемые' в Японии (или, как их называют, 'буракумин') являются потомками исторически сложившейся касты представителей "подлых профессий". Таковыми считались мясники, дубильщики, кожевенники, мусорщики и могильщики - то есть японцы, выполнявшие самую грязную и непрестижную работу. С распространением в Японии буддизма положение этих изгоев общества еще более усугубилось из-за того, что деятельность представителей перечисленных профессий подпадала под религиозное табу, запрещающее убивать, прикасаться к телам умерших и есть мясо. За характер труда 'неприкасаемых' презрительно называли 'йоцу' ('четвероногие'), приравнивая их к животным.
В эпоху сегуната (военного правления) Токугава, известную также как эпоха Эдо (1600-1867), неприкасаемых в Японии начали заносить в специальный регистр и фиксировать их родословную в метрических книгах, таким образом установив наследственную принадлежность к низшей презираемой касте. "Буракумин" селили в гетто, отдельно от представителей других сословий. Однако уже тогда некоторым "неприкасаемым" удавалось переменить свою судьбу. Именно "буракумин", например, владели монополией на выделку воловьей кожи и производство из нее самурайских доспехов. Такие ремесленники нередко богатели и даже переходили в иные сословия, заключая браки с отпрысками почтенных, но обедневших кланов торговцев и ремесленников.
В 1872 году, когда Япония перестала быть закрытой страной и начала быстро перенимать все достижения западной цивилизации, было отменено и кастовое деление общества: японские парии формально стали его равноправными членами. Специальный императорский рескрипт даже разрешил им иметь фамилию. Однако дискриминация "буракумин", по мнению активистов ассоциации "Дзэнкайрэн", продолжалась вплоть до сегодняшних дней. Потомки "неприкасаемых" испытывали проблемы при найме на работу и поступлении в университеты, порой нарушались и их гражданские права. Еще в 60-70-е годы XX столетия существовали тайные "черные списки" людей, являющихся прямыми потомками "неприкасаемых". Эти документы хранились, в частности, в архивах некоторых японских компаний и буддийских храмов: священнослужители, руководствуясь этими перечнями, отказывались проводить церемонии бракосочетания между "неприкасаемыми" и выходцами из других сословий. Официально составление подобных дискриминационных регистров было запрещено лишь в 1975 году.
В настоящее время в Японии насчитывается 1,8 миллионов потомков "буракумин". Однако, как заявляет "Дзэнкайрэн", на самом деле их число превышает 3 миллиона. Государственная статистика опирается на подсчет людей, проживающих в бывших гетто и получающих дотации. Говоря же о своей собственной статистике, ассоциация приводит следующий довод: не все "буракумин" бедствуют и нуждаются в государственной поддержке, а те, у кого возникают финансовые трудности, предпочитают скрывать свое происхождение, считая, что лучше быть бедными японцами, чем получающими пособие "неприкасаемыми". В связи с этим ассоциация "Дзэнкайрэн" не видит смысла продолжать отстаивать права одних только "буракумин". В ближайшее время из ее штатных сотрудников и добровольных активистов будет создана новая организация под новым названием, которая станет бороться в целом за права человека, не концентрируясь исключительно на членах одной социальной группы.

Андрей ВЕТВИНСКИЙ. "Газета", 6 апреля 2004 года

<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)