… о межнациональных отношениях
в России
|
"Простых решений национальных проблем не
бывает"
|
Председатель комитета Госдумы по делам национальностей
Евгений ТРОФИМОВ рассказал корреспонденту газеты "Время новостей"
Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ о том, как, по его мнению, можно оздоровить
межнациональные отношения в России.
- В последнее время Россия с жутковатой периодичностью вздрагивает
от кровавых историй, вызванных межнациональной рознью. Вам понятны
причины этой общественной болезни?
- Если говорить о скинхедах, то за ними не просматривается некий
злодей или какая-то другая сила. Корни явления, на мой взгляд, скорее
бытовые. В большинстве случаев за скинхедом просматриваются мама
или бабушка, которые все его детство, не думая о последствиях для
души ребенка, твердили: "Понаехали черные, житья от них нет".
И ребенок вырос с заданной установкой.
Со временем он, вероятно, поймет, насколько ложен поиск виновных
в своих несчастьях. Но и общество должно не только вздрагивать,
а и осознать новые явления, общими усилиями препятствовать криминальным
способам утверждения национального самосознания. У законодательной
власти здесь непаханое поле деятельности.
- Вы считаете, что процесс можно оздоровить законодательным путем?
- Безусловно. Россия - самое многонациональное государство в мире.
И вот парадокс: правовая база межнациональных отношений до 1996
года у нас по существу отсутствовала. Или была очень слабой. Поворотным
моментом стала концепция о межнациональных отношениях, введенная
указом президента. Пусть этот документ теперь называют паллиативным,
но он сделал свое дело, открыв дорогу к принятию целого ряда основополагающих
документов по межнациональным отношениям. И все равно законодательная
база пока недостаточна. Дума этого созыва просто обязана принять
несколько ключевых законов, которые бы двинули эту работу вперед.
Но сначала нужно немного осмотреться. С 1996 года прошло восемь
лет, и за это время, на мой взгляд, изменился сам подход к принятой
концепции. Нам нужно ее дополнить. И только потом, окончательно
определившись, комитету по делам национальностей следует запустить
законодательный механизм.
- Но уже можно четко обозначить суть новой, уточненной концепции?
"Россия - для русских" или "за столом никто у нас
не лишний"?
- Вот-вот. Когда меня утверждали в должности, Жириновский тоже задал
вопрос, поддержу ли я предложение ЛДПР внести изменения в Конституцию
и сделать русский народ государствообразующим. Так нельзя: или -
или. Это тонкая область, требующая большой осторожности и деликатности.
По данным переписи, в России проживает свыше 160 наций, а в анкетах
жители России назвали вообще около 800 наций. Видите, сколько путаницы
накопилось. Но сколь бы малыми ни были нации, они в России должны
быть равны с другими. Все до единой. Для меня это бесспорно. Но,
с другой стороны, нужно более активно думать и о русском народе.
Ведь если тенденция, даже в своих уродливых проявлениях, возникла,
значит, для нее были какие-то основания. Их следует учитывать.
Здесь не нужно изобретать велосипед. Наша политика должна быть прежде
всего направлена на развитие культур разных национальностей. Взаимосвязь
здесь абсолютно непреложная: деградация нации всегда идет параллельно
с упадком национальной культуры.
- Другие народы тоже не вполне спокойны. Возможно ли гасить их конфликты
силой параграфа закона?
- Простых решений в национальных проблемах просто не бывает, и тем
более принятых сгоряча. Вот пример. У нас с 1992 года тлеет конфликт
между осетинами и ингушами. Горячие головы предлагают много быстрых
решений. Но мудрое руководство в Северной Осетии и Ингушетии работает
по крупицам, и пока им удается контролировать ситуацию.
- Но как федеральной власти уследить за всеми межнациональными и
этническими столкновениями и недоразумениями? Ведь ее действия остаются
решающими.
- Это действительно очень сложно, тем более при недостаточности
инструмента. Более двух лет идет наработка документов по вопросам
введения института уполномоченного Российской Федерации по правам
народов России. У нас есть уполномоченный по правам человека. Но
при 160 национальностях конфликты возникают постоянно, случаи нарушения
прав человека по национальному признаку - тоже. Не говоря уже о
нарушении прав народов в целом. До сих пор существуют десятки трудноразрешимых
конфликтов. Как с ними быть? Уполномоченный по правам народов может
стать своеобразным посредником между конфликтующими сторонами, защитником
народов, приблизит проблемы к центру, поможет в них разобраться
и эффективно решить. Структура такого уполномоченного не потребует
больших затрат. Здесь, в Госдуме, нужно найти подходящего депутата
и избрать его на эту должность.
Беседовала Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА. "Время
новостей", 20 февраля 2004 года
|