… о мировых и российских
демографических проблемах
|
Демография всмятку
|
Население современной России исчисляется цифрой 145
миллионов человек.
45 миллионов россиян - курящие.
40 миллионов россиян - одинокие.
От одиночества, как говорится, и не хочешь, а закуришь.
Утешимся тем, что не все курящие россияне одиноки, и не все одинокие
россияне курят. Два порока не сопровождают друг друга и друг из
друга не вытекают. О вреде курения честно предупреждает Минздрав.
О вреде одиночества не надо и предупреждать.
ДЕЖУРНЫЙ МИФ
Мы самые добрые и открытые. Мы всечеловечные. Мы любим всех, даже
тех, кто не испытывает потребности быть нами любимым. Мы крайне
общительны и не ограничены сословно-классовыми предрассудками. Мы
столетиями жили в обществе, пресловутая межчеловеческая и душевная
открытость в котором ("А поговорить?") ценилась превыше
других достоинств даже тогда, когда ее побочные последствия - бесцеремонность,
хамство и неуважение к частной жизни, возведенные в принцип государственного
отношения к гражданам, - стали невыносимы.
40 миллионов одиноких людей в обществе межчеловеческой открытости
- это сигнал тревоги. Человек в отличие от некоторых видов привередливых
животных размножается и в неволе. Только в одиночестве размножаться
не может. Проблему клонирования оставим генетикам.
РЕАЛЬНОСТЬ
Российская депопуляция, или абсолютное уменьшение численности русского
населения за счет превышения смертности над рождаемостью, - любимая
тема современных российских социологов и демографов. Любима она
потому, что актуальна для элементарного выживания страны.
Вопрос русской депопуляции, переведенный в плоскость "текущих
задач партии и правительства", ставится, как правило, в плоскости
еще более горизонтальной: русские бабы не хотят рожать. Вопрос,
способны ли русские мужики обеспечить ту часть процесса, без которой
последующее рождение человеческой особи невозможно, - не рассматривается.
Считается само собой разумеющимся: способны! Следовательно, надо
создать парламентскую комиссию и провести соответствующие реформы,
по реализации которых проблема депопуляции отпадет. Если же этот
подход не сработает - взять всех в ежовы рукавицы и на густые решета.
Например, обложить одиноких таким налогом, чтобы небо с овчинку
казалось, или запретить аборты.
Но мы теперь живем в рыночной экономике и демократическом обществе
(это аксиома, не вздумайте ухмыляться!), в котором, как известно,
прямое директивное вмешательство в столь деликатные проблемы не
допускается. А потому изобретательность государственных умов в принуждении
людей к исполнению того, что исполнять они отнюдь не склонны, начинает
иссякать.
ПАРАДОКС
Человек с обывательским здравым смыслом и демограф с политологическим
уклоном (то есть действующий не в рамках логики науки, а в рамках
идеологии) при попытках понять суть так называемого демографического
парадокса зачастую приходят к одинаковому выводу: это необъяснимый
феномен. Ну не может же, в самом деле, быть так, что в индустриальных
странах с очень высоким качеством и уровнем жизни наблюдается депопуляция,
в то время как в странах, где впору вместо качества жизни обсуждать
качество смерти, демографический потоп выхлестывает из берегов!
То есть люди не продолжают свой род там, где жить бы да жить, а
там, где жить невмоготу, плодятся как мухи.
Так быть не может. Но так оно и есть.
На основе проделанных наблюдений геополитики выстроили концепцию
"борьбы Севера и Юга". Самые недалекие из геополитиков
выражаются и вовсе просто: бедный перенаселенный Юг хочет задарма
хапнуть то, за что богатый малонаселенный Север клал животы и бился
столетиями, а посему - все на баррикады, дадим отпор нашествию голодных
крыс! Любопытно, что в громе этого лозунга сникают толки о правах
человека, политкорректности и гуманизме.
И вправду, миграционные ручейки из стран третьего мира становятся
все полноводнее, все громче плещут в старые камни европейского фундамента.
"И кричать начнет "Алла!" с башни Эйфеля мулла..."
- так в художественной форме описал этот процесс Александр Зиновьев.
Только Россия верна своей традиционной роли исключения из правила.
По уровню индустриального развития и качеству жизни едва ли не страна
третьего мира, сохраняющая статус державы благодаря ядерному потенциалу,
Россия согласно "логике феномена" должна испытать демографический
взрыв, бешеный всплеск рождаемости. А Россия демографически уверенно
депопулируется. То есть ведет себя как какая-нибудь зажравшаяся
Германия, даже рабочую силу импортирует.
Что же в конце концов происходит?
ЗРЯ В КОРЕНЬ
У истории нет законов. История - беспредел фактов, конкретных ситуаций
и случаев. Исторические уравнения, с виду безупречные, при подстановке
в них величин и попытке решения дают абсурд.
Высокая рождаемость и многодетность - институции, характерные для
тех традиционных социально-экономических структур, в которых они,
на фоне общей бедности, являются ЕДИНСТВЕННО НАДЕЖНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ
ГАРАНТИЯМИ. Бедняк из страны третьего мира многодетен и чадолюбив
не потому, что не пользуется противозачаточными средствами, и не
только потому, что в его стране запрещены аборты. Он многодетен
потому, что никто и ничто, кроме семьи, рода и общины, не поддержит
его ни в текущей немилосердной реальности, ни в будущем, когда он,
состарившись и занедужив, не сможет больше кормиться трудами рук
своих.
Добольшевистская крестьянская Россия полностью соответствовала этому
типу социально-защитного воспроизводства населения.
В современных индустриальных странах "золотого миллиарда",
в первую очередь европейских, картина иная.
Социальная и правовая защита трудящегося индивидуума в этих странах
такова, что подстраховываться от нужды и старости многодетностью
уже не надо. Социально активный западный тип homo faber, человека
производящего, ориентирован на индивидуальный успех. Результаты
успеха, в их финансовом выражении, гарантируются и страхуются. Homo
faber озабочен двумя проблемами: 1) как сохранить и повысить достигнутый
уровень жизни, 2) каким способом сохранить его для потомков. Первая
проблема имеет техническое решение. Вторая - не имеет: индивидуальная
успешность по наследству не передается. Богатство надо уметь сохранить
и приумножить. Без проблем наследуется только бедность.
Иначе говоря, многодетность в бедных странах - это снижение относительного
пассивного риска оказаться с протянутой рукой, в богатых странах
- увеличение абсолютного активного риска той же ситуации. А какой
идиот, кроме спортсмена-экстремала, станет рисковать понапрасну?
ИТОГИ, КОТОРЫЕ ПОДВОДЯТ НАС
Многократно проклятый марксистами английский священник-социолог
Томас Мальтус трижды перевернулся бы в гробу, кабы узнал, что его
математическая "модель роста" (производство растет в арифметической
прогрессии, население - в геометрической) реализована как в прямой,
так и в обратной форме.
Если графически изобразить ход коммунистического эксперимента в
России в виде линейной кривой, то ее восходящий отрезок будет пологим,
а нисходящий, сразу после пика, - почти отвесным. То есть срывом
в пропасть. Нынешняя кривая - образцовая синусоида, путь пьяного
посреди мостовой.
Коммунистическая кривая нас не вывезла. Но не всегда мы ехали по
колдобинам и ухабам. Достигнутый к началу 1980-х усредненный уровень
жизни советских человеков - это, может быть, недостижимый предел
мечтаний для двух третей человечества.
Мечта, однако, разбилась о реальность. На беспощадное истребление
советским режимом "расходного материала", то есть человеческого
ресурса, живых людей - в коллективизации, в индустриализации, в
заваливании противника трупами на фронтах Великой Отечественной,
- народ ответил "снижением риска", атомизацией общества,
снижением рождаемости и прочими средствами реального и иллюзорного
ухода от всепроникающей власти Великой Утопии, то есть пьянством,
наркоманией и сходными адекватными реакциями. Инерция подобного
умонастроения чрезвычайно велика, ее не переломить парламентской
болтовней и истерическими криками о вымирании русской нации.
Современные россияне странным образом примиряют в себе вполне "буржуазно-индивидуалистическое"
стремление жить одним днем и ни в чем (из доступного) себе не отказывать
со вполне "третьемирным", восточным фаталистическим равнодушием
к ходу жизненных событий и ударам судьбы. "Чему быть, того
не миновать", "Будем переживать неприятности по мере их
поступления" - самые популярные лозунги момента.
"ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЕЛ"
Термином melting pot ("плавильный котел") американцы в
середине минувшего века обозначили этнорасовую тенденцию в собственной
стране. Дескать, все коренные и все прибывающие в Америку на ПМЖ
не сразу, но сливаются в новую историческую общность - американский
народ. Что ж, возможно - если учитывать экономическую и правовую
специфику американской социальной структуры. Но очевиден и другой
факт: прирост населения США ныне обеспечивается отнюдь не WASP'ами
(белыми протестантами англосаксонского происхождения), а скорее
чернокожими, выходцами из Латинской Америки и уроженцами стран третьего
мира. Белая протестантская Америка (долой расизм и религиозную нетерпимость!)
смуглеет, католизируется и исламизируется, причем вовсе не за счет
межрасовых и межрелигиозных браков.
В гораздо более сложной форме этот же процесс протекает в странах
Западной Европы. Афро-арабский "контингент" Франции, турецкий
"контингент" Германии уникальны. За сорок лет в этих странах
родились и выросли поколения африканцев, арабов и турок, полностью
оторванные от "исторической родины". Новые отечества призывали
их отнюдь не затем, чтобы приобщить к демократии и правам человека,
- нужна была дешевая рабочая сила для исполнения тех видов работ,
к которым коренные жители особой склонности не питали. Потомки новоприбывших
частично интегрировались в жизнь новой родины, некоторые даже утратили
родной язык и сменили веру.
Но многие продолжают вести традиционный образ жизни в сепаратных
общинах. Кто они - африканцы-арабы-турки или некие новые немцы-французы?
Как на их образе жизни скажется реальность открытой Европы, не навяжут
ли они Европе новую реальность?
Нечто подобное происходит и в России. Наш высокий (сравнительно
с третьим миром) жизненный стандарт, достигнутый при коммунистическом
строе, базировался во многом на примитивном труде, кадры для которого
коммунистическая система рекрутировала через государственное принуждение
- использование труда заключенных и солдат, административный режим
прописки, временные трудмобилизации. Теперь, когда эта благодать
иссякла, на поддержание инфраструктурных связей и на выполнение
малоквалифицированных работ попросту нет людей. Никогда не пустующее
свято место сразу же начинает заполняться мигрантами со всего бывшего
СССР - по закону неудержимого перетекания рабочих рук туда, где
есть к чему их приложить.
Мигранты приходят, но не уходят. Обустраиваются, обзаводятся семьями.
Интегрируются в новую для них реальность.
Против расово и духовно близких "белых" мигрантов Россия
не возражает, равно как и против единоплеменников. А вот с сынами
и дочерьми Востока сложнее. Они приносят с собой традиции общинного
житья и многодетности, без которых психологически не могут выжить
и приспособиться, приносят свои бытовые привычки и трудовой темп.
Их социальный уклад и ментальность начнут размываться только во
втором-третьем поколениях, в детях и внуках - русский социум пока
еще имеет достаточно сил для такой интеграции "чужаков".
Но силы его не безграничны. Исподволь обрусевая других, мы размываемся
и сами. Потихоньку. Ненавязчиво.
В наши дни тотальная смена социально-культурной модели под наплывом
мигрантов вряд ли возможна в том виде, в каком она имела место в
древности под натиском воинственных кочевников. Но перспектива в
не очень отдаленном будущем получить некий "культурный коктейль"
со слабо различимым в нем родным вкусом реальна. Запад это уже чувствует
и горько шутит: "Париж - это город на севере, в котором когда-то
жили французы".
Не стоит и пытаться понять, где тут Запад, где Восток, где Север
с Югом. В социальном ландшафте по компасу не сориентируешься. Нужна
мудрость. А мудрость, к слову, - это сочетание ума, опыта и умения
ими одновременно пользоваться.
У нас, похоже, не хватает третьего компонента.
Андрей КРОТКОВ. «Алфавит», 25 декабря 2003 года
|