Rambler's Top100

№ 141 - 142
1 - 25 января 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» о демографических проблемах в России и мире
«Алфавит» о мировых и российских демографических проблемах
«Коммерсантъ» о демографических проблемах Дальнего Востока
«Российская газета» о социальной политике в России
«Известия» о пенсионной реформе
«Московские новости» о беженцах из России
«Российская газета» об особенностях российского рынка труда
«Новые известия» о грядущей нехватке рабочих в России
«Труд» о прожиточном минимуме
«Ведомости» об алкогольной смертности
«Le Figarо» о последствиях запрета ношения хиджаба во Франции
«Компания» о «значимых» религиозных символах во Франции
«Коммерсантъ» о платках и крестах в Германии
«RBC daily» о расизме в Северной Ирландии

«Regnum» об армянском районе в Грузии
«Московский Комсомолец» об иммиграционной реформе в США
«Молодежь Эстонии» о миграции в ЕС глазами Эстонии
«Известия» о старении и пенсионной реформе в Японии
«Daily Telegraph» о преувеличении масштабов распространения СПИДа в Африке
«The Washington Post» о новом исследовании сексуальных отношений
«Daily Telegraph» об исследовании репродуктивной способности мужчин
"New Scientist" о здоровье в браке и в сожительстве
«La Repubblica» об увеличении декретных отпусков в Великобритании
«Le Figaro» о глобальных изменениях климата
"The Wall Street Journal" о роботах-помощниках
«Российская газета» о среднестатистическом россиянине

… о «значимых» религиозных символах во Франции

Мудрость толерантности

Франция подала потрясающий пример того, как следует решать проблему межэтнических и межконфессиональных отношений

Яблоко от яблони недалеко падает. Франция подала потрясающий, на мой взгляд, пример того, как следует решать проблему межэтнических и межконфессиональных отношений, а также многообразия традиций и верований в нашем глобализованном мире. Решение специальной комиссии, которая была сформирована по решению французского правительства, продемонстрировало самое лучшее, на что способна западная культура в преодолении векового конфликта между светским государством, с одной стороны, и потребностями различных религий с другой.
О чем речь? Данная комиссия обратилась к французскому парламенту с просьбой разработать законопроект, запрещающий демонстрацию "значимых" религиозных символов во всех государственных учебных заведениях. Среди этих "значимых" символов - и платки, которые носят мусульманки, и головные уборы правоверных евреев, и нательные крестики, которые носят католики и другие христиане.
Стоит отметить, что в состав комиссии вошли не только педагоги и социологи, но и представители всех религиозных конфессий. Среди других рекомендаций комиссии выделяется предложение обеспечить во всех государственных учебных заведениях продажу специальной еды и напитков, традиционно употребляемых ревностными евреями и мусульманами. Еще комиссия рекомендовала включить в школьные календари, а также в календари госпредприятий и учреждений праздники, отмечаемые верующими различных конфессий, отменив таким образом христианскую монополию на "красные дни календаря". Теперь учащиеся или служащие еврейской национальности смогут официально отмечать свой праздник Киппур, мусульмане - праздник Айд Аль-Кебир, а православные - свое Рождество.
Конечно, не следует питать иллюзий. Эти рекомендации не только не снизят, а, вероятно, еще более усилят полемический накал. Одной мудрости недостаточно, чтобы утихомирить фанатиков. Но думаю, что все же для государства - это самый цивилизованный способ оставаться абсолютно независимым от всех религий и в то же время гарантировать им равный статус. Самым ценным в рекомендациях представляется то, что в них впервые сделана попытка найти принципиальное решение проблемы. Глобализация с бурным ростом миграции населения, головокружительным увеличением числа контактов, неизбежно приводит к трениям и конфликтам, которые еще полвека назад невозможно было и вообразить. Когда народы с их традициями были отделены друг от друга географически, каждый мог жить более или менее спокойно, без конфронтации.
Но сегодня мир вступил в новую эпоху. На Европу хлынула волна иммигрантов, изменяя соотношения между конфессиями, традиции, образ жизни и привычки коренного населения. Но все же вновь прибывшие - по определению - более склонны к изменениям в своей жизни, чем коренное население. А ведь именно от него во многом зависит интеграция переселенцев. Если "титульная" нация отказывает иммигрантам в сотрудничестве, ведет себя враждебно, - возникают условия для социальных взрывов огромной силы. Реакция на отторжение иммигрантов, ксенофобия всех оттенков приводят к нетерпимости, с одной стороны, и к недоверию - с другой.
В разных странах видят разные пути решения проблемы. Например, у Франции и Великобритании большой опыт интеграции представителей других культур. А вот у Италии, Греции, Испании, Ирландии скорее "эмиграционный", чем "иммиграционный" опыт. В начале прошлого столетия миллионы людей из этих стран отправились в поисках работы в другие края. Сегодня здесь ощущается значительная потребность в иностранной рабочей силе, и с притоком иммигрантов они сталкиваются с культурными и религиозными проблемами на своей собственной территории.
Понятно, что каждый хочет оградить свое пространство от вмешательства. Так же понятно, что "титульные" религии и традиции чувствуют себя ущемленными самим фактом появления новичков. Так же очевидно, что мусульманская община (а мусульмане составляют основную часть иммиграционной волны) стремится принести с собой в очередную страну свои традиции. Но единственным выходом из создавшегося положения во избежание серьезных конфликтов является предоставление со стороны государства всем без исключения равного статуса и прав.

Джульетто КЬЕЗА. «Компания», 22 декабря 2003 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most