|
 |
Как
экономический рост повлияет на благосостояние россиян |
 |
Над темой номера работал
Всеволод ЖЕРЕБИН
|
Увеличатся и зарплаты, и социальные трансферты
Уровень жизни во многом будет зависеть от общего объема
ВВП и его душевых значений, которые, как было показано выше, предположительно
будут расти, от уровня занятости населения, от характера системы
распределительных отношений, а также от содержания ежегодно принимаемых
бюджетов страны. В этом плане будет весьма важна структура использования
национального дохода, в частности, доля, идущая непосредственно
на конечное потребление населения, в том числе доля фонда оплаты
труда, - и то, и другое в перспективе может сократиться. Это может
произойти под влиянием роста необходимых затрат на инвестирование
и модернизацию производства, а также в связи с ухудшением внешнеполитической
обстановки, которое неизбежно повлечет за собой увеличение расходов
на оборону.
Данные об ожидаемой динамике основных показателей социально-экономического
развития России на 2002-2010 годы (см. табл.1),
показывают определенные изменения ситуации в сфере доходов населения
в перспективе. Предполагается достаточно устойчивый рост располагаемых
доходов населения - от 5 до 8% в год, основных показателей первичных
доходов и текущих трансфертов (см. по статьям табл. 6 и рис. 2)
и среднедушевых доходов - к 2010 году более чем в три раза (табл.
7).
Таблица 6. Оплата труда и основные социальные трансферты
в 2003-2010 годах (в ценах 2000 года, рублей)
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Минимальная оплата труда
|
450
|
1000
|
1785
|
2000
|
2290
|
2490
|
2700
|
2850
|
3100
|
Средняя оплата труда
|
3070
|
3920
|
5100
|
5820
|
6735
|
7780
|
8500
|
9190
|
9700
|
Средняя пенсия прудовая
|
1178
|
1520
|
1995
|
2294
|
2656
|
3074
|
3360
|
3629
|
3822
|
Среднее пособие по безработице
|
726
|
982
|
2841
|
3242
|
3751
|
4333
|
4887
|
5284
|
5577
|
Среднее пособие на ребенка
|
250
|
387
|
465
|
542
|
657
|
751
|
845
|
1134
|
1360
|
Источник: расчеты ИСЭПН РАН

Рисунок 2. Оплата труда и социальные трансферты в 2003-2010
годах (в ценах 2000 года, рублей
Рост реальной заработной платы, продолжавшийся последние
три года, опережал рост эффективности производства и имел в качестве
основного источника, прежде всего, благоприятную внешнеэкономическую
конъюнктуру. С исчерпанием действия этого фактора и связанных с
ним, к текущему моменту прогнозируется стабилизация оплаты труда
наемных работников в 2003-2005 годах на уровне 48-49% ВВП7.
По мнению специалистов ИСЭПН РАН, изменение политики
в сфере распределительных отношений должно быть подчинено реализации
главной цели - установлению к 2010 году минимума оплаты труда на
социально необходимом уровне и сокращению ее дифференциации до приемлемых
размеров. Предполагается, что реальный минимум оплаты труда в 2010
году составит 3100 рублей (в ценах 2000 года), неравенство по децильному
коэффициенту дифференциации сократится до 5,7 раза, а численность
работников с зарплатой ниже величины прожиточного минимума - до
7%. Прожиточный минимум в конце десятилетия (2009 год) будет качественно
отличаться от прожиточного минимума, введенного в 2000 году, и,
в сопоставимых ценах, в 2,2 раза его выше - 2850 рублей против 1320
рублей на одного трудоспособного. Официальный минимум заработной
платы в сопоставимых ценах должен увеличиться в 8,5 раза, а средняя
заработная плата - почти в два раза. При этом минимальная заработная
плата будет расти ежегодно в среднем на 9-10%, а соотношение ее
с прожиточным минимумом, установленное Трудовым кодексом РФ, не
будет нарушаться.
Вместе с ростом оплаты труда увеличатся размеры социальных
выплат (пенсий, пособий, стипендий), что скажется на росте денежных
доходов основной массы населения и приведет к снижению уровня бедности8
(табл. 6).
Одним из важнейших условий, определяющих стоимость жизни
в перспективе, будет уровень инфляции. Сейчас один из главных инфляционных
факторов, негативно влияющих на состояние структуры расходов населения,
- ускорение темпов роста цен на обязательные к оплате виды услуг.
Так, в 2001 году при общем увеличении цен на услуги на 36,9% темпы
прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составили 56,8%,
в том числе на жилищные - 66,7%. Из подорожания услуг коммунального
хозяйства (в среднем на 53,8%) самыми существенными были рост тарифов
на отопление, а также платы за горячее водоснабжение - в 1,8 и 1,7
раза соответственно. При этом физический объем платных услуг в 2001
году по сравнению с 2000 годом возрос всего на 0,8%.
Прогноз темпов инфляции по основным группам потребительских
товаров и услуг на перспективу базируется на тенденциях последних
лет по каждой из групп, имеющихся среднесрочных и долгосрочных прогнозах
общего индекса цен. Особое значение для общего уровня стоимости
услуг имеет развитие ситуации с оплатой населением ЖСК, стоимости
энергоносителей, услуг общественного транспорта.
Согласно нашему прогнозу, годовые темпы роста цен на
услуги будут опережать общие параметры увеличения потребительских
цен. Поэтому к концу прогнозируемого периода по сравнению с его
началом удельный вес затрат на услуги в общей структуре расходов
населения составит по пессимистическому сценарию 22,5%, по оптимистическому
- 19,7% против 15,2% в 2001 году. В то же время оптимистический
вариант развития предусматривает более рациональное соотношение
статей потребительского бюджета: к концу периода доля расходов на
питание снизится на 5 процентных пунктов при увеличении доли затрат
на непродовольственные товары на 0,5 процентного пункта. Для сравнения:
в пессимистическом варианте удельный вес расходов на продукты питания
останется практически без изменений, а доля затрат на непродовольственные
товары уменьшится на 5,6 процентного пункта. Данные по структуре
потребительских расходов домашних хозяйств в целом по России на
2002-2010 годы представлены в табл. 7.
Таблица 7. Структура потребительских расходов населения
в 2002-2010 годах (в среднем на члена домохозяйства за месяц; в
процентах)
Год
|
Пессимистический вариант
|
Оптимистический вариант
|
Продукты питания
|
Непродо-вольственные товары
|
Услуги
|
Итого
|
Продукты питания
|
Непродо-вольственные товары
|
Услуги
|
Итого
|
2002
|
51,1
|
31,9
|
17
|
100
|
51,1
|
32,4
|
16,5
|
100
|
2003
|
51
|
31
|
18
|
100
|
50,9
|
32,1
|
17
|
100
|
2004
|
50,7
|
30,3
|
19
|
100
|
50,5
|
31,7
|
17,8
|
100
|
2005
|
50,5
|
29,6
|
19,9
|
100
|
50
|
31,6
|
18,4
|
100
|
2006
|
50,4
|
29,1
|
20,5
|
100
|
49,5
|
31,6
|
18,9
|
100
|
2007
|
50,2
|
28,7
|
21,1
|
100
|
48,9
|
31,8
|
19,3
|
100
|
2008
|
50,2
|
28,3
|
21,5
|
100
|
48,2
|
32,2
|
19,6
|
100
|
2009
|
50,1
|
27,9
|
22
|
100
|
47,5
|
32,8
|
19,7
|
100
|
2010
|
50
|
27,5
|
22,5
|
100
|
46,7
|
33,6
|
19,7
|
100
|
Источник: расчеты авторов на основе имеющихся прогнозов
темпов роста цен на основные продукты питания, непродовольственные
товары и услуги, а также темпов роста розничного товарооборота.
7 - Львов Д.С., Пугачев В.Ф. Механизм стабильного
экономического роста //Экономическая наука современной России 2001,
№4, с.13.
8 - Социальная защита населения / Под редакцией
проф. Н.М. Римашевской М.: ИСЭПН РАН, 2002.
|