… об ограничении
доступа к рынку труда для мигрантов
Труд как привилегия своих: регионы вводят запрет
на работу для мигрантов
Около десяти российских регионов ввели запреты на работу
мигрантов в различных профессиях - от работы в общественном транспорте
до занятости в общепите и образовании. Как это скажется на рынке
труда и хватит ли собственных ресурсов, разбирались "НИ".
По итогам 2022 года количество иностранных граждан, приехавших в
Россию на работу, достигло 3,47 млн. При этом с суммарно более 90%
трудовых мигрантов приехали из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
За год количество фактов постановки на миграционный учет иностранцев
составило 11,8 млн. Но работу в России смогут теперь найти далеко
не все из них. "Антимигрантские меры" и рынок труда
В Думе давно принимались антимигрантские меры по ограничению въезда
в Россию иностранных рабочих. Стоит вспомнить хотя бы стоимость
патента (разрешения на работу), которое предложили увеличить в 4
раза до 4800 рублей.
Также в связи с негативной статистикой ПДД по водителям-иностранцам
иностранным гражданами теперь разрешается работать в такси и на
общественном транспорте только при наличии у них российского водительского
удостоверения.
Нельзя не упомянуть и законопроект, по которому право на материнский
капитал может появиться у иностранных граждан только через 5 лет
с даты приобретения гражданства РФ.
Ну и самое главное - это необходимость постановки на военный учет
после получения российского гражданства.
Все это, равно как и ослабление курса рубля, делает работу многих
мигрантов в России попросту невыгодной для них.
Кроме этого, некоторые регионы вводит запреты на отдельные виды
деятельности для мигрантов. Как правило, это общественный транспорт,
общепит, розничная торговля алкоголем, табаком и продуктами. Произошло
это не сегодня. Некоторые регионы впервые ограничили возможность
работы мигрантов в определенных сферах в 2014 году и продлевают
запреты каждый год. В каких регионах труд мигрантов на сегодня ограничен?
Ограничения ввели в Калининградской, Калужской, Новосибирской, Тульской,
Тюменской и Челябинской областях, а также в Югре и Якутии. Недавно
перечень таких регионов пополнила Магаданская область. Губернатор
области подписал указ о запрете на работу мигрантов на транспорте
с 2024 года. Запрет затронул пассажирские перевозки на автобусах
и такси. Где именно запрещают работать мигрантам?
- В Краснодарском крае с 21 января губернатор ввел запрет на работу
иностранных граждан по патентам в 85 видах экономической деятельности,
в том числе сельском хозяйстве, торговле, производстве машин и оборудования.
В целом запрет в привлечении таких трудовых мигрантов введен практически
по всем видам экономической деятельности. Подписанное постановление
губернатора не затрагивает только сферу строительства, в которой
допустимая доля трудовых мигрантов по патентам не может превышать
50%.
- Губернатор Калининградской области подписал указ, согласно которому
ограничения работу мигрантов коснулись иностранных граждан на хлебобулочном
производстве, кондитерских фабриках, в сфере производства продуктов
питания. Мигрантов не допустят в регионе к перевозкам пассажиров,
работе в отелях, в области образования и трудоустройство. А еще
запрет коснулся обработки данных и предоставления информационных
услуг.
- В Курганской области ввели запрет на трудоустройство иностранцев
по патентам в 2024 году в сферах производства детского питания,
диетических продуктов, пассажирским перевозкам
- В Тульской области ввели ограничение для иностранцев на торговлю
алкоголем и табачными изделиями в розницу, общепит, пассажирские
перевозки.
- Тульская, Калужская, Тюменская области, ХМАО - здесь гастарбайтерам
тоже нельзя заниматься городскими и пригородными перевозками. В
Тюмени, к слову, мигранты не имеют права заниматься и транспортировкой
грузов.
- Губернатор ХМАО продлила запрет на работу мигрантов в производстве
детского и диетического питания, образовании, торговле табаком и
алкоголем в рознице. Под запрет попали перевозки пассажиров. Впервые
рестрикции в ХМАО ввели в 2021 году.
Запреты затрагивают мигрантов, работающих на патенте. И лишь в некоторых
сферах под ограничения подпадают иностранные граждане, прибывшие
в страну в рамках безвизового режима из таких стран как Азербайджан,
Таджикистан, Узбекистан и Украина. "На стройках их нет, все на рынках"
Меры эти вызывают разные толкования. Некоторые считают даже, что
это чистая формальность: ведь получив российское гражданство, мигрант
легко устроится на любую работу.
Самое частое табу для мигрантов сегодня - это перевозка пассажиров.
Так, в Челябинской области начиная с 2016 года подписывают постановление,
запрещающее иностранцам, даже с платными разрешениями на работу,
садиться за руль общественного транспорта, маршруток и такси. Правда,
желающих и так немного, а те, кто хотел, получили российское гражданство.
Что касается запретов на работу в общепите, образовании, торговле
- мнения разные.
В соцсетях, например, в основном это одобряют. Из комментариев пользователей:
Надежда Пятнова, к примеру, пишет: "Рынки и шаурмы экономику
не поднимают, а со стройки они через месяц сбегают. Нужен закон:
разорвал договор - высылать обратно, а не позволять становиться
нелегалом и заниматься неизвестно чем и где".
ДаНа: "Ночью была метель. Город не чистят, кое-где прочищено
трактором, ни одного с лопатами. Где все работящие и непьющие, урюком
торгуют?"
Николай Сачков: "Все мигранты сидят в шавермах, пекут лепешки
сидят на рынках, заполонили такси, на которых теперь опасно ездить,
также общественный транспорт, занимаются наркотой грабежами, а на
стройках их нет".
Эксперты высказывают самые разные мнения по поводу этих мер. Так,
доктор экономических наук, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников
считает ограничение мигрантов в сферах деятельности ошибкой:
"Это выстрел себе в ногу ради популистских мер. В стране дефицит
рабочей силы, а мы усугубляем это еще больше. Как следствие надо
ждать нарастание дефицита рабочих рук. Меры иррациональные, и скоро
они отразятся на экономике страны самым негативным образом". Меньше рабочих - больше высоких технологий?
Что касается популизма - доля истины во всем этом безусловно есть.
Часто "антимигрантские" меры главы регионов вводят для
общественного резонанса. К примеру, в Калуге губернатор пришел в
миграционный центр, где накануне грянул скандал из-за того, что
якобы там люди не знают русский язык. Но Калуга - промышленный регион,
где большое количество автомобильных заводов, на которых работали
мигранты. Кто будет выпускать машины? А шум тем временем уже поднялся.
В результате губернатор запретил мигрантам работать в такси и в
кафешках. И это ровным счетом ни на что не повлияло.
Но некоторые экономисты считают ограничение мигрантов в трудовой
деятельности мерой полезной и в чем-то даже позитивной.
"Начнем с запрета на работу мигрантов в такси и на общественном
транспорте. Все логично: чтобы избегать ДТП, по нашим дорогам надо
ездить с российскими правами и знать наши ПДД. Что касается других
сфер, тоже все понятно. Регионы дают заявки на кадры в разных областях,
формируются квоты, в результате приезжают работники в те отрасли,
которые в этом действительно нуждаются. Рынок труда должен работать
только так. И надо наконец думать о том, чтобы обеспечить занятость
своих граждан, это надо решать в первую очередь. К тому же массовое
использование дешевой рабочей силы никогда не приведет к развитию
высокотехнологичного производства. Если людей на производстве будет
меньше - больше будет высоких технологий, и промышленность будет
двигаться вперед. Что касается запрета мигрантам торговать алкоголем,
то я вижу в этом только плюс: меньше будет точек с сомнительными
напитками", - считает профессор кафедры управления персоналом
и психологии Финансового университета при правительстве РФ Александр
Сафонов.
Ну и разумеется, не стоит забывать, что преимущество при трудоустройстве
на достойную оплату должно быть прежде всего у граждан с паспортом
РФ.