Rambler's Top100

№ 669 - 670
1 - 24 января 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Высшее образование: больше, лучше или дешевле?

В чем общество видит проблемы высшего образования

Высшего образования в России слишком много?

Качество высшего образования падает?

Нужны ли работодателям кадры со средним профессиональным образованием?

Кто работает по полученной специальности - выпускник вуза или организации СПО?

Как работодатели оценивают качество базового образования работников

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Клячко Т.Л. Высшее образование: больше, лучше или дешевле? //Демоскоп Weekly. 2016. № 669-670. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0669/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Высшее образование: больше, лучше или дешевле?

Над темой номера работала

Татьяна КЛЯЧКО

Кто работает по полученной специальности - выпускник вуза или организации СПО?

Ну, и наконец, про то, кто у нас работает по полученной специальности, а кто нет. В 2013 году (более поздних данных Росстат пока не дает) работали по полученной специальности или близкой к ней 95% выпускников медицинских вузов 2010-2012 годов, 66,5% окончивших педвузы (даже в советское время было меньше), 84,5% получивших специальность «Авиационная и ракетно-космическая техника», 83,5% закончивших вуз по специальности «Информатика и вычислительная техника». В среднем по специальности работало свыше 65% выпускников высших учебных заведений. Хуже всего ситуация была у тех, кто окончил вузы по специальностям «Сфера обслуживания» (работали по специальности 50,6%) и «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» (45,6%). Может последняя цифра объясняет, почему у нас ежегодно столько лесных пожаров?

А вот среди окончивших организации среднего профессионального образования по специальности работает значительно меньшая доля выпускников: по специальностям «Сельское и рыбное хозяйство» 40,2%, «Геодезия и землеустройство» 28,2%, «Химическая и биотехнологии» - 31,8%, «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» 34,1%, в среднем по специальности работает примерно 54,6% выпускников организаций СПО (табл. 2).

Таблица 2. Связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников (окончивших учреждения профессионального образования в 2010-2012 годах) в 2013 году

Направления образования

Всего выпускников, тыс. чел.

В том числе по связи основной работы с полученной профессией

связана

не связана

Высшее профессиональное образование

Физико-математические специальности

45

68,8

31,2

Специальности естественных наук

40

59,9

40,1

Гуманитарные специальности

468

69,3

30,7

Специальности по социальным наукам

29

56,1

43,9

Образование и педагогика

414

66,5

33,5

Здравоохранение

138

95,0

5,0

Культура и искусство

60

80,9

19,1

Экономика и управление

1100

68,8

31,2

Информационная безопасность

17

84,5

15,5

Сфера обслуживания

36

50,6

49,4

Сельское и рыбное хозяйство

67

52,7

47,3

Геодезия и землеустройство

14

78,1

21,9

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

86

75,0

25,0

Металлургия, машиностроение и материалообработка

70

65,7

34,3

Авиационная и ракетно-космическая техника

26

84,4

15,6

Оружие и системы вооружения

8

73,2

26,8

Морская техника

12

78,6

21,4

Транспортные средства

75

65,3

34,7

Приборостроение и оптотехника

13

53,1

46,9

Электронная техника, радиотехника и связь

42

73,7

26,3

Автоматика и управление

14

66,7

33,3

Информатика и вычислительная техника

148

83,5

16,5

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

15

45,6

54,4

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

43

61,1

38,9

Строительство и архитектура

120

70,7

29,3

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

27

70,0

30,0

Химическая технология и биотехнология

19

66,8

33,2

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

43

77,3

22,7

Среднее профессиональное образование

Естественные науки

1

37,2

62,8

Гуманитарные науки

86

52,1

47,9

Социальные науки

4

66,5

33,5

Образование и педагогика

103

69,3

30,7

Здравоохранение

160

87,9

12,1

Культура и искусство

30

62,5

37,5

Экономика и управление

285

55,8

44,2

Сфера обслуживания

39

65,3

34,7

Сельское и рыбное хозяйство

53

40,2

59,8

Геодезия и землеустройство

9

28,2

71,8

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

25

63,5

36,5

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

63

56,1

43,9

Металлургия, машиностроение и материалообработка

54

48,2

51,8

Авиационная и ракетно-космическая техника

7

56,8

43,2

Морская техника

12

55,8

44,2

Транспортные средства

138

56,7

43,3

Приборостроение и оптотехника

4

38,0

62,0

Электронная техника, радиотехника и связь

21

60,7

39,3

Автоматика и управление

10

41,1

58,9

Информатика и вычислительная техника

64

53,5

46,5

Химическая и биотехнологии

7

31,8

68,2

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

14

34,1

65,9

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

44

49,3

50,7

Строительство и архитектура

59

50,6

49,4

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

8

62,1

37,9

Информационная безопасность

0,5

69,4

30,6

Источник: Экономическая активность населения России - 2014, табл. 2-44. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14 61/Main.htm /

Можно, конечно, предположить, что если бы выпускники вузов не занимали рабочие места специалистов среднего звена, то на них работали бы выпускники организаций СПО. Но беда в том, что работодатель предпочитает, как уже было сказано, брать первых, а не вторых, и платить им почему-то значительно больше.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.