|
Высшее
образование: больше, лучше или дешевле? |
Над темой номера работала
|
|
Татьяна КЛЯЧКО[1]
|
|
В чем общество видит проблемы высшего образования
Про проблемы высшего образования говорено переговорено.
Все знают, что и как надо с ним делать (впрочем, как и с медициной,
футболом, а также - до последнего времени - и с экономикой).
В настоящее время в общественном сознании прочно утвердились
следующие расхожие представления о ситуации в высшем образовании:
- качество высшего образование падает;
- высшее образование не отвечает потребностям рынка труда;
- выпускники вузов не работают по полученной специальности;
- студентов у нас слишком много;
- надо готовить специалистов со средним профессиональным образованием
и рабочих, которых у нас не хватает.
Этот список можно продолжить, но проблема понятна: качество
образования снижается, работодателя не удовлетворяет подготовка
молодых специалистов, их приходится доучивать, структура подготовки
кадров количественно и качественно не отвечает структуре экономики
России, рынку труда требуются выпускники со средним профессиональным
образованием.
А раз система высшего образования не выполняет возложенные
на нее функции, то ее бюджетное финансирование надо сократить. Правда,
надо заметить, что этот аргумент, прежде выдвигавшийся только Минфином
России, теперь подхвачен и некоторыми аналитиками[2].
Обычно же рассмотрение проблем высшего образования,
особенно его качества, вели к прямо противоположному выводу: бюджетное
финансирование образования необходимо повышать, как и заработную
плату профессорско-преподавательскому составу вузов, одновременно
вводя «эффективный контракт», о чем недвусмысленно говорят Стратегия
2020 и Указ Президента России от 7 мая 2012 года № 597.
Попробуем разобраться со всеми этими «мифами и легендами»
высшего образования по порядку.
[1] Клячко Татьяна
Львовна – доктор экономических наук, Директор Центра экономики непрерывного
образованиям РАНХиГС
[2] В. Иноземцев. Как улучшить
высшее образование? Тратить на него меньше денег. https://slon.ru/po
sts/55592.
|