Rambler's Top100

№ 629 - 630
9 - 22 февраля 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Китайская миграция в Казахстане

Исторические предпосылки миграции

Поступательный рост миграции из Китая

Трудовых мигрантов из Китая пока не много, но…

Китайский бизнес как двигатель миграции

Образовательная миграция - «мягкая сила» Китая?

Перспективы развития образовательной миграции

Репатриация казахов из Китая

Китайская миграция и бизнес в Казахстане: вызов или новые возможности?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Садовская Е.Ю. Китайская миграция в Казахстане //Демоскоп Weekly. 2015. № 629 - 630.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0629/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Китайская миграция в Казахстане

Над темой номера работала

Елена
САДОВСКАЯ

Репатриация казахов из Китая

Вопреки опасениям казахстанской общественности по поводу того, что китайцы «массово расселяются» и приобретают гражданство республики, некоторые виды миграции, например, переселение на постоянное место жительства в РК представлено не ханьцами, а преимущественно этническими казахами (оралманами). С 1991 года репатриация оралманов стала главным направлением государственной миграционной политики Казахстана.

В мире существует три государства, которые проводят политику этнически избирательной иммиграции (репатриации): Германия, Израиль, Казахстан. Как и Германия, Казахстан первоначально формировал свою политику репатриации как «ликвидацию исторической несправедливости», поощряя иммиграцию казахов, пострадавших от репрессий и насильственной коллективизации в 1930-1940-е годы. В последнее десятилетие характер миграционной политики в Казахстане изменился, и сегодня его миграционная политика нацелена на возвращение этнических казахов независимо от образования, квалификации, страны происхождения и т.д., главный критерий – это этничность. Это отражено и в определении оралмана, и в целях политики, сформулированных в Концепции миграционной политики Республики Казахстан.

В законе РК «О миграции населения» от 22 июля 2011 года[32] оралман определяется как этнический казах, постоянно проживавший на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, и его дети казахской национальности, родившиеся и постоянно проживавшие после приобретения суверенитета Казахстаном за его пределами, прибывшие в РК в целях постоянного проживания, получившие соответствующий статус в порядке, определяемом законом, и расселяемые в определенные правительством регионы РК. В этом плане репатриационная политика Казахстана становится больше похожа на политику государства Израиль, нежели на политику, проводимую Германией, которая сегодня сделала приоритетом своей иммиграционной политики привлечение высококвалифицированных кадров.

Репатриация оралманов призвана увеличить долю казахского населения и общую численность населения страны. Репатриация имеет развитую нормативно-правовую и институциональную базу, переселение оралманов обеспечено финансово и организационно, подкреплено льготами и компенсациями.

По данным Министерства внутренних дел, с 1995 по 2014 год (9 месяцев) из Китая в Казахстан переселилось 92,3 тысячи человек[33]. Из них, приняты в гражданство РК около 73,8 тысячи: 73797 – этнические казахи-оралманы, 80 – ханьцы. Остальные 18,5 тысячи репатриантов постоянно проживали в республике, имея вид на жительство в Казахстане и сохраняя гражданство Китая, из них около 18 тысяч – этнические казахи, 393 – ханьцы, 42 – уйгуры и еще 42 человека – представители других национальностей. Доля прибывших из КНР среди общего числа переселенцев – 11,4%[34]

В целом, за последние 20 лет произошла моноэтнизация потока иммигрантов из Китая. В 1990-е годы на постоянное жительство переезжали не только этнические казахи, но и уйгуры, китайцы, корейцы, дунгане, татары, узбеки, русские, и доля казахов среди иммигрантов из КНР составляла ежегодно в среднем 89,8%, а в 2007-2012 и вплоть до 2014 года – превышала 99% (рис. 6).

Рисунок 6. Этнический состав иммигрантов из Китая в Казахстан в 1995–2012 годах, человек

Переселенцы в основном расселились в сельской местности – 79,2%, в городской – 20,8%. Уровень образования прибывших ниже, чем у принимающего населения: лишь 12,9% имели высшее и незаконченное высшее образование, 9,3% – среднеспециальное, а основная часть имела общее, основное среднее и начальное образование (среди населения свыше 15 лет)[35]. Около 90% оралманов расселились в соседних с Китаем областях: Алматинской и Восточно-Казахстанской и в г. Алматы, некоторое число проживает в северных и центральных областях: Карагандинской, Акмолинской и в г. Астане. Преимущественное расселение в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях объясняется, прежде всего, тем, что они граничат с Синьцзяном, где компактно проживает казахская диаспора КНР.

Оралманы законодательно обеспечены многочисленными льготами и преференциями, включая бесплатные адаптационные и интеграционные услуги в центрах адаптации и интеграции оралманов; медицинскую помощь; места в школах и дошкольных организациях наравне с гражданами Казахстана; возможность получения профессионального образования в соответствии с 2%-процентной квотой правительства; социальную защиту наравне с гражданами Казахстана и т.д. Кроме того, оралманам для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются земельные участки на правах временного безвозмездного землепользования; для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства предоставляются земельные участки на правах временного землепользования[36].

Эти положения закона противоречат статье 14 Конституции РК о необходимости обеспечения равноправия каждого человека перед законом и соблюдения принципа не-дискриминации по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, социального положения и других различий, однако, многочисленные преференции для оралманов сохраняются на протяжении многих лет. Этнически избирательная иммиграция приводит к нарушению прав человека и является дискриминирующей нормой в отношении других иммигрантов и самих казахстанских граждан, включая коренных этнических казахов, которые не получают подобных преференций.

Несмотря на то, что оралманы получают гражданство в упрощенном порядке[37] и получение гражданства открывает им доступ к различным льготам, как оказалось, данные привилегии не стали стимулом для принятия гражданства переселенцами из Китая. Перепись населения Казахстана 2009 года показала, что на территории страны проживало 101640 граждан других стран и 57278 лиц без гражданства, что в сумме составляло 1% населения. Среди лиц с гражданством стран, не входящих в СНГ, абсолютно преобладал Китай, чье гражданство имели 38609 человек[38]. За прошедшие три года после переписи (2010-2012) более 20 тысяч оралманов стали гражданами Казахстана, однако более 18 тысяч этнических казахов (на 01 октября 2014 года, c учетом вновь прибывших) еще сохраняли китайское гражданство.

Оралманы используют свой китайский паспорт для беспрепятственного передвижения через границу, чтобы навещать родственников и развивать бизнес в обоих государствах. Весной 2012 года на политику репатриации был наложен временный мораторий, после того, как в декабре 2011 года произошел трудовой конфликт в г. Жанаозене на западе страны, где участвовали и оралманы из Туркменистана. В результате, число оралманов из Китая продолжает сокращаться.

Особенности адаптации оралманов из Китая. Как показало социологическое исследование, проведенное среди казахских репатриантов в 2009 году, адаптационные меры, предпринимаемые оралманами из Китая, несколько отличаются от мер, используемых переселенцами из других стран. Так, 66,6% репатриантов из Китая отметили, что для успешной адаптации они работают и получают необходимую специальность (37,5% и 29,1%, соответственно), против 41,6% в среднем по выборке, что свидетельствует о весьма активной, деятельной позиции китайских оралманов. Заводят знакомых из числа местного населения – 20,7%, хотели бы породниться с местными жителями – 16,7%, хотели бы жениться/выйти замуж за местного – 12,5%; 16,7% учат казахский язык; ничего не предпринимают лишь 12,5% респондентов[39].

Переселенцы из Китая больше других склонны опираться на свои силы и не надеяться на поддержку государства. Доля ответивших таким образом составляет среди «китайских» казахов 50%. Подобная высокая доля рассчитывающих только на собственные силы при переезде в Казахстан характерна еще лишь для одной страны – Монголии – 48,8%, у остальных она составляет от 8,4 до 29,1%, в среднем – 16,5%. В то же время 20,8% китайских оралманов рассчитывали на помощь родственников и знакомых при переезде в Казахстан[40]. Это подтверждают и слова известного казахстанского китаеведа К.Ш. Хафизовой, которая отмечает, что среди казахов из Китая, приезжающих на постоянное жительство, «…наблюдается явная тенденция к восстановлению не только родственных, но и родоплеменных связей китайских и наших <казахстанских – Е.С.> казахов»[41]. На помощь государства рассчитывали 25%, а местных властей – лишь 4,3% репатриантов из Китая.

После переезда в Казахстан оралманы из Китая селятся преимущественно в сельской местности, относительно компактно, и из-за этого они слабо интегрированы в принимающие сообщества. Существуют определенная социальная дистанция и напряженность среди населения принимающих сел по отношению к переселенцам из Китая. В местах компактного расселения оралманы ведут домашнее хозяйство – разводят скот, распахивают и засеивают бесхозные участки земли, приобретают малую сельскохозяйственную технику и транспорт, чтобы расширить посевные площади и т.д. Даже с помощью своего небольшого хозяйства, благодаря трудолюбию, они оказываются более успешными, чем казахи-переселенцы из других стран и даже местные жители[42].

Некоторые оралманы из Китая уже сейчас добились успеха в бизнесе и нанимают на работу местных казахов. Поскольку они прибывают преимущественно из приграничного Или-Казахского автономного округа Синьцзяна, то их бизнес развивается на фоне быстрорастущего внешнеторгового сотрудничества СУАР с Казахстаном, часть которого происходит за счет «народной» трансграничной торговли. Лишь некоторые оралманы зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, а торговля осуществляется в «неформальном» секторе.

В условиях дефицита квалифицированной рабочей силы в Казахстане занятость оралманов повышается: переселенцы со средним и высшим профессиональным образованием работают в качестве управленцев, преподавателей вузов и учителей школ, специалистов, рабочих. Обладатели вузовских дипломов стремятся найти работу в китайских или совместных предприятиях в Алматы, Астане или в западных областях республики, где требуется китайский язык. Новую роль на рынке труда, в бизнесе и в политике может сыграть казахская молодежь, которая сейчас обучается в Казахстане, и казахстанская молодежь, которая обучается в СУАР.

Что касается принимающего сообщества, то оралманы из Китая пока чувствуют себя довольно изолированно: 33,3% – постоянно или часто, 58,3% – время от времени (самый высокий показатель среди респондентов из других стран и на 11,5% выше среднего значения по выборке); лишь 8,4% незнакомо это чувство. 66,6% респондентов из КНР (50,6% – в среднем по выборке) отметили, что постоянно или время от времени испытывают трудности в общении с местными жителями[43]. Среди тех, кто изредка или вообще не испытывает чувства изоляции, в основном респонденты, которые обучаются в вузах, колледжах или имеют постоянную работу. Тем не менее, как выявил опрос, оралманы из Китая в большинстве своем связывают свое будущее с Казахстаном: 70,8% респондентов «не планируют возвращаться с Китай», и 66,6% – «уверены в своем благополучном будущем» в Казахстане[44].


[32] Закон РК «О миграции населения», Ист.: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31038298&sublink=80000, на 29.12.2014 (Доступ 16 января 2015)
[33] Данные учета Управления миграционной полиции МВД РК на 1 октября 2014 г. Астана, 5 ноября 2014 г.
[34] За период с 1991 по 1 января 2014 гг. в Казахстан прибыли и получили статус оралмана 255,3 тыс. семей, или 944,5 тыс. этнических казахов. Из общего числа оралманов большинство – 61,2% – прибыли из Узбекистана, 12,2% – из Монголии, 11,4% – из Китая, 7,3% – из Туркменистана, 4,0% – из России и 3,9% – из других стран. Наибольшее количество оралманов расселилось в Южно-Казахстанской – 21,2% (200171 человек), Алматинской – 16,3% (153706), Мангистауской – 12,9% (121590) и Жамбылской областях – 9,4% (89040 человек). Ист.: Миграционная ситуация в Республике Казахстан за 4месяца 2014года.http://www.e-cis.info/page.php?id=24264 (Доступ 1 декабря 2014 г.)
[35] Перепись населения Республики Казахстан 2009 года… С. 90.
[36] Закон РК «О миграции населения», ст. 23. Ист.: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31038298&sublink=80000 (Доступ 16 января 2013)
[37] Согласно изменениям в законе РК «О гражданстве» от 2002 г. (получение гражданства Республики Казахстан в упрощенном (регистрационном) порядке, в соответствии со ст. 26, этнические казахи и члены их семей при въезде на территорию РК, в отличие от иностранных граждан, представителей других этнических групп, освобождаются от необходимости подтверждать свою платежеспособность, не требуется предварительного выхода из гражданства страны исхода, для них нет срока натурализации продолжительностью в пять лет, государство помогает вернувшимся по квоте этническим казахам в обеспечении жильем.
[38] Перепись населения Республики Казахстан 2009 года… С. 90.
[39] Социологическое исследование методом интервьюирования. Выборка – 1200 человек – этнические казахи-оралманы из Китая, Кыргызстана, России, Узбекистана, Афганистана, Ирана, Монголии, Турции и др. Опрос проведен в 2009 г. в восьми регионах наибольшей концентрации оралманов (Акмолинской, Алматинской, Атырауской, ВКО, Жамбылской, Кызылординской областях и ЮКО) и г. Алматы. Ист.: Проблема социокультурной и психологической адаптации оралманов и их вхождение в казахстанское общество./ Дом дружбы – центр по исследованию проблем межэтнических отношений. Министерство культуры Республики Казахстан. Алматы, 2009. С. 212-214.
[40] Там же. С. 205-206.
[41] Хафизова К. Трансграничные отношения Синьцзян – Казахстан / Центральная Азии и Кавказ, 2000. № 9. http://www.ca-c.org/journal/cac-09-2000/12.Khafizov.shtml
[42] Непосредственное наблюдение и экспертные интервью автора с оралманами, директорами и зам. директоров школ в поселках Восточно-Казахстанской области, октябрь 2010; май 2011.
[43] Проблема социокультурной и психологической адаптации оралманов и их вхождение в казахстанское общество./ Дом дружбы – центр по исследованию проблем межэтнических отношений. Министерство культуры Республики Казахстан. Алматы, 2009. С. 222-224
[44] Там же. С. 207, 239.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.