Rambler's Top100

№ 629 - 630
9 - 22 февраля 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Китайская миграция в Казахстане

Исторические предпосылки миграции

Поступательный рост миграции из Китая

Трудовых мигрантов из Китая пока не много, но…

Китайский бизнес как двигатель миграции

Образовательная миграция - «мягкая сила» Китая?

Перспективы развития образовательной миграции

Репатриация казахов из Китая

Китайская миграция и бизнес в Казахстане: вызов или новые возможности?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Садовская Е.Ю. Китайская миграция в Казахстане //Демоскоп Weekly. 2015. № 629 - 630.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0629/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Китайская миграция в Казахстане

Над темой номера работала

Елена
САДОВСКАЯ

Трудовых мигрантов из Китая пока не много, но…

Привлечение китайских работников осуществляется в рамках государственной политики Казахстана по привлечению иностранной рабочей силы (ИРС). Оно началось в 1990-е годы, когда в переходный период к рыночной экономике стране требовались высококвалифицированные специалисты и менеджеры для работы в новых сферах экономики и управления. Привлечение ИРС возросло в период экономического оживления 2000-х годов, когда, вследствие «утечки мозгов» в 1990-е, сформировался дефицит квалифицированных кадров в промышленности, сфере науки, образования, здравоохранения и др.

Другая острая проблема рынка труда Казахстана – снижение качества высшего технического профессионального образования и развал системы среднего профессионально-технического обучения, что приводит к острой нехватке инженерных кадров и квалифицированных рабочих. Поэтому дефицит кадров и недостаточный уровень подготовки выпускников вузов и профтехучилищ приводит к необходимости привлекать иностранных, в частности, китайских, специалистов и рабочих для реализации совместных казахстанско-китайских проектов. В силу объективных причин эта практика набора работников из Китая и других стран будет продолжаться.

В целях защиты внутреннего рынка труда в республике разработан механизм ежегодных квот для иностранных работников. В 1990-е и в начале нулевых квота составляла 0,15% от экономически активного населения страны, т.е. около 10-11 тыс. человек. С 2004 по 2008 год эта квота ежегодно увеличивалась, достигнув максимума в 1,6% от экономически активного населения в 2008 году, однако после кризиса 2008-2009 годов Правительство приняло решение об уменьшении квоты. В последующие годы реальное число привлекаемых работников постоянно сокращалось, увеличившись лишь в 2014 году.

Хотя доля официально привлекаемых иностранных (включая китайских) работников по квоте постоянно сокращалось в годы кризиса, общее их число вряд ли уменьшилось, потому что в течение 10 лет расширялся список востребованных специалистов и других категорий граждан, например, оралманов, которые имеют право въехать в Казахстан и работать вне квоты.

Трудовая миграция из Китая нарастала по мере развития казахстанско-китайского торгового и экономического сотрудничества двух стран. Можно выделить несколько этапов, связав их с отраслями экономики, в которые приходили китайские мигранты:

  • торговля (с конца 1980-х, на протяжении 1990-х годов и по настоящее время);
  • малый бизнес (китайский и совместный казахстанско-китайский), в т.ч. в производственной сфере;
  • энергетика (с конца 1990-х - начала 2000-х годов);
  • строительство (с 2004-2005 годов);
  • транспорт (с середины нулевых и имеет все перспективы к дальнейшему развитию);
  • ресторанный, медицинский, туристический и другие виды бизнеса (с середины нулевых);
  • коммуникационный и банковский сектор – два последних направления стартовали в различный период, но активизировались в последние годы);
  • сельскохозяйственный сектор (с 2014 года).

В 2000-е годы начался новый этап официального привлечения рабочей силы из Китая: менеджеров в руководстве китайских компаний и совместных предприятий (СП); специалистов-инженеров и рабочих для сооружения или эксплуатации производственных объектов. Сегодня в Казахстане работают и высококвалифицированные специалисты из Китая: менеджеры, инженеры, экономисты, врачи, переводчики, и рабочие различных специализаций и квалификаций. Рабочая сила на китайских и совместных предприятиях представлена преимущественно ханьцами.

В 1993 году, когда началось привлечение иностранной рабочей силы, в Казахстан прибыло около 2,1 тысячи работников, из них 559 человек – из Китая. В 1990-е годы численность привлекаемой ИРС была умеренной, большую ее часть представляли граждане стран, не входивших в СНГ, но доля китайской рабочей силы была среди них незначительной. С 2004-2005 годов численность привлекаемой ИРС начала быстро увеличиваться, равно как и доля китайских работников (рис. 4). По официальным данным, в 2007 году численность ИРС составила 58810 человек, из которой из Китая – 8095 человек, или 13%.

Рисунок 4. Привлечение китайской рабочей силы в Казахстан в 1999–2014 годах* (человек)

Источник: Сведения по ввозу иностранной рабочей силы в Республику Казахстан за 1999-2012 гг. По данным Министерства труда и социальной защиты РК, архивные данные и текущая статистика, 2013; Рассчитано на основе: Информация о привлеченной иностранной рабочей силе, за 2013-2014 гг. Министерства здравоохранения и труда и социального развития РК. Ист.: http://www.mzsr.gov.kz (Доступ 30 января 2015).

* На 1 сентября 2014 г.

В 2008 году, несмотря на мировой экономический кризис и общее сокращение ИРС, число квотированных специалистов и рабочих из Китая возросло на 20% и составило 10104 человека, или 22% от всей ИРС, и это было максимальное число ежегодно привлекаемых китайских работников.

В течение 16 лет большинство привлеченных работников было из Турции, их доля составляла от трети до половины. В 2010 году, несмотря на общее сокращение, на первое место вышел Китай (23,6%, или 6877 человек), что связано со строительством производственных объектов в областях. С тех пор в течение пяти лет доля работников из Китая ежегодно составляла около четверти от всей привлеченной ИРС, за исключением 2012 года (19,5%). Указанная статистика не включает тех, кто имеет право въехать и работать вне квоты по наиболее востребованным специальностям или по приоритетным проектам.

Несмотря на то, что доля китайских работников в ИРС в последние годы повысилась, она составляет сотые доли процентов к общему числу занятых в республике и не оказывает серьезного влияния на состояние рынка труда ни в отраслевом, ни в региональном разрезе. В большинстве областей ИРС составляет десятые или даже сотые доли от местного занятого населения. Иностранные работники заполняют те ниши на рынке труда, где на областном или отраслевом уровне существует дефицит работников.

Основные отрасли, в которых заняты китайские специалисты и рабочие, это горнодобывающая (нефтегазовый сектор), строительство, коммуникации, медицинское обслуживание, туризм, банковский сектор и потенциально – сельское хозяйство. Все популярнее становятся китайская народная медицина: растет число медицинских и оздоровительных центров, практикующих древнекитайские и древнетибетские методы лечения.

Региональная структура занятости китайских работников диверсифицируется. Если в 1990-е годы они были заняты преимущественно в г. Алматы, Алматинской и Актюбинской областях, то в 2000-е годы это включило север и запад страны: Актюбинскую, Атыраускую, Мангыстаускую области и, конечно же, г. Астану.

Бывшая столица Казахстана Алматы (наряду с нынешней столицей Астаной) остается одним из наиболее привлекательных городов для китайских предпринимателей и наемных работников, благодаря более высокой оплате труда и высокому уровню жизни, развитой транспортной, социальной, рекреационной инфраструктуре, коммуникационным возможностям, уровню сервиса. Несмотря на социальные контрасты города, значительная прослойка среднего класса сохраняет высокий спрос на товары и услуги, что открывает возможности для развития китайского бизнеса. Город наиболее разнообразен с точки зрения секторов занятости граждан Китая, как этнических китайцев, так и этнических казахов, сохранивших гражданство КНР.

Сегодня китайские специалисты и рабочие заняты почти во всех регионах Казахстана. Они возводят (или реконструируют) промышленные объекты: нефте- и газопроводы и сопутствующую инфраструктуру, заводы и электростанции, например, второй участок газопровода Бейнеу–Бозой–Шымкент; Атырауский и Шымкентский нефтеперерабатывающие и Жанажольский газоперерабатывающий заводы, Павлодарский электролизный завод, Актауский завод пластических масс, Мойнакскую гидроэлектростанцию и другие объекты.

Проблемы трудовой миграции из Китая и их регулирование. Как показывает практика привлечения в Казахстан иностранной рабочей силы, наряду с официально привлекаемой (квотированной) рабочей силой, как правило, параллельно существует «неофициальная» (нерегулируемая) иммиграция. Миграция из Китая здесь – не исключение. Модель развития «неофициального» трудоустройства следующая. Отдельные фирмы в Казахстане приглашают китайских специалистов с деловыми целями (участие в переговорах, проверка условий безопасности труда, монтаж оборудования, проведение консультаций и т.д.). По прибытии в Казахстан граждане Китая регистрируются в миграционной полиции МВД РК и после этого имеют право на пребывание в республике в течение 30 суток с возможностью продления до 60 дней в течение 180 суток[7]. В это время они работают в китайских и совместных нефтяных, строительных и других компаниях.

Чтобы в дальнейшем возобновить визу, китайские работники, как правило, не возвращаются на родину, а выезжают в г. Бишкек, столицу соседнего Кыргызстана, который многие годы имел безвизовый режим с Китаем. Бишкек находится всего в 3-4 часах езды от Алматы, китайские и другие иностранные граждане получают новую визу в казахстанском посольстве и возвращаются в Казахстан. В других случаях китайские работники выезжают из Казахстана, их сменяет следующая группа, и так происходит в течение года на постоянной «ротационной» основе. Многие работают не по той специальности, по которой оформлено приглашение.

В 2011 и 2012 годах число официально привлекаемых специалистов и рабочих из Китая по квоте составило, соответственно, 6379 и 4290 человек. В то же время, по данным Погранслужбы КНБ РК, из Китая в Казахстан прибыли, соответственно, 161,1 тысячи и 190,6 тысячи человек. Помимо других категорий граждан Китая, законно прибывших в Казахстан с частными, служебными, туристическими и другими целями, определенную долю составляют трудовые мигранты, нарушающие трудовое и миграционное законодательство РК.

Кроме того, начиная с 2000 года, когда увеличилось привлечение иностранной рабочей силы в Казахстан, в стране произошло несколько трудовых конфликтов этнического характера (в основном на турецких предприятиях), некоторые из них – открытые и насильственные[8]. Конфликты имели локальный характер и пока коснулись только иностранных работников из стран, не входящих в СНГ. Первый открытый и, к счастью, ненасильственный конфликт с китайскими рабочими был отмечен в 2006 году. Трудовой конфликт произошел между казахстанскими рабочими и китайскими работодателями из Китайской нефтяной инженерно-строительной группы (КНИСГ) по поводу условий и оплаты труда на строительстве Жанажольского газоперерабатывающего завода в Актюбинской области[9]. В данном случае все закончилось разбирательством дела между профсоюзом рабочих и администрацией КНИСГ в городском суде г. Актобе (Актюбинске).

Не все конфликты между иностранными работодателями и казахстанскими работниками заканчивались судебным решением. Так, в сентябре 2010 года в Байганинском районе Актюбинской области на нефтегазовом месторождении Северная Трува, которое разрабатывает казахстанско-китайское совместное предприятие «CNPC-Актобемунайгаз», произошли локальные столкновения между казахстанскими и китайскими рабочими. Охранники предприятия применили оружие, чтобы прекратить конфликт. По сообщению СМИ, Байганинский РОВД возбудил уголовное дело по статье «Хулиганство» и начал расследование конфликта[10]. Еще одна драка между казахстанскими и китайскими рабочими произошла в ноябре 2013 года в Атырау[11].

Среди других нарушений трудового и миграционного законодательства со стороны китайских граждан: превышение срока пребывания сверх указанного в визах, несоответствие целей прибытия и реальной занятости, нарушение правил пребывания, работа не в том регионе и не на том предприятии, куда дано разрешение и другие. Имеются случаи использования поддельных дипломов. Как сообщили представители областной прокуратуры Атырауской области, в марте 2013 года было выявлено 10 высокооплачиваемых специалистов из Китая с поддельными дипломами. Все они были сотрудниками двух крупных компаний и занимались сооружением комплексов по глубокой переработке нефти и производству ароматических углеводородов на Атырауском заводе[12]. Генеральная прокуратура, КНБ РК совместно с другими государственными органами регулярно проводят мониторинг выполнения законодательства по привлечению иностранных работников.

Что касается перспектив трудовой иммиграции из КНР, то здесь прослеживаются разноречивые тенденции. С одной стороны, увеличению китайской иммиграции могут способствовать современные мегапроекты, например, строительство транзитной железной дороги через Казахстан в Европу. Создание свободных экономических зон, в частности в районе Международного торгового центра в приграничном Хоргосе, создание приграничных городов и других объектов на территории КНР, введение безвизового режима и тому подобное может стимулировать в ближайшие годы возрастающий поток трудовых (и не только) мигрантов из Китая.

Роль экономического фактора в развитии миграций будет возрастать, так как все три направления, по которым сегодня налажено сотрудничество между Казахстаном и СУАР/КНР, имеют приоритетное значение и в перспективе: поставка энергоресурсов (прокладка нефте- и газопровода и строительство инфраструктуры), транспорт и коммуникации, внешняя торговля. Синьцзян, его административный центр Урумчи (и потенциально – МЦПС «Хоргос») уже превратились в торгово-логистический центр региона; транспортная инфраструктура и коммуникации будут способствовать усилению взаимодействия СУАР с Казахстаном и другими странами Евразии.

С другой стороны, преобладающий демографический и трудовой потенциал Китая нельзя прямолинейно рассматривать как неизбежную угрозу массового «выдавливания» избыточной рабочей силы из страны. В настоящее время давление на рынке труда КНР действительно стимулирует эмиграцию, но это – в кратко- и среднесрочной перспективе. Что касается долгосрочного прогноза, то демографические тенденции могут измениться. Как известно, из-за ограничений в политике рождаемости на протяжении последних десятилетий и благодаря повышению уровня жизни, в структуре населения Китая сложился значительный демографический дисбаланс (немногочисленные возрастные когорты молодых людей, преобладание мужчин, растущая возрастная когорта лиц старше 65 лет), который также будет влиять на рынок труда. Быстрый процесс старения населения влияет на национальный рынок труда и в недалеком будущем грозит нехваткой рабочей силы в самом Китае. Это, скорее, будет стимулировать трудовую иммиграцию в Китай, нежели эмиграцию из нее, и, кстати, данный иммиграционный тренд сегодня уже обозначился в Поднебесной.

Еще один важный аспект заключается в том, что миграционные движения особенно интенсивны в приграничном Синьцзяне. Китайские эксперты еще в 1990-e годы видели возможность решения проблемы трудоизбыточности в СУАР в «замещении выбывающих из региона <Центральной Азии – Е.С.> русскоязычных трудовых ресурсов трудовыми ресурсами из Синьцзяна»[13]. Казахстанские китаеведы не исключают, что трудовая иммиграция в Казахстан будет продолжаться как следствие избыточности и недостаточной квалификации трудовых ресурсов в СУАР. Этот вопрос требует более тщательного изучения для того, чтобы предвидеть, какие последствия это может иметь для Казахстана.

Для оптимального регулирования трудовой миграции между Казахстаном и Китаем, министерство труда Казахстана в сентябре 2013 года подписало межправительственное соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о временной трудовой деятельности граждан Казахстана в Китае и граждан Китая в Казахстане.


[7] Правила выдачи виз, продления и сокращения сроков их действия в Казахстане нередко меняются. Последние были введены в мае 2013 г. совместным приказом министра МВД и МИДа Республики Казахстан. Установлены различные режимы пребывания граждан в зависимости от типа визы: дипломатической, служебной, деловой, туристской, частной, для трудовой деятельности и т.д. Например, в Правилах предусматривается выдача деловых виз для командировки с целью монтажа, ремонта и технического обслуживания оборудования с правом пребывания не более 60 суток в течение 180 суток, туристских виз с максимальным сроком действия до 90 дней и правом пребывания на территории РК до 30 суток при каждом заезде и т.д.
[8] См. подробнее: Садовская Е.Ю. Международная трудовая миграция в Центральной Азии в начале XXI века (на примере Республики Казахстан). М.: Восточная книга, 2013, С. 412-432.
[9] Бюллетень «Мониторинг Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности» в Актюбинской области, 2006. 13 октября.
[10] Групповая драка между рабочими на месторождении Северная Трува получила, наконец, своё объяснение. http://www.old.rikatv.kz/modules.php?name=News&file=article&sid=6061 22.09.2010.
[11] В Атырау подрались рабочие из РК и Китая // ИА «BNews.kz». 29.11.2013. http://kapital.kz/gosudarstvo/24024/v-atyrau-podralis-rabochie-iz-rk-i-kitaya.html 29.11.2013. (Доступ 1 января 2014).
[12] В Казахстане выявили китайских специалистов с поддельными дипломами. Все они были высокооплачиваемыми сотрудниками двух крупных компаний. Ист.: http://news.mail.ru/inworld/kazakhstan/society/12197185/?frommail=1 (Доступ 3 марта 2013)
[13] Цит. по: Сыроежкин К.Л. Мифы и реальность этнического сепаратизма в Китае и безопасность Центральной Азии. Алматы: Дайк-Пресс, 2003, С. 247.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.