Rambler's Top100

№ 629 - 630
9 - 22 февраля 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Китайская миграция в Казахстане

Исторические предпосылки миграции

Поступательный рост миграции из Китая

Трудовых мигрантов из Китая пока не много, но…

Китайский бизнес как двигатель миграции

Образовательная миграция - «мягкая сила» Китая?

Перспективы развития образовательной миграции

Репатриация казахов из Китая

Китайская миграция и бизнес в Казахстане: вызов или новые возможности?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Садовская Е.Ю. Китайская миграция в Казахстане //Демоскоп Weekly. 2015. № 629 - 630.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0629/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Китайская миграция в Казахстане

Над темой номера работала

Елена
САДОВСКАЯ

Поступательный рост миграции из Китая

В настоящее время между Китаем и Казахстаном, другими республиками Центральной Азии наблюдаются все основные типы миграционных перемещений: постоянные и временные, законные и незаконные, добровольные и вынужденные, экономическая и социально-культурная миграция (в частности, образовательная) и другие. Наиболее распространена экономически мотивированная миграция: трудовая, торговая и бизнес-миграция.

Не все виды миграции распространены одинаково, они имеют разную историю и динамику. За последние 10-15 лет сформировались и некоторые общие характеристики миграции: относительно быстрый рост объемов миграции; диверсификация видов; полиэтнический состав потоков, увеличение роли диаспор и мигрантских сетей в развитии миграции и бизнеса; увеличение трудовой и бизнес-миграции в Китай и др.

Динамика и общие характеристики трудовой миграции из Китая, соотносятся с этапами развития казахстанско-китайского торгового и экономического сотрудничества. С конца 1980-х это была преимущественно торговая миграция, а с конца 1990-х, и особенно с 2004 года, по мере укрепления сотрудничества, китайская иммиграция в республику стала быстро увеличиваться, распространился китайский бизнес. Увеличение миграции сопровождало растущее присутствие КНР в таких секторах экономики как энергетика, транспорт, банковский и другие сферы услуг, а ныне – сельское хозяйство и туризм.

Особенностью двусторонних миграций являлась большая доля мелких торговых мигрантов, челночников и индивидуальных предпринимателей. Этот феномен характерен для постсоветских стран, некоторых стран Восточной Европы, Турции и Китая, и возник как форма самодеятельности населения в ответ на экономический кризис 1990-х годов, когда в условиях массовой безработицы население стало зарабатывать средства к существованию за счет покупки за рубежом и перепродажи на родине товаров повседневного спроса.

Важной характеристикой трансграничных пересечений (как и в целом китайско-казахстанских торговых и экономических отношений) является то, что они происходят не между Казахстаном и Китаем в целом, а преимущественно между Казахстаном и приграничным Синьцзян-Уйгурским автономным районом, что способствует регионализации торгово-экономических отношений и миграционного обмена между ними.

Одним из наиболее чувствительных вопросов публичного дискурса в отношении китайской миграции является число мигрантов из КНР и опасения по поводу «нашествия китайцев» и «китаизации Казахстана». В Казахстане пока нет точного и сопоставимого статистического учета всех категорий китайских граждан, прибывающих и находящихся в стране, а данные различных ведомств порой имеют значительные расхождения. Согласно статистике Пограничной службы Казахстана, число пересечений казахстанско-китайской границы за последние 10 лет увеличилось в десятки раз. Иную оценку дает статистика Министерства внутренних дел на основе данных о регистрации мигрантов. Регистрация в органах МДВ обязательна для всех иностранцев в течение пяти дней (исключение – граждане стран ЕАЭС), что позволяют определить и количественные рамки пребывания граждан КНР в Казахстане. И те, и другие оценки свидетельствуют о росте китайской миграции в Казахстан, но количественно они очень разнятся (рис. 1).

Рисунок 1. Число иностранных граждан, въехавших в Казахстан из Китая через пункты пропуска Пограничной службы Казахстана, и число зарегистрированных в органах МВД

Разную, хотя, в основном, взаимно не противоречащую информацию дают два указанных источника и о целях миграции (табл. 1 и 2, рис. 2 и 3)

Таблица 1. Число иностранных граждан, въехавших в Казахстан из Китая через пункты пропуска Пограничной службы Казахстана в 2000–2012 годах, по целям прибытия, человек

Год

Всего

в том числе по целям поездок

Служебная

Туризм

Частная

ПМЖ

Персонал транспортных средств

Транзит

2000

46006

14834

229

9087

586

12096

9174

2001

41368

11289

1143

15930

252

12331

523

2002

49480

27668

2349

8407

1174

9226

656

2003

51582

21052

1681

18130

1633

8861

225

2004

79594

42057

2922

19759

2788

11013

1055

2005

91494

37707

2923

29567

5798

15166

333

2006

126832

36305

2903

54661

9553

23107

303

2007

175926

38351

2826

95528

4173

34807

241

2008

191223

39627

1368

113059

978

36025

166

2009

169980

32608

1174

100329

114

35615

140

2010

134923

28939

4203

75371

1062

25231

117

2011

161132

33786

3271

90037

3229

29591

1218

2012

190633

34181

2806

117171

1871

34536

68

Рисунок 2. Распределение иностранных граждан, въехавших в Казахстан из Китая через пункты пропуска Пограничной службы Казахстана в 2000–2012 годах, по целям прибытия

Таблица 2. Число граждан Китая, зарегистрированных в органах МВД Республики Казахстан в 2000–2012 годах, по целям прибытия, человек

Год

Зарегист-
рировано

Из них:

Администра-
тивные
нарушения

Выдворено

В служебных целях

В целях работы

В частных целях

Туризм

2000

13328

11233

131

1305

659

5221

430

2001

13415

9064

1224

2476

651

1198

203

2002

20243

13945

984

4344

970

661

159

2003

16974

9772

916

6016

270

363

151

2004

28558

16179

890

10860

629

1429

191

2005

34108

12755

2604

17108

1641

3881

531

2006

29183

7056

2513

19168

446

3587

866

2007

45570

11249

4720

29246

355

4715

553

2008

46307

14005

5593

26235

474

5998

666

2009

48285

12444

5027

30226

588

3836*

151*

2010

41092

14036

6408

18666

1982

8905

578

2011

48306

16935

6934

22524

1913

5485

258

2012

65284

16733

5841

41111

1599

3097

49

* За январь-июнь 2009 года

Рисунок 3. Распределение граждан Китая, зарегистрированных в органах МВД Республики Казахстан в 2000–2012 годах, по целям прибытия

Важно отметить, что данные Пограничной службы о пересечении границ и данные МВД о регистрации граждан не являются собственно статистикой о мигрантах, потому что некоторые категории граждан (дипломатический и консульский персонал; артисты, журналисты и др. вообще не относятся к категории иммигрантов). Обслуживающий персонал транспортных средств (железнодорожного, авиа и т.д.) не относится к мигрантам, хотя фиксируется в статистике пересечений государственной границы; прибывшие с частной или служебной целью могут ограничиться кратким визитом и не тоже должны относиться к мигрантам.

Тем не менее использование официальной статистики чрезвычайно важно, чтобы на ее основе делать структурированный анализ и оценку потоков, в частности, законной и нерегулируемой трудовой, а также торговой миграции. Как известно, многие торговые и трудовые мигранты при пересечении границы указывают, что прибыли с «частным» визитом или «с целью туризма».

Так, в 2007-2012 годах в Казахстан, в среднем, ежегодно пребывало около 50 тысяч граждан КНР, большинство из них временно. По данным МВД, в 2013 году в стране пребывало 70,5 тысячи граждан Китая, а за 9 месяцев 2014 года – 73,8 тысячи человек, большинство – с «частными целями». Если учитывать основные характеристики миграции из Китая – ее численность, полиэтнический состав, этническую дифференциацию каждого вида миграции, преобладание этнических казахов среди пересекающих границы в обоих направлениях, краткосрочность торговых «визитов» – то китайская миграция перестает быть объектом беспочвенных страхов или целенаправленных спекуляций. Она предстает как довольно традиционный миграционный поток, приносящий с собой определенные проблемы, которые требуют своего регулирования.

До 2004 года в Казахстан прибывало больше граждан КНР, чем в обратном направлении. В 2004 году количество выезжающих из Казахстана в Китай впервые превысило аналогичный показатель для Китая и в последующие годы в два-три раза превосходило его. Например, в 2010 и 2011 годы из Китая в Казахстан прибыло, соответственно, 134,9 тыс. и 161,1 тыс. человек (табл. 1), при этом выезд из Казахстана в КНР, который в 2000 году составлял 43,8 тыс., в 2001 году – 15,8 тыс. человек, в 2010 и 2011 годах вырос, соответственно, до 366 тыс. и 503,7 тыс., превышение выезда над въездом в 2010 году составило 2,7 раза, а в 2011 году – 3,1 раза[5].

Значительное превышение выезда над въездом вызвано двумя основными причинами. Первая – большое число этнических казахов (оралманов) из Китая, прибывших в рамках государственной политики репатриации: по данным МВД РК, на 1 октября 2014 года из КНР прибыло около 92,3 тыс. казахских репатриантов[6]. Казахские репатрианты поддерживают активные контакты с родственниками в Синьцзяне на западе Китая и составляют наибольшую долю граждан, которая пересекает границы РК в обоих направлениях. Именно с этой категорией граждан связано основное отличие китайско-казахстанской миграции: в составе мигрантов из КНР в другие страны преобладают этнические китайцы (ханьцы), а в Китай – граждане посылающих государств.

Второй причиной превышения общего числа выезжающих в Китай является политика открытости КНР, которая поощряет создание на контрольно-пропускных пунктах (КПП) китайско-казахстанской границы специально организованных торговых зон с однодневным безвизовым режимом. На этих КПП казахстанские граждане имеют право пересечь границу Китая без визы и в течение дня (или нескольких часов) закупить товары. Эти краткосрочные торговые «рейды» также фиксируются пограничной статистикой и повышают общее число пересечений.


[5] Подсчитано на основе данных Пограничной службы КНБ РК. Астана, март 2013.
[6] По данным Управления миграционной полиции МВД РК, на 1 октября 2014. Астана, 5 ноября 2014 г.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.