Rambler's Top100

№ 611 - 612
22 сентября - 5 октября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Москва и москвичи

У всех категорий опрошенных преобладает хорошее настроение

Социальный статус, доходы и имущество

Жители и гости района

Много ли старожилов и кто живет по соседству

Потребление материальных и духовных благ

Район глазами жителей и гостей

Далеко ли до центра?

Выводы

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Москва и москвичи

Над темой номера работал

Алексей
ЛЕВИНСОН

Далеко ли до центра?

Мы видели (рис. 14), что на первом месте и для гостей-москвичей и для приехавших стоит удаленность района от центра. Удаленность, воспринимаемая символически как «удаленность от центра» или физически как плохая транспортная обеспеченность, является главной претензией гостей к району, хотя она важна и для его жителей.

Тем не менее, отнюдь не все жители той части Москвы, которую жители центра назовут «окраиной», принимают такое название для своего района. 37% среди «коренных» москвичей полагают свой район если не собственно центром, то районом «вблизи центра (рис. 17). Такая формулировка вообще оказывается наиболее импонирующей всем группам населения. На определение своего района как «периферии» чаще всего (30%) соглашаются молодые женщины. Мужчины моложе 40 лет принимают с одинаковой частотой определения «периферия», «окраина» и «вблизи окраин» (21%-22%).

Рисунок 17. Какое из следующих определений, на Ваш взгляд, более всего подходит вашему району?

Близость к центру или отдаленность от него особенно важны с точки зрения проведения досуга. Досуговое потребление центра города особенно характерно для старших мужчин, они выбираются в центр чаще всех (27%). С такой же примерно частотой они отправляются в соседние районы. (Из ответов на фокус-группах можно понять, что это, по преимуществу, поездки к родственникам). Отдых, в том числе в форме шоппинга в моллах сразу за МКАД, выбирают чаще те, кто живут в поясе «периферии», примыкающем к МКАД как старой границе Москвы.

Однако все эти формы досугового времяпрепровождения имеют куда меньшее распространение, чем досуг дома или в своем районе (рис. 18). Женщины проводят свободные часы, скорее, дома, мужчины – скорее, в своем районе. Оседлость обеих гендерных частей московского социума несомненна. Они не хотели бы по преимуществу отсюда никуда уезжать.

Рисунок 18. Если у Вас появляется три или более часов свободного времени, где Вы обычно его проводите?

О том, что вовсе не бывают в центре Москвы, сообщают почти 30% женщин после 40 лет (те, кто больше всего смотрит телевизор) и 22% женщин моложе 40. О поездках с деловыми (работа, учеба) целями в центр сообщают 50% молодых мужчин. Мужчины же чаще женщин ездят в центр для встреч со знакомыми (37%). О поездках с благородными целями - сходить в музей, театр… мужчины также рапортуют существенно чаще женщин (37% против 27%), о походах в кино – в два раза чаще (22% и 31% против 9%). Между тем, из других исследований известно, что аудитория подобных учреждений культуры по преимуществу женская. Возможно, в ответах мужчин больше проявились намерения, чем реальная практика. Мужчины же в 2-3 раза чаще женщин посещают центр Москвы ради того, чтобы посидеть в ресторане или кафе. Прогуляться по улицам центра Москвы особенно нравится мужчинам старше 40 лет (29%).

Примечательно, что центр как средоточие административных учреждений нужен более всего сам себе (или остальной стране), а не остальной Москве. Ради посещения органов власти, административных учреждений в центр столицы ездит 13% (рис. 19). По частоте упоминания это восьмая из десяти причина поехать в центр, девятая – посетить общественное мероприятие. За покупками повседневного характера в центр ездить не принято. Уж если идти за покупками, то в крупный торгово-развлекательный комплекс. Примечательно, что в такие комплексы больше всех любят ездить не молоденькие девушки, а мужчины старше 40 (31%, тогда как молодые женщины – 10%).

Рисунок 19. С какими целями Вы ездите в центр города?

Как видим (рис. 20), в противоположную сторону от центра – вовне старой границы города - ездят реже. Среди немолодых женщин там не бывает 39%, но если ездят, то активнее всех – на дачу 42%. За покупками туда отправляются мужчины (28%-29%).

Рисунок 20. С какими целями Вы обычно ездите в районы, прилегающие к МКАД с внешней стороны, и ближний пригород?

Времени за внешним кольцом в будни проводят немного. 54% жителей районов в будни за МКАД не ездят. Среди «гостей» ежедневно там бывают менее 5%.

Опрос показал, что основные поездки в будни москвичи совершают внутри пояса между МКАД и ТТК (табл. 2). Среди молодых мужчин поездки 3 раза в неделю и чаще приходится совершать 63%. Для сравнения: в центр за это же время из них ездят менее 32%, а за МКАД – 9%.

Рисунок 21. Куда выезжают москвичи в будние дни

Таблица 2. Сколько времени в обычные будние дни Вы проводите,
в среднем за день:

 

В пределах своего района

В пределах Бульварного кольца

В пределах Садового кольца

В пределах ТТК

За МКАД

Не бываю

1

42

39

31

54

Менее 1 часа

2

14

13

9

6

1-3 часа

8

10

12

10

8

3-5 часов

12

5

5

5

4

5-8 часов

12

3

5

10

2

8-10 часов

13

2

4

9

2

10-12 часов

13

Менее 1

1

2

1

Более 12 часов

36

Менее 1

Менее 1

2

1

Затрудняюсь ответить

3

23

21

22

23


100

100

100

100

100

Частое посещение центра Москвы в будние дни совсем не характерно для пожилых женщин (8%), вдвое чаще там бывают женщины моложе 40 лет (18%), еще чаще мужчины после 40 (21%) и чаще всех, как говорилось, молодые мужчины – самая мобильная часть населения. Но и в их среде в центр часто выезжают 32%, а в другие районы – вдвое больше (63%). Из высокой частоты этих поездок можно с уверенностью заключить, что по своему характеру это деловые поездки.

Из приведенных данных можно заключить, что чем ближе к Кремлю как «центру центра», тем меньше москвичей туда добираются в будни. Эти данные подтверждают сделанный ранее вывод о том, что для большинства москвичей центр города нужен как символический, а не деловой. Кроме того подтверждается и тезис о том, что радиально-кольцевая структура Москвы есть не только структура путей сообщения. Она сохраняет свое значение регулятора отношений с «периферией», отгораживая центр от наплыва с периферии. Сейчас эту функцию последовательных преград исполняют не городские стены и не проложенные на их месте магистрали, а сохранившаяся с тех времен функциональная специализация поясов Москвы, а также сохраняющаяся в служебном дискурсе московских правоохранителей иерархия статусов этих поясов, а соответственно и требований к поддержанию порядка, как они его понимают. На фокус-группах прямо говорилось, что в центре хорошо, туда черных почти не пускают.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.