Rambler's Top100

№ 597 - 598
5 - 18 мая 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Мигранты из Средней Азии в Москве

Как изучать мигрантов в Москве

Какие мигранты?

Расселение мигрантов в Москве

Москва «мигрантская»

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru

Мигранты из Средней Азии в Москве

Над темой номера работали

Екатерина ДЕМИНЦЕВА

Вера ПЕШКОВА

Москва "мигрантская"

Как и другие горожане, многие мигранты делят свою жизнь на «будни» и «выходные»/«праздники». Принято считать, что жизнь трудового мигранта в Москве выстраивается по схеме «дом-работа», однако проведенное нами исследование показало, что у многих из них есть время и для досуга. Лишь каждый пятый из опрошенных заверил нас, что работает без выходных. Остальные располагают одним или двумя выходными в неделю, которые, однако, не всегда совпадают с воскресными днями, так как многие работают по установленному работодателем графику. Сами мигранты определяют для себя «выходным» тот день, когда они свободны от основной работы. Однако если у них появляется возможность подработать в свободный от основной работы день, они её используют (рис. 13).

Рисунок 13. Режим работы опрошенных (N=397)

Также как и у других городских жителей, повседневность и досуг горожан-мигрантов[12] зависит от многих факторов: наличия свободного времени и финансов, социальных связей, возраста, пола и, собственно, желания человека вести тот или иной образ жизни. При этом необходимо учитывать, что со временем образ жизни мигранта-горожанина, может меняться в зависимости от ситуации, в которой он находится: длительности проживания в городе, финансового положения, наличия друзей, увеличения просто круга общения и др. Один из собеседников, живущий около 9 лет в Москве, отмечал, что в первые годы своей жизни в городе он практически никуда не выходил из дома (подвала), кроме как на работу. И лишь 3-4 года назад стал ездить в гости к друзьям, гулять по городу, проводить время с друзьями в Ростиксе, и по пятницам ходить в мечеть. По его заверениям, этому способствовало не только то, что у него появились выходные дни, но и то, что со временем он стал чувствовать себя более комфортно в городе, в том числе благодаря приезду жены, а также появившимся в Москве друзьям и приезжающим землякам, с которыми он начал посещать «свои» места (кафе быстрого питания, узбекские кафе на ближайшем рынке, «киргизский» ресторан, ездить на шашлыки).

Такую же тенденцию отметила мигрантка из Киргизии, живущая в Москве больше 10 лет с мужем и ребенком: если в первые годы пребывания в городе их жизнь замыкалась на доме и работе, то сегодня они практически каждые выходные собираются с друзьями, которых они приобрели за годы жизни в Москве, либо в гостях друг у друга (если позволяют жилищные условия), либо в одном их «киргизских» ресторанов, заказывая заранее столик на всю компанию, отмечают вместе дни рождения и праздники. Для неё важным фактором смены образа жизни стал приезд родственников, а также появление «киргизской инфраструктуры» – ресторанов и кафе, созданных самими киргизами и для киргизов, в которых она чувствует себя комфортно. Еще одним важным моментом она считает появившуюся возможность расходовать часть заработка в Москве на «посиделки с друзьями» («скидываемся по тысяче на человека»), чему способствует небольшая, но стабильная зарплата мужа в ЖКХ (кровельщик) и её заработок уборщицы.

Все же большая часть наших собеседников отметила, что выходные дни они, как правило, проводят, за домашними делами. График работы от 10 до 14 часов в день и отсутствие у части мигрантов выходных, заставляет многих в свободные от работы дни оставаться дома, чтобы отдохнуть и заняться домашним хозяйством: постирать, убраться, дойти до ближайшего супермаркета эконом-класса и приготовить дома обед, пообщаться с родственниками в социальных сетях или просто посмотреть телевизор.

Будни мигранта

Работа – дом – обычный график рабочего дня мигранта. После работы у них остается время только на еду, просмотр телевизионных программ и сон: «Пока дойду – 8 часов. Ванна, кушаю и спать. «Время» смотрю и все. Если успею «Пусть говорят» - вообще люблю смотреть. Это смотрю и все» (женщина из Узбекистана, 37 лет, продавец). У молодежи добавляется проведение времени в социальных сетях, таких как «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир-Mail.ru» или просмотр фильмов через Интернет.

Стоит отметить, что для некоторых мигрантов просмотр телевизионных программ является не только вечерним досугом, но и наиболее доступным способом изучения русского языка: «Иногда телевизор смотрю. Русские передачи, чтобы научиться [русскому языку]… «Пусть говорят» Малахова. Иногда «Вести» смотрю. Сериалы люблю смотреть…» (женщина из Киргизии, 35 лет, домохозяйка). Для другой девушки, приехавшей из Киргизии в Москву к родителям в возрасте 16 лет, и не владевшей русским языком, просмотр российских телевизионных каналов стал первым шагом к его изучению. В первый год пребывания в стране родители, заботились о ее безопасности, не выпускали без сопровождения из дома и, по ее признанию, именно благодаря передачам, которые она смотрела дома изо дня в день, она выучила первые русские слова и фразы. В настоящее время она работает продавщицей в магазине и бегло разговаривает на русском языке.

Также телевидение является для мигрантов одним из наиболее доступных каналов получения информации о событиях, происходящих в России и мире. Телевизор есть практически у всех наших собеседников либо в личном пользовании, либо в совместном с соседями по комнате или квартире. При этом для получения информации о событиях на родине мигранты из Средней Азии чаще используют Интернет, ежедневно просматривая сайты новостных агентств тех государств, откуда они родом.

Вечер буднего дня для мигранта чаще всего ограничен стенами квартиры, в которой он живет. По дороге с работы домой он заходит в ближайший магазин для того, чтобы купить продукты первой необходимости: хлеб, молоко. В будние дни это обычно супермаркеты эконом-класса, такие как «Пятерочка» или «Дикси», расположенные неподалеку от дома. При выборе этих сетевых магазинов работают те же принципы, что и для любого другого горожанина – удобство расположения (недалеко от дома, по пути с работы) и доступные цены. «Ближе которые магазины, там и покупаю. Там где дешевле и акции бывают. Мы в основном в «Пятерочках» покупаем. Я думала, что «Дикси» дешевле. У нас рядом «Дикси» нет, «Пятерочка» рядом есть» (женщина из Киргизии, 45 лет, уборщица).

Намного реже продукты покупаются в отдельных, специализированных магазинах в своем районе («Иногда бывает, в «Мясной ряд» хожу. За мясом. У нас такого ассортимента нет»), или в небольших продуктовых магазинах на первых этажах жилых домов и в киосках. Наконец, продукты покупаются на рынках, находящихся недалеко от района проживания, поскольку в сетевых продовольственных магазинах эконом-класса нет продуктов, которые удовлетворяли бы требованиям, предъявляемым к их качеству мигрантом. «За мясом на <…> рынок хожу. На рынке мясо всегда свежее и хорошее. В магазинах – замороженное» (мужчина из Узбекистана, 25 лет, грузчик). Чаще всего на рынок идут за продуктами лучшего качества, например, как было показано выше, за свежим мясом или же теми продуктами, которые нельзя купить в магазинах, например, специями. Как правило, это не повседневная покупка, а покупка выходного или праздничного дня: «И рынок. Свежее мясо иногда же хочется. Баранина. Шурпа. Говядина. Пельмени домашние. В магазине замороженное мясо не люблю. Свежее мясо люблю. Поэтому я на рынок тоже хожу» (женщина из Узбекистана, 37 лет, повар) (рис. 14).

Рисунок 14. Места покупки продуктов (N=397)

Таким образом, повседневная жизнь мигранта в основном проходит на работе и дома. Исключение составляют летние месяцы, когда он может встретиться с друзьями на спортивных площадках, где чаще всего собираются мужчины - поиграть в футбол или волейбол. В отличие от холодных месяцев, летом мигранты предпочитают выходить по вечерам из своих квартир, общаться с друзьями и соседями-мигрантами во дворе или на той же спортивной площадке, но при этом мало кто их них в будние дни покидает район проживания.

Выходной день мигранта

Москва «выходного дня» мигранта не всегда ограничивается районом, в котором он живет. Исследуемые нами вернакулярные районы города были разными по своей инфраструктуре и количеству мест досуга, но наличие дешевых магазинов, торговых центров, рынков или «своих» кафе не обязательно замыкало мигрантов на этой территории. Многие мигранты активно осваивают пространство города, узнавая о новых местах, где можно недорого купить продукты или одежду, посидеть в кафе с друзьями. Если мигрант узнает, что в соседнем районе есть большой торговый центр с недорогим супермаркетом (таким, например, как «Ашан»), он может в выходные специально ездить за покупками, отмечая при этом не только экономическую полезность этой поездки, но и приятное времяпрепровождение. А такой рынок как «Садовод» оказался популярным местом покупки одежды во всех исследуемых нами районах города, несмотря на то, что иногда мигранты жили в противоположном от рынка конце города.

Также мигранты активно пользуются магазинами дешевой одежды, такими как «Фамилия» или «Смешные цены», при этом в беседах они чаще говорят о дешевизне товара, нежели о его качестве, и признаются, что покупают одежду и обувь только если это действительно необходимо. Эти сетевые магазины одежды эконом-класса могут располагаться как отдельно, так и в различных торговых центрах. В целом, список мест, в которых совершаются покупка одежды, может быть разнообразным, а значит, в зависимости от потребностей это может быть либо мелкооптовый рынок, либо торговые центры разного масштаба. «В основном в РИО хожу, потому что там магазинов много, можно выбрать, найти. Почти пять-шесть часов надо, чтобы все смотреть там. Одежду хорошую найти» (мужчина из Узбекистана, 25 лет, грузчик). «Семейный пассаж» или на «Садоводе». Когда бывает выходной, туда едем. Маршрутками. Оттуда потом на такси. Кого-нибудь найдем. За матрасом ездили. Там выбор большой. [Ездим] может, раз в 1-2 месяца. Одежду в <ТЦ в районе>. Там есть магазин «Глория». В «Карате» в подвале есть Семейный пассаж. В РИО в «Спортмастер» ходим. Сыну покупаем. Он хочет там одеваться. Мяч покупали, разные вещи. Когда муж зарплату возьмет, гуляем в РИО» (женщина из Узбекистана, 35 лет, уборщица).

Выходной день мигрант также часто использует для того чтобы провести время в кругу друзей и земляков, пойти на прогулку или шашлыки, побродить по магазинам или посидеть в кафе. «На шашлык поедем. На метро Киевская. Там Москва река рядом. Мне брат сказал, он все время туда ездит. Хорошее место там. Там много народу делает шашлык» (женщина из Киргизии, 33 года, уборщица). В освоении Москвы, также как и в поиске работы и жилья, важную роль играют мигрантские сети. Земляки, живущие в Москве, а иногда и москвичи, с которыми мигранты общаются на работе или дома (во дворе, соседи) рассказывают вновь прибывшим, куда пойти на шашлыки или же приглашают пойти с ними вместе на прогулку, советуют, где можно что-то купить «подешевле», или же провести время с друзьями в комфортной атмосфере в кафе. «У меня у мужа сестра есть, она сказала, если вещи, то на «Садовод» надо. Там подешевле. Там купить. Здесь дорого. Поэтому. Купила обувь. Куртку. Подешевле. Дорогие вещи мне не надо» (женщина из Узбекистана, 35 лет).

Мигрант может ходить «гулять» в магазины, торговые центры или рынки, прицениваться, выбирать товар, чтобы, к примеру, перед отъездом на родину сделать большую покупку. «Пока ничего не купили. Ходили посмотреть, когда деньги будут – купим»; «В «Каширском дворе» побывал. Несколько дней гулял», - рассказывают о своих выходных днях мигранты из Узбекистана.

Московские торговые центры – особая тема при разговоре о досуге мигранта. Для большинства из них торговые моллы являются не только местом покупки товаров, но и пространством для проведения досуга выходного дня. Как отмечают исследователи, «важная черта торгового центра – совмещение шопинга и досуга, магазинов и развлекательных заведений»[13]. Как и другие горожане, мигранты приходят прогуляться по торговому центру, предпочитая иногда заходить в магазины, которые им «по карману», но не обязательно делать в них покупки. Анна Желнина в статье «”Здесь как музей”: торговый центр как общественное пространство» подчеркивает, что важным моментом в освоении пространства торговых центров является новизна подобной формы организации досуга для постсоветских городов: «торговые центры стали символом этих перемен, где горожане на практике столкнулись с изменениями социальной системы и культуры потребления»[14]. «Там красиво просто погулять. Три раза в этом году [был]. С женой один раз. Там сестра моей жены работает уборщицей. Она приглашает иногда. Там фонтан есть, каждый час музыка», - рассказывает о походах в «Афимолл» мужчина из Киргизии.

Здесь надо отметить, что при прибытии в город Москва не только впечатляет, но и разочаровывает многих мигрантов: «Обычная. Я не считаю Москву очень красивой. Очень обычный город» (женщина из Киргизии). Молодые люди часто подчеркивают, что ожидали увидеть мегаполис с высотными домами, а оказались на окраинах с такими же как на родине пятиэтажками. «Ничего не поразило. Обычный народ, места, строительство обычное. Как во времена СССР. Ожидал большего. Телевизор смотришь – американские, европейские города, красивые многоэтажные здания, а здесь как у нас в Ташкенте. Ничего особенного не увидишь. Мало красивого. Ожидал большего», - рассказывает строитель-узбек. И только эти новые пространства – торговые центры – производят на мигрантов большое впечатление. Именно эти места приближают их к тому представлению о большом ярком городе, похожем на картинку с экрана телевизора, которую они ожидали увидеть. Поэтому поход в «Афимолл» или «Метрополис» - это, прежде всего, прогулка, на которую можно пойти с друзьями, сфотографироваться на фоне фонтана или же красочных витрин.

На вопрос, заданный сорокалетней киргизке, зачем она ездит каждую неделю в «Ашан», расположенный в одном из торговых центров недалеко от её района, она отвечает: «нравится, там красиво». Надо отметить, по итогам нашего исследования именно «Ашан» стал безусловным лидером среди супермаркетов, куда предпочитают ходить мигранты в выходной день. При этом далеко не всегда он находится в районе, где проживает мигрант, но, несмотря на удаленность от «своего» района, они любят съездить в «Ашан» в выходные дни «за недорогими продуктами» или «погулять-посмотреть».

Торговый центр для наших респондентов – это и комфортная зона для проведения досуга, в которой мигрант не только не имеет финансовой неуверенности в себе (поскольку не обязательно совершать там какие-либо покупки), но и чувствует безопасность закрытого городского пространства. Для многих торговые центры, расположенные неподалеку от дома, являются местом, где они могут провести время вне квартиры, при этом без особых затрат: они могут встречаться с друзьями в их коридорах, на скамейках, выставленных для посетителей. Мигранты также проводят время в ресторанных двориках, где расположены кафе быстрого питания, и тот же принцип – доступность, как ценовая, так и географическая – является основной для выбора места. Молодежь, молодые семейные пары иногда ходят в кинотеатры, мигранты с детьми посещают детские развлекательные площадки (если им позволяет доход), все ходят в кафе в фуд-кортах и не только с целью просто поесть, пообщаться с друзьями, родственниками, земляками, но и в некоторых случаях отвлечься от повседневности, ежедневных обязанностей. По словам одного киргиза, торговый центр РИО является одним из его любимых мест в Москве: «На 4 этаж поднимаюсь, кружку пива возьму и МКАД смотрю. Там Макдональдс. Там круг, и все точки. Там много кафе, «Крошка-картошка». «Бочка». Мне нравится, как движение машин на МКАДе, ночью красиво. Меня успокаивает. Смотрю. Интересно, сколько машин» (мужчина из Киргизии, 30 лет, мерчендайзер).

Те, кто приехал в город недавно, могут совершенно по-разному быть интегрированы в городскую жизнь. Некоторые сразу начинают её «осваивать», посещать основные, всем известные исторические и культурные достопримечательности такие как, например, Красная площадь, ВДНХ или Парк Культуры. «В районе Перово жил сначала. Я прогуливался по Москве: Кремль, ВДНХ. Хотел увидеть отечественную родину, СССР можно сказать. Мы тоже были как Узбекская республика» (мужчина из Узбекистана, 33 года, полгода в Москве). Женщина 50 лет, приехавшая на заработки из Узбекистана, также отмечала, что старается при возможности гулять по городу. Для неё стало большим событием пребывание в «бывшей столице СССР», поскольку раньше она не имела возможности путешествовать в силу семейных обстоятельств, свое текущее пребывание в Москве она рассматривает, в том числе, и как возможность увидеть то, о чем раньше она лишь слышала от других или видела по телевизору. Красная площадь часто называется и как одно из любимых мест в Москве: «Я туда часто хожу… Каждый раз ходим и видим Ленина. В Мавзолей» (девушка из Киргизии, 21 год, продавщица в магазине), ВДНХ, Воробьёвы горы («Шашлык там делали»).

Автор фотографии – Денис Синяков

Автор фотографии - Денис Синяков

Излюбленные места в городе у мигрантов могут быть самыми неожиданными: совершенно не обязательно это такие достопримечательности или общегородские места проведения досуга, как парки, скверы или бульвары. Любимое место может просто находиться «недалеко от метро» на окраине города, но аргумент «там я жила» или «там живет лучшая подруга» делает этот район особенным, таким, куда приятно возвращаться. Таким местом может быть также кафе на окраине столицы, в котором работает друг или, где есть возможность часто собираться компанией друзей.

У многих мигрантов друзья живут в других районах города, и, не имея возможности пригласить их в свою квартиру, которую они делят с несколькими соседями, они назначают им встречи в недорогих кафе. Обычно это сетевые кафе, наиболее часто называемые ими были «Ростикс» и «Макдональдс», расположенные в легкодоступных в транспортном отношении местах, недалеко от метро. В таких сетевых кафе они могут встречаться большими компаниями, просиживая часы за разговорами, не тратя при этом больших сумм.

В теплое время года повседневное досуговое пространство мигранта расширяется: многие живут по несколько человек в комнате и, когда есть возможность выйти за пределы «лично-общего» пространства комнаты/квартиры, они ею пользуются. Поскольку большая часть нашего исследования проходила в летнее время года, многие беседы с мигрантами проходили на улице и во дворах домов, где они живут. Одной из форм летнего досуга для мужчин, как в будни, так и в выходные, была игра в волейбол на оборудованных ими самими или же на муниципальных спортивных площадках. Так, в одном из исследуемых нами районов, такая оборудованная мигрантами площадка собирала в летние вечера от 20 до 40 человек. Что же касается общественных спортивных площадок города, которые в последние годы оснащаются новыми тренажерными комплексами, а сами стадионы ремонтируются из бюджета города, некоторые из них используются мигрантами, однако несколько раз в беседах мигранты говорили о негативном отношении «местных» к их присутствию в таких местах: иногда со стадиона их просят удалиться сторож школы, на территории которой находится площадка, в других случаях местные жители «отвоевывают» эту территорию у мигрантов либо своими силами, либо с помощью полиции.

Автор фотографии – Константин Соломатин

Автор фотографии - Константин Соломатин

«Этнические» кафе также являются местом, куда мигранты приходят в свои выходные и праздничные дни с друзьями и родственниками, однако такие места чаще выбирают для проведения семейных торжеств, дней рождений. На сегодняшний день в Москве существует несколько десятков кафе узбекской и киргизской кухни, большинство из которых открыли мигранты из этих стран. В них же могут проводиться собрания земляков или же отмечаться свадьбы. В отличие от легкодоступных в транспортном отношении «Ростикса» или «Макдональдса», такие кафе, не всегда находятся рядом с метро или же в центре города. Так, одно из кафе, которое мы посетили в рамках нашего исследования, находится в получасе ходьбы от метро в промышленной зоне: оно любимо и посещаемо киргизами Москвы, но, как они сами признают, в основном для больших праздников и застолий. Что же касается кафе на рынках, часто они выполняют функцию «ресторанных двориков» торговых центров – места отдыха между покупками или брожения между павильонами.

Стоит отметить, что именно в разговорах с киргизами возникала тема «своих» ресторанов. В Москве уже существует несколько десятков мест общественного питания, которые открыли киргизы и основные их посетители - также выходцы из Киргизии. По версии одного из наших собеседников, мигранта из Узбекистана, «это характерно для киргизов», которые создают рестораны для времяпрепровождения среди «своих», это место где они собираются для проведения банкета, праздника, или же просто общаются друг с другом; тогда как узбеки ходят в ресторан для того, чтобы поесть, а, поскольку в Москве мало найдешь мест с хорошим пловом, то узбеки предпочитают готовить дома. Конечно, это лишь предположение нашего собеседника, но мы его озвучиваем, так как оно совпадает с некоторыми нашими наблюдениями.

Мигранты, как и другие горожане, также активно используют городскую инфраструктуру, которая предоставляет образовательные, медицинские, посреднические услуги, пользуются банковской инфраструктурой столицы. Есть небольшая категория мигрантов, имеющих российское гражданство, и они получают, например, пособия на детей или выплаты, полагающиеся всем гражданам страны по российскому законодательству (правда здесь возникает вопрос прописки – далеко не все мигранты, получившие гражданство, прописаны в Москве и в этом случае они не могут пользоваться «московскими» льготами). Мигранты, проживающие в Москве вместе с детьми, так же, как и другие горожане, пользуются образовательной и медицинской инфраструктурой города, записывая детей в школы, поликлиники и кружки. Если же мигранту требуется срочная медицинская помощь, то чаще всего он вызовет «Скорую помощь» по телефону 03 или же при не столь серьезных заболеваниях обратится в ближайшую аптеку за советом, какое лекарство лучше всего купить при том или ином недуге или же в частную клинику.

На рис. 15, 16 и 17 представлено пространственное расположение объектов инфраструктуры районов Беговой, Молодежный и Новый Реутов, используемых только местными жителями, местными жителями и мигрантами, а также – только мигрантами. В районах проживания мигранты совместно с местными жителями активно используют инфраструктуру эконом-класса – недорогие сетевые супермаркеты (например «Пятерочка», «Дикси»), магазины одежды эконом-класса («Фамилия», «Смешные цены»), сетевые кафе («Ростикс», «Макдональдс»); при наличии в каждом районе нескольких салонов красоты, они пользуются одним-двумя салонами эконом-класса, в которых чаще всего и работают сами мигранты. Также как и местные жители, мигранты любят проводить время в торговых центрах района и в «Ресторанных двориках», расположенных внутри них.

Что же касается мест, которыми пользуются только мигранты, то лишь в районе Беговой (рис. 15) существует созданная ими самими на заброшенном пустыре спортивная площадка, на которой летними вечерами они играют в волейбол. Также мигранты пользуются муниципальными спортивными площадками совместно с жителями районов.

Рисунок 15. Использование местными жителями и мигрантами объектов инфраструктуры района «Беговой»

Рисунок 16. Использование местными жителями и мигрантами объектов инфраструктуры района «Молодежный»

Рисунок 17. Использование местными жителями и мигрантами объектов инфраструктуры района «Новый Реутов»

В районах есть школы, в которые чаще записывают детей мигрантов, то есть можно говорить о неформальной дискриминационной практике, когда детей мигрантов направляют в «неблагополучные школы» (мы описываем ситуацию мая-сентября 2013 года, до объединения школ районов). Медицинскими учреждениями района мигранты практически не пользуются (исключения составляют детские поликлиники и травмпункты), обращаясь в случае необходимости в частные клиники или вызывая «Скорую помощь».


[12] В нашем исследовании мы не изучали тех мигрантов, которые живут на стройках или же в изолированных местах. Здесь мы говорим только о той категории приезжих, которые живут в городе, среди других его жителей. Поэтому описать жизнь рабочего-мигранта, проживающего вместе в изоляции от общества (в промышленных зонах, на задворках рынков или же непосредственно в тех зданиях или стройках, где они работают) в рамках данной работы не представляется возможным.
[13] Желнина А. «Здесь как музей»: торговый центр как общественное пространство. Laboratorium, 2011, №2. С. 52
[14] Там же. С. 54

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.