Rambler's Top100

№ 597 - 598
5 - 18 мая 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Мигранты из Средней Азии в Москве

Как изучать мигрантов в Москве

Какие мигранты?

Расселение мигрантов в Москве

Москва «мигрантская»

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru

Мигранты из Средней Азии в Москве

Над темой номера работали

Екатерина ДЕМИНЦЕВА

Вера ПЕШКОВА

Расселение мигрантов в Москве

На расселение мигрантов в Москве оказывают влияние множество факторов: давность приезда в Москву, общий миграционный стаж, наличие близких и дальних родственников, или, если таковых нет, знакомых, а также такие социально-демографические характеристики мигранта, как семейный статус и наличие несовершеннолетних детей в Москве. При этом ключевым фактором, влияющим на расселение мигрантов, является тот факт, что большинство из них снимает не квартиру или комнату, а лишь койко-место в них (рис. 7, 8).

Рисунок 7. Распределение опрошенных по типу занимаемого жилья (N=397)

Рисунок 8. Распределение опрошенных по количеству соседей в одной комнате, в среднем (N=397)

Обычно мигранты проживают в комнатах с 6-10 соседями, при этом семейные пары могут жить бок о бок с «холостяками» и при подобном расселении не имеет значение пол и возраст соседа. Дети редко живут с родителями в подобных условиях, но бывают и исключения, и в комнате на несколько соседей может проживать несовершеннолетний ребенок. Чаще всего родители привозят в Москву детей, когда у них появляется возможность снять отдельную комнату на семью, при этом в ней не обязательно будут жить только родители с детьми: часто вместе с ними селятся близкие родственники – сестры и браться старшего поколения или бабушки и дедушки, которые помогают следить за детьми (рис. 9).

Рисунок 9. Соседи в квартире (N=358)

Поскольку мигрант снимает лишь «угол» в комнате, примерная плата за который в Москве составляет около трех с половиной тысяч рублей, то он может найти себе жилье практически в любом районе столицы. Проведенное исследование показывает, что на расселение мигрантов в городе не влияет ни район, ни тип жилья (рис. 10): полученные нами данные позволяют говорить о проживании мигрантов в любого типа зданиях (от «хрущевок» и «сталинских» домов до новостроек). Исходя из полученных результатов исследования, мы пришли к выводу, что в Москве мигрант может найти дешевое жилье как в центре города в коммунальных квартирах или в «домах под расселение», так и в окраинных пятиэтажках или же новых домах, в квартирах «без отделки». Мигрант в Москве выбирает не район, и даже не дом, в котором будет жить, а квартиру, которая чаще всего будет в не очень хорошем состоянии.

Рисунок 10. В каком районе респондент проживал прежде (N=395)

В каждой такой многонаселенной квартире есть «ответственный квартиросъемщик», который «общается» с хозяином. Как правило, в его роли выступает один из мигрантов, также проживающий в квартире (например, он может позволить только своей семьей жить в отдельной комнате, а в другой(-их) сдавать койко-места, что позволяет не только покрывать затраты на оплату квартиры, но иногда и иметь дополнительный доход), или же не живущий в ней, но контролирующий всех тех, кто ее населяет, регулярно взымающий плату за жилье и контактирующий с хозяином квартиры.

Часто мигранты знают квартиросъемщика, но не знают хозяина квартиры: многие из них стали жить в ней, когда она уже долгое время сдавалась мигрантам, поэтому большинство опрошенных нами мигрантов не могут сказать, как и кому изначально сдавалась квартира и на каких условиях. Нам лишь один раз удалось пообщаться с квартиросъемщиком, который работает в одном из исследуемых районов кровельщиком. Квартиру, которая освободилась после смерти матери, сдал дворник того же ЖКХ, в котором работает наш собеседник. По его словам, квартира была в очень плохом состоянии (то, что в просторечье называется «бабушкина квартира»), и, поскольку у хозяина не было средств на ремонт и он собирался ее сдавать, он предпочел сдать ее кровельщику-мигранту, так как тот не требовал никаких дополнительных вложений в квартиру со стороны хозяина. Плата была невысокая, и наш собеседник стал жить в меньшей комнате вдвоем с женой, и вторую, большую, сдавать другим дворникам-киргизам, что позволило ему уменьшить свою стоимость аренды жилья (большую часть аренды оплачивали соседи-мигранты). Как он нам признался, хозяин не знает, сколько человек живет в квартире (всего вместе с ним в квартире живет 8 человек), но, поскольку тот регулярно платит за нее, и нет нареканий со стороны жильцов дома, обе стороны остаются довольны.

В снимаемой мигрантами квартире могут проживать как выходцы из одной страны и даже района, так и мигранты из разных стран. Чаще встречается первый вариант, так как социальные связи мигрантов в основном выстроены по принципу места происхождения (страны, района, области). Однако, могут быть и исключения, когда мигранты из разных стран живут вместе.

Еще одним вариантом расселения мигрантов в Москве является аренда комнат у пожилых людей. В этом случае хозяева квартиры знают о численности проживающих в сдаваемой(ых) комнате(ах) постояльцев, но, в силу различных причин (плохое качество жилья, финансовые трудности, проблемы у самого хозяина с алкоголем) они готовы принимать жильцов на таких условиях. Порой такое соседство может быть удачным для мигрантов: в одном из увиденных нами случаев хозяйка советовала постояльцам магазины, где дешевле покупать продукты и помогала сориентироваться в Москве; в другом случае семья, в течение долгого времени снимавшая комнату в двухкомнатной квартире у пожилого мужчины, стала практически его семьей: в последние годы мать и трое детей выхаживали больного старика, который в благодарность написал им дарственную на квартиру.

Условно мы можем разделить мигрантов на две категории: недавно приехавших и «долгожителей» (3-10 и более лет). У тех, кто живет в городе не больше года, поиск жилья происходит благодаря землякам и родственникам, которые предлагают им варианты либо в квартирах, в которых живут сами, либо в квартирах, которые снимают их знакомые. Первое место проживания в Москве определяется социальным капиталом: приехавший в столицу мигрант находит жилье через своих знакомых, родственников или земляков, при этом жить он будет не обязательно в том же районе, что и они. Если же в столицу приезжают близкие родственники – сестры, братья – то мигранты предпочитают селить их у себя, для того чтобы помогать адаптироваться в городе на первых порах. «… [Жил] у родственников. Они в Москве давно. Они устроились здесь хорошо. Из-за этого они приглашали. Я у них жил долго. Год жил у них. Потом я себе снял квартиру с другими ребятами. Дальше уже сам» (мужчина из Киргизии, 28 лет, повар).

Практически все мигранты приезжают в город, уже имея в нем знакомых или родственников и первое место проживания в Москве всегда находится именно благодаря им. «[Сестра] говорит, приезжайте в Москву. В Москве все равно лучше, больше, чем в Башкирии и в Узбекистане [до этого они жили в Башкирии несколько месяцев) (женщина из Узбекистана, 35 лет, продавец). Многие мигранты остаются недовольны своей первой квартирой: обычно им находят то койко-место, которое освобождается на момент их приезда в город. Они не выбирают самостоятельно первое место проживания и часто, если не селятся у родственников, до прихода непосредственно в квартиру, не знают, с кем будут жить. Женщина из Узбекистана, попавшая в одну из квартир, которую в Москве нашли ей родственники, жаловалась на соседей, которых было слишком много в комнате (9 человек) и на плохие взаимоотношения между ними – практически все были незнакомыми людьми. Поэтому с первого дня выхода на работу (посудомойщицей в кафе на Арбате), она стала искать новое жилье через знакомых, и вскоре нашла недалеко от работы комнату, в которой жили в основном женщины.

Еще одним вариантом поиска первого жилья может стать помощь работодателя. Один из наших собеседников рассказывал о первом жилье: «Это была квартира муниципальная что ли. Новая квартира. Мы сделали в подъезде кафель, все отделочные работы… Подъезд ремонт делали» (мужчина из Узбекистана, 35 лет, грузчик). Часто приезжая работать в Москву на конкретные объекты (обычно это вариант работы на стройке), мигранты селятся непосредственно там, где работают. Это часто помогает не только экономить на жилье, но избегать контактов с полицией, проверяющей документы в городе.

Таким образом, большинство мигрантов, приезжая первый раз в Москву на работу, имеют хотя бы одно контактное лицо, у которого можно остановиться, или же которое поможет найти жилье, а иногда и работу. Хотя, бывают и случаи, когда мигрант отправляется в Москву, не зная еще, где точно будет место его проживания. «[К кому Вы приехали?] - … ни к кому. …. Просто я в поезде познакомилась с девчонками, они вместе приехали, и сразу они забрали меня туда, я им объясняла, вот так вот, ну, некуда идти, что у меня квартиры нету, так вот. И они забрали меня к себе домой сразу. И они мне помогали найти работу, девчонки» (женщина из Киргизии, 45 лет, уборщица).

Близость между местом работы и местом проживания – основной принцип при выборе места и района жительства для большинства мигрантов в Москве (рис. 11).

Рисунок 11. Время, затрачиваемое на дорогу до работы (N=397)

Две трети мигрантов участвующих в нашем обследовании, тратят на дорогу от дома до работы в среднем максимум полчаса. Причем, как правило, работа находится в пешей доступности (рис. 12).

Рисунок 12. Средства передвижения до работы (N=397)

«Близко к работе мужа, поэтому живем здесь. Мы долго искали квартиру, потом у знакомых взяли телефон, позвонили, приехали, посмотрели, нам понравилось, мы и остались» (женщина из Узбекистана, 26 лет, уборщица). Поиск места жительства по задаваемым самим мигрантам критериям (основной все же - близость к работе) может начаться тогда, когда он понимает, что будет какое-то время работать в определенном месте и ему выгодно снять жилье рядом с ним. «Близко к работе, на дороге экономлю» (мужчина из Киргизии, 21 год, грузчик). «Народу, конечно, много, но устала я уже ездить, да и экономия, 3 тысячи в месяц» (женщина из Киргизии, 23 года, продавец).

Поскольку условия жизни в квартирах примерно одинаковые, мигрант старается выбрать удобное местоположение квартиры в городе и, по возможности, найти «приятных» соседей. Иногда, устроившись в квартире недалеко от места работы, мигрант вынужден вскоре начать заново поиски, так как у него не складываются отношения с соседями. Именно эта причина чаще всего заставляет мигрантов переезжать с места на место. Также одной из распространенных причин смены места жительства является изменение семейных обстоятельств – приезд жены или детей, или же наоборот, отъезд близких на родину. Но все же ключевой причиной смены места и района жительства более чем у половины мигрантов является смена места работы.

Иногда муж и жена, работающие в Москве, вынуждены жить в разных районах столицы или в Подмосковье, чтобы обоим было удобно ходить на работу. «Он на стройке работает. Я здесь. Здесь не нашли ему работу. [Он] на стройке живет. Там жилье дали» (женщина из Узбекистана, 37 лет, уборщица). Также возможна практика, когда муж переселяет жену из неотапливаемого помещения или из подвала в другое, более комфортное место. В этом случае они стараются снять жилье недалеко друг от друга, и жена чаще всего живет вместе со знакомыми или родственниками.

На выбор места проживания в Москве влияют не только финансовые возможности мигранта и расстояние до места работы, но и дискриминационные практики со стороны местного населения, которое отказывает в найме жилья «лицам неславянской национальности». Именно поэтому чаще всего поиски жилья происходят по мигрантским сетям (в том числе и в социальных сетях), а иногда и через неформальные агентства недвижимости, которые также существуют по принципу мигрантских сетей. В некоторых случаях в них могут входить не только знакомые киргизы или узбеки, но и просто любые соотечественники, опознаваемые как «свои». «Своих увидели вот так: вы не знаете тут, что квартиры есть? - они спросили, одна девушка сказала, вот, второй подъезд, там квартира есть, их немного, двое или трое человек. Они вот нашли, зашли и спросили, что вас тут немного, им сказали: да, нам как раз трое надо» (женщина из Киргизии, 30 лет, продавец).

По признанию наших собеседников, бытовые условия, в которых они оказываются в Москве, часто оказываются даже хуже, чем они себе это представляли до отъезда. У многих на родине был дом, который они делили с родственниками, здесь же в Москве им приходиться часто жить с незнакомыми людьми. «Жену домой отправил. Пусть поживет лето в нормальных условиях. Она очень устала, плачет здесь все время» (мужчина из Киргизии, 42 года, охранник на шлагбауме). Для большинства мигрантов из Киргизии и Узбекистана, которые приезжают на заработки в столицу, условия жизни в Москве приводят к постоянному стрессу. «Когда только приехали в Москву, жили в подвале. Я каждый день плакала», – рассказывает женщина, приехавшая девять лет назад в Москву из Киргизии. Сегодня практически никто из мигрантов не живет в подвалах (в 2012 году власти города выселили их оттуда), но, даже снимая квартиры в тех же домах, в которых живут москвичи, они не могут рассчитывать на те же условия жизни, как у других горожан.

Комната, в которой они живут, часто разделена занавесками, и только это отделяет их от соседей. Многие довольствуются лишь матрасом на полу. В течение нескольких месяцев и даже лет мигранты вынуждены жить в общем пространстве, не имея своей, частной территории. Предел мечтаний для многих – отдельная комната, но далеко не каждый может себе это позволить, поэтому, при возможности, старается выбрать жилье, в котором живут если не родственники, то хотя бы знакомые люди. Одинокие женщины, приезжающие на заработки, стараются объединяться, снимать комнаты без мужчин: «Пять [в комнате], все родственники [женщины]. Вечером домой идем. В выходные стираем, разговариваем, приготовим чего-нибудь» (женщина из Киргизии, 54 года, уборщица).

Для многих мигрантов смена страны означает смену привычного образа жизни. Большая семья, членами которой они являются дома, остается на родине, а те близкие родственники, которые также приехали на заработки, чаще всего живут в других районах города. Поскольку многие не могут пригласить к себе гостей из-за жилищных условий, семейные праздники либо не отмечаются, либо меняется их формат – они становятся не такими массовыми и не празднуются дома. Условия жизни и работы мигранта меняет их жизнь вдали от родины, заставляя практически не использовать пространство дома (у многих оно ограничено) и изменять свой досуг.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.