|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Мигранты из
Средней Азии в Москве[1] |
Над темой номера работали
|
|
|
Екатерина ДЕМИНЦЕВА[2]
|
Вера ПЕШКОВА[3]
|
|
Как изучать мигрантов в Москве
Москва всегда была магнитом, притягивающим мигрантов
из других районов России, но в последнее время резко возросла ее
роль как крупнейшего в России притяжения внешних миграционных потоков.
Внешние мигранты встраиваются в пространство Москвы, трансформируя
при этом социальные, культурные, физические измерения городского
пространства. Поэтому основная задача настоящего исследования –
рассмотреть, как происходит этот двусторонний процесс взаимного
влияния города и проживающих в нем мигрантов из-за рубежа. Каким
образом организована жизнь мигрантов в городе? Существуют ли отдельные
районы Москвы или же места (кафе, рестораны, магазины и т.п.), постоянно
посещаемые мигрантами? Существует ли «мигрантская Москва» и если
да, то какая она?
При разработке методологии исследования мы учитывали
опыт западных исследователей[4]
но при этом столкнулись с трудностями использования их подходов,
что связано, прежде всего, с различием структуры западного и постсоветского
города. Исследуя вопросы функционирования мигранта в городском пространстве
в европейских странах, западные исследователи[5]
отталкиваются от самого факта существования в городах «мигрантских»
районов, изучают новые формы расселения, критикуют политику города
и государства, выделяют ряд проблем, которые характеризуют эти кварталы
(насилие, преступления, убийства)[6],
а также появление новых феноменов, «выросших» в этих «окраинных»
кварталах, таких как «молодежь окраин», «новая бедность», «трудный
район»[7]. При этом в зарубежных
исследованиях обычно подчеркивается не только географическая обособленность
подобных районов, но и ментальная исключенность их жителей, их выделение
среди населения города. При этом необходимо также учитывать существование
различного рода институтов (социальных, религиозных, культурных
и т.п.) внутри этих районов: всякого рода ассоциаций, центров адаптации
мигрантов, неформальных объединений (общественных, религиозных),
существующих на местном уровне, то есть в районе города и способствующих
интеграции мигрантов.
В отличие от европейских городов, в Москве – городе
советской застройки, которая предполагала типовое жилье и социальное
смешение, на данный момент трудно выделить районы, которые бы обладали
характеристиками, называемыми авторами при их описании «гетто».
«Несмотря на то, что социальные полюса «бедности» и «богатства»
постепенно обретают в Москве территориальную и этническую привязку,
реальных этнических кварталов в Москве пока нет»[8].
Социальное смешение, предполагавшее в советские годы заселение разных
социальных категорий в одном районе, сделало Москву городом, в котором
трудно найти эти зоны «исключения». Этот тезис мы можем увидеть
в работах наших коллег, ведущих российских исследователей, занимающихся
вопросами миграции[9].
Более того, типовая застройка города позволяет во многих
случаях лишь условно разделять эти районы по принципу «благополучия»
– «неблагополучия», «богатства» – «бедности», поскольку условия
проживания во всех районах города (типовые дома, доступность услуг
ЖКХ) не отличаются друг от друга. Структура и инфраструктура постсоветского
города позволяет говорить о сохранении его «советской» планировки
и выделении скорее не районов (кварталов), а мест (домов, жилых
комплексов, территорий), выделяемых самими жителями и определяемыми
его обитателями, как отличных от остального городского пространства.
Таким образом, начиная исследование, мы видели в качестве
первоначальной задачи определение того, как вообще возможно исследовать
мигранта в Москве: как выявить территорию, которую сам мигрант выделяет
как «свою», оценить степень его интеграции в городское пространство
и существование социальных институтов, значимых для него.
Второй, не менее важной задачей было определить, кого,
собственно, мы будем изучать. При всем разнообразии миграционных
потоков, устремленных из-за рубежа, мы решили остановиться на трудовых
мигрантах, приезжающих на заработки из Киргизии и Узбекистана. Во-первых,
трудовые мигранты из этих стран принадлежат к одной из наиболее
многочисленных групп иностранцев, работающих в Москве. Во-вторых,
эти мигранты наиболее подвержены дискриминации как со стороны различных
институтов, так и рядовых представителей принимающего общества,
в силу своей «видимости». В-третьих, в российских СМИ именно трудовые
мигранты из стран Средней Азии преподносятся в качестве некого усредненного
мигранта, «несущего угрозу российскому обществу».
Методология исследования[10]
была выстроена в двух направлениях. С одной стороны, мы поставили
перед собой задачу описать повседневную жизнь мигранта в Москве,
обозначив его социальные связи, принадлежность к какого-либо рода
сообществам и узнать о его каждодневных и досуговых практиках. С
другой стороны, мы хотели описать всю ту городскую инфраструктуру,
которой пользуется мигрант в своей повседневной жизни как в районе
проживания, так и в Москве в целом.
В качестве начальной точки проекта была выбрана работа
с вернакулярными районами Москвы. (Подробнее
о понятии вернакулярный район см. статью Л. Смирнягина "О региональной
идентичности"). Выбор вернакулярного, а не административного
района в качестве единицы анализа городского пространства объясняется
тем, что это географическое понятие позволяет отталкиваться в районировании
города от представлений самих жителей той или иной территории. Вернакулярный,
по-другому он же ментальный, район наделяется его жителями набором
когнитивных, аффективных и ценностных компонентов[11],
что, в свою очередь, влияет на восприятие городского пространства,
на стратегии поведения и идентификации человека. На уровне вернакулярных
районов эффективнее всего составление ментальных карт восприятия
мигрантами городского пространства и картографирование элементов
мигранто-ориентированной инфраструктуры, в том числе мелкомасштабное
картографирование отдельных кварталов города.
В силу этого, для нашего исследования вернакулярный
район оказался более удобным инструментом работы, чем административный
район. Это также позволило нам составить более подробное представление
о том, как мигрант определяет для себя «свой район», «свою территорию»,
как организована жизнь мигрантов в городе, какие существуют на сегодняшний
день социальные связи между представителями одного сообщества, и
какое место занимают в жизни мигранта в Москве предприятия мигранто-ориентированной
инфраструктуры и всей инфраструктуры города.
Районы для исследования выбирались исходя из двух принципов:
во-первых, разнообразие по социально-экономическим показателям,
во-вторых, возможность проведения регулярных наблюдений членами
исследовательской группы. Индикатором социально-экономического развития
территорий, с которым связаны уровень престижности и благополучия,
особенности застройки, послужила стоимость жилья в разных округах
и районах Москвы. Предполагалось изначально, что стоимость жилья
и престижность будут коррелировать с наличием/отсутствием мигрантов
в районе и развитостью мигрантской инфраструктуры.
Исходя из этих представлений, а также требований возможности
регулярных наблюдений, мы выбрали четыре вернакулярных района Москвы:
первый, условно названный «Беговой», расположен в Северном округе
Москвы на границе с Центральным. Второй, «Академический», - в юго-западной
части Москвы. Эти два района относятся к «благополучным» районам
столицы. Третий район – «Новый Реутов» на востоке Москвы как «проблемный».
Четвертый район – «Молодежный» на западе Москвы как промежуточный
между «проблемным» и «благополучным» районом (см. рис. 1).
Рисунок 1. Районы, выбранные для исследования
«Беговой» имеет четкие ограничения транспортными артериями
и является самым компактным из изучаемых районов. «Академический»
задается транспортными артериями и близостью к станции метро «Академическая».
Границы района «Новый Реутов» также задаются транспортными путями,
в т.ч. железнодорожными и автомобильными путями. «Молодежный» не
имеет таких четких границ и определяется центростремительными силами:
близостью к станции метро «Молодежная».
В каждом выбранном районе были проведены глубинные интервью
(N=15) и анкетный опрос среди мигрантов, живущих в районе (N=100).
Всего проведено 60 глубинных интервью с киргизами и узбеками (этническая
принадлежность определяется по родному языку) (табл. 1) и было заполнено
397 анкет.
Таблица 1. Распределение информантов по районам
по полу и этнической принадлежности
Район
|
киргизы
|
узбеки
|
мужчины
|
женщины
|
мужчины
|
женщины
|
«Академический»
|
6
|
5
|
3
|
1
|
«Беговой»
|
9
|
6
|
1
|
0
|
«Молодежный»
|
4
|
7
|
4
|
1
|
«Новый Реутов»
|
3
|
4
|
4
|
4
|
Гайд интервью включал в себя блоки вопросов, связанные
с миграционной историей, историей «освоения» Москвы, повседневностью
мигрантов в Москве и районе. Анкета также включала в себя вопросы,
освещающие социально-демографические характеристики мигрантов, и
вопросы, охватывающие разные стороны жизни мигранта в Москве, такие,
как род занятий, рабочий график; условия проживания, домохозяйство,
дети; включенность в городскую повседневность, пользование инфраструктурой
(в т.ч. транспортом, магазинами, публичными пространствами).
[1] Статья написана в рамках
проекта, выполненного при поддержке РФФИ «Трансформация городских
пространств: анализ инфраструктуры миграционных сообществ (на примере
г. Москвы)» (13-06-00855, руководитель – Деминцева Е.Б., участники
проекта в 2013 г.: Елманова Д.С., Пешкова В.М., Рочева А.Л.)
[2] Деминцева Екатерина Борисовна
– к.и.н., ведущий научный сотрудник, НИУ ВШЭ
[3] Пешкова Вера Михайловна
– к.и.н., научный сотрудник, Институт социологии РАН
[4] Е. Деминцева, руководитель
проекта, проводила исследования (Деминцева Екатерина, Быть «арабом»
во Франции, Москва, Новое литературное обозрение, 2008; Деминцева
Екатерина, Мы приехали сюда за надеждой…» Опыт жизни иммигрантов-малийцев
во Франции // Этнографическое обозрение, 2013, №1, С. 104-117;
Demintseva Ekaterina, Ignorer ou endurer le racisme (l’experience
vecu par les immigre's d’Afrique subsaharienne en France) // Migrations
Societe. 2012, Vol. 24, № 44.), направленное на изучение жизни
мигрантов и выходцев из мигрантской среды в Париже и его пригородах
(2003-2004; 2010-2012). Поэтому при разработке методологии данного
исследования мы обращались, прежде всего, к опыту ее полевого исследования
во Франции и к работам последних лет французских исследователей,
занимающихся вопросами «городских окраин».
[5] Lapeyronnie Didier. Ghetto
urbain. Se'gre'gation, violence, pauvrete' en France aujourd'hui,
Paris, Robert Laffont, coll. «Le monde comme il va», 2008; Wacquant
Loi"c Urban Outcasts. A Comparative Sociology of Advanced Marginality.
Polity Press, 2008; Avenel Cyprien, Sociologie des « quartiers sensibles»,
Paris, Armand Colin (3-eme ed.), 2010; Michel Kokoreff. La force
des quartiers. De la de'linquance a` l’engagement politique, Paris,
Payot-Rivages, 2003; Michel Kokoreff, Sociologie des e'meutes, Paris,
Payot, 2008; Kepel Gilles, Banlieue de la Re'publique / Socie'te',
politique et religion a` Clichy/Montfermeil , Paris, Ed. Gallimard,
2012; Kepel Gilles, Quatre-vingt-treize, Paris, Ed. Gallimard, 2012.
[6] Michel Kokoreff. La force
des quartiers. De la de'linquance a` l’engagement politique, Paris,
Payot-Rivages, 2003; Michel Kokoreff, Sociologie des e'meutes, Paris,
Payot, 2008; Belmessous
Hace`ne, Ope'ration banlieues, comment l'Etat pre'pare la guerre
urbaine dans les cite's franc,aises, Paris, La
de'couverte, 2010.
[7] Kepel Gilles, Banlieue
de la Re'publique / Socie'te', politique et religion a` Clichy/Montfermeil
, Paris, Ed. Gallimard, 2012; Kepel Gilles, Quatre-vingt-treize,
Paris, Ed. Gallimard, 2012; Lagrange Hugues, Oberti Marco, Emeutes
urbaines et protestations, une singularite' franc,aise, Paris, Presses
de Sciences Po, 2006.
[8] Вендина О. Культурное разнообразие
и «побочные» эффекты этнокультурной политики в Москве// Иммигранты
в Москве / под ред. Ж.А. Зайончковской. Москва, Три квадрата, 2009.
[9] Вендина О. Москва этническая.
Грозит ли городу геттоизация? // Демоскоп Weekly, 2004,
№177–178; Зайончковская Ж.А. (ред.) Иммигранты в Москве. М.: «Три
квадрата», 2009; Григорьева К., Кузнецов И., Мукомель В., Рочева
А., Социальная среда российских городов в восприятии «гастербайтеров»
и местного населения. М.: Институт Социологии РАН, 2010; Бредникова
Ольга, Ткач Ольга, Дом для номады // Laboratorium, 2010,
№3. С. 72-95.
[10] Методология исследования
была разработана участниками проекта Е. Деминцевой, В. Пешковой,
А. Рочевой
[11] Калуцков В. О типах
районов в культурной географии // Культурная и гуманитарная
география. Т. 2. №1, 2013. С. 3-9
|