|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Региональные
столицы и глубинка |
|
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
Никита МКРТЧЯН
|
Лилия КАРАЧУРИНА
|
|
Административно-территориальные единицы разных порядков
Информационной базой статьи послужили данные о численности
населения по административным районам и городам областного (республиканского,
краевого) подчинения в России (по так называемым малым территориям,
small-scale) на даты переписей населения 1989, 2002 и 2010 годов.
Анализировалась собственно динамика численности населения на этом
уровне. При подготовке статистической базы для анализа динамики
численности населения между датами переписей пришлось столкнуться
с рядом трудностей:
1. В 1994 году стали доступны данные по ранее закрытым
административно-территориальным образованиям (ЗАТО)17.
Данные переписи 1989 года при этом не были скорректированы, поэтому
включение ЗАТО в анализ было возможно только за последний межпереписной
период. В переписи населения 1989 года население ЗАТО включалось
в население других административно-территориальных образований,
причем методика распределения населения по соображениям секретности
не раскрывалась. Известно, что население ЗАТО нередко приписывалось
другим субъектам Российской Федерации18.
Вследствие этих методологических и статистических нестыковок за
1989-2002 годы не получилось проследить динамику численности населения
ЗАТО, но удалось скорректировать данные по крупным городам, численность
населения которых при переписи 1989 года была искажена19
из-за присоединения к ним населения ЗАТО. Были поправлены данные
по 21 региональному центру и 15 крупным городам областного подчинения,
что позволило частично решить проблему искажения численности населения
на низовом территориальном уровне. В следующий межпереписной период
эта проблема уже не была актуальной.
2. В пределах регионов за межпереписные периоды происходили
значимые административно-территориальные преобразования, в том числе
с изменением границ низовых административно-территориальных единиц
(АТЕ). Если в советский период для маленьких поселков было выгодно
и престижно перейти в разряд городских, то в кризисные 1990-е годы
для использования льгот в налогообложении, выгод от приватизации
более значительных участков земли и от разницы в стоимости электроэнергии
в сельской местности20
полезным стало прямо противоположное. Многочисленные административные
преобразования, безусловно, нарушают сопоставимость данных по отдельным
городам и районам, по городскому и сельскому населению. Кроме того,
в ряде регионов происходили изменения в сетке административных районов.
Поэтому в целях корректности сопоставлений нам при анализе приходилось
в таких случаях объединять соответствующие административно-территориальные
единицы.
3. За межпереписные периоды не рассматривались данные
по четырем субъектам Российской Федерации — республикам Дагестан,
Ингушетия, Кабардино-Балкария и Чеченская республика. Исследовательские
оценки показали, что в этих регионах имели место серьезные искажения
численности населения. По результатам переписи населения 2002 года
они достигли суммарно около 1 млн человек21;
похожие проблемы возникли и с данными переписи 2010 года. Это делает
бессмысленным сравнение численности населения данных территорий.
4. В работе также не анализируются данные по Москве
и Санкт-Петербургу, а также по поселениям, находящимся в их подчинении.
Учитывая, что население города Москвы увеличилось за период 1989-2002
годов на 1252 тысяч человек, или на 14,1%, а за 2003-2010 годы —
еще на 1388 тысяч (на 13,7%), эти данные в агрегированных итогах
способны изменить динамику численности населения центров весьма
существенным образом. Изучение проблем роста населения российских
столиц представляется нам самостоятельной исследовательской
задачей. Это – неполный перечень сложностей, с которыми пришлось
столкнуться при подготовке базы для анализа, но представляется,
в основном с ними удалось справиться22.
При анализе численности населения мы исходили из предположения
о том, что динамика населения региональных центров и внутрирегиональной
периферии имеет особенности, в этом заключается методическая
основа работы. Кроме того, периферия сама по себе неоднородна
и изменения в ней могли зависеть от удаленности того или иного района
от регионального центра. Поэтому при анализе динамики численности
населения за межпереписные периоды 1989-2002 и 2003-2010 годов низовые
АТЕ делились на две группы.
1) Центральные АТЕ (центр), к которым относились областной
(республиканский, краевой) центр с принадлежащими ему населенными
пунктами и «центральный», пристоличный район. В случае, если территория
регионального центра граничит непосредственно не с одним, а с двумя
или тремя административными районами, то все они были отнесены к
центральным. Целесообразность такого отнесения для районов, соседствующих
с центральным городом, объясняется существованием в каждом случае
фактически единого локального рынка труда, в пределах которого совершается
большой объем маятниковых поездок, формируется единое агломерационное
пространство. Кроме того, за анализируемые межпереписные периоды
между региональными центрами и близлежащими районами совершались
наиболее значительные административно-территориальные преобразования.
Особого подхода требовали Московская и Ленинградская
области, в них к центральным были отнесены все АТЕ, граничащие с
территорией Москвы и Санкт-Петербурга (которые, напомним, в анализ
не включались).
2) Периферийные АТЕ, подразделяемые на несколько зон
сообразно удаленности АТЕ от центра — на периферию 1-го, 2-го …
8-го порядков. Порядок соседства имеет значение: так, средняя удаленность
центров административных районов первого порядка от региональных
центров составляет 30-50 км, что предполагает наличие неплохой -
по российским меркам - связности с центром и, соответственно, формирование
системы интенсивных маятниковых, рекреационных поездок и социально-трудовых
связей. При этом в северных и восточных регионах страны соседи первого
порядка, как правило, уже значительно удалены от регионального центра
— на 100 и более км, что предопределяет слабую связь с ним. Но в
любом случае, чем дальше от центра располагается город или район,
тем связи слабее и тем к более дальней периферии, в принятой нами
терминологии, его следует относить. Подобным образом данные группировались
по каждому региону, федеральным округам и в целом по России.
Для характеристики центро-периферийных отношений, кроме
ранговых порядков по отношению к центру, использовался также критерий
удаленности (физического расстояния) центров низовых АТЕ от региональной
столицы, выраженный в километрах23.
Такая группировка дополняет вышеописанную, так как данный критерий
удаленности не зависит от различий в размере и конфигурации низовых
АТЕ в густо- и редконаселенных частях страны, позволяя производить
более дробные группировки.
17 Распоряжение
Правительства РФ от 4 января 1994 г. № 3-р (без названия).
18 Тольц М. Тайны
советской демографии //Демоскоп Weekly. 2004. № 171-172. http://demoscope.ru/weekly/2004/0171/analit06.php
19 Данные о реальной
численности населения городов с населением 100 тыс. человек и более
в 1989 г. были все же опубликованы. См.: Российский статистический
ежегодник 2003. М.: Росстат, 2004. Табл. 5.4. «Города с численностью
населения 100 тысяч и более человек».
20 Бородина Т.Л.
Региональные особенности динамики населения и ее компонентов во
второй половине XX века //Россия и ее регионы в XX веке: территория
— расселение — миграции. М.: О.Г.И. 2005. с. 268.
21 Мкртчян Н. Перепись
населения на юге России: откуда взялся лишний миллион населения?
//Демоскоп Weekly. 2004 № 155-156.
http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0155/analit04.php;
Максудов С. Население Чечни: права ли перепись? //Население и общество.
Бюллетень ЦДЭЧ. декабрь 2005, № 96, http://www.demoscope.ru/acrobat/ps96.pdf;
Богоявленский Д. Все ли российские народы верно посчитали? //Демоскоп
Weekly. 2008. № 319-320. http://demoscope.ru/weekly/2008/0319/tema01.php
22 Здесь пришлось
скорректировать некоторые данные, в т.ч. опубликованные ранее в
наших работах, например, в: Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В. Изменение
численности населения административных районов и городов России
(1989-2010 гг.): центро-периферийные соотношения // Вопросы географии.
Сб. 135: География населения и социальная география /Отв. ред. А.И.
Алексеев, А.А. Ткаченко. М.: Изд. дом «Кодекс», 2013. с. 82-107.
23Рассчитывалось
по: РСФСР: административно-территориальное деление на 1 января 1986
г. Статистический справочник. М.: Президиум ВС РСФСР, 1986. 512
с. В необходимых случаях использовались данные открытых источников
в Интернете.
|