Rambler's Top100

№ 571 - 572
14 - 31 октября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Сжимающееся русскоязычие

Великий, могучий… мифический?

Демографические изменения – не на пользу русскому языку

Все меньше школьников обучаются на русском языке

Русскоязычное профессиональное образование в постсоветских странах

Изучение русского языка за пределами бывшего СССР

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Сжимающееся русскоязычие

Над темой номера работал

Александр
АРЕФЬЕВ

Изучение русского языка за пределами бывшего СССР

В системе школьного образования стран дальнего зарубежья, после «обвального» снижения интереса к изучению русского языка в период с 1990 по 2005 годы (например, в Польше – в 10 раз, Германии – в 5 раз и т.д.), ситуация в последние 7 лет несколько стабилизировалась и темпы уменьшения количества учебных заведений, где преподается русский язык, а также числа его изучающих, замедлились, но остаются по-прежнему значительными (табл. 15).

Таблица 15. Изучение русского языка в средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях стран дальнего зарубежья в 2004/2005 и в 2010/2011 учебных годах

Регионы

Количество школ и СПО, в которых изучался русский язык

Число учащихся, изучавших русский язык, человек

2004/  2005

2010/ 2011

Изменения

2004/ 2005

2010/2011

Изменения

Восточная Европа и Балканы

11019

7957

-3062

894690

583011

-311679

Западная и Северная Европа

9246

7126

-2116

178935

142466

-36469

Азия

2720

2985

+265

570183

527918

-42665

Ближний Восток и Северная Африка

243

142

-101

18990

8300

-10690

Африка к югу от Сахары

130

84

-46

11310

11856

+546

Латинская Америка

3

5

+2

65

325

+260

Северная Америка и Океания

142

116

-26

7670

10599

+2929

Итого

23499

18415

-5084

1681843

1284445

-397398

Русский язык в системе среднего общего, а также профессионального образования стран дальнего зарубежья изучается преимущественно как второй или третий иностранный язык, в среднем, начиная с 12-13 лет.

Лидирует среди всех стран дальнего зарубежья по показателю численности школьников, изучающих русский язык, Северная Корея (табл. 16).

Таблица 16. Страны дальнего зарубежья с наибольшим числом школьников и учащихся учреждений СПО, изучавших русский язык в 2010/2011 учебном году

Страны

Число изучавших русский язык как иностранный в школах и учреждениях СПО, человек

Количество школ, гимназий и учреждений СПО, в которых изучался русский язык

1.КНДР

262050

2040

2.Польша

240830

2430

3. Монголия

172840

684

4. Болгария

146815

2000

5. Германия

107724

6335

6. Китай

80000

100

7. Сербия

63000

595

8. Словакия

60060

974

9. Чехия

36900

560

10. Босния и Герцеговина

19880

139

Число студентов и докторантов, изучающих в дальнем зарубежье русский язык как иностранный, а также как специальность, за 2004/2005 по 2010/2011 годы уменьшилось вдвое, в основном за счет стран Азии, а также Восточной Европы (особенно Польши – ежегодно студентов-русистов становится меньше на 5 тысяч человек). В то же время в университетах Западной Европы число студентов-русистов за последние 7 лет выросло на несколько тысяч (табл. 17). А больше всего студентов, изучающих русский язык, сегодня в Китае – 50 тысяч человек (из них примерно 15 тысяч изучают русский язык как специальность, а 35 тысяч – как иностранный) (табл. 18).

Таблица 17. Изучение русского языка в высших учебных заведениях стран дальнего зарубежья в 2004/2005 и в 2010/2011 академических годах

Регионы

Количество вузов, в которых изучался русский язык

Число студентов, изучавших русский язык, человек

2004/05

2010/11

Изменения

2004/05

2010/11

Изменения

Восточная Европа и Балканы

224

194

-30

80131

60187

-19944

Западная и Северная Европа

178

184

+6

30133

34300

+4167

Азия

796

720

-76

194374

102691

-91683

Ближний Восток и Северная Африка

26

21

-5

4400

2195

-2205

Африка к югу от Сахары

16

13

-3

1209

1465

-276

Латинская Америка

23

24

+1

1071

1328

+257

Северная Америка и Океания

202

153

-49

29313

27195

-2118

Итого / Изменения за 2004/05 - 2010/11 гг.

1465

1319

-156

340907

229105

-111802

Таблица 18. Страны дальнего зарубежья с наибольшим числом студентов и аспирантов вузов, изучавших русский язык в 2010/2011 академическом году

Страны

Число изучавших в вузах русский язык, человек

Количество вузов, в которых изучался русский язык

1. КНР

50000

220

2. Польша

39000

88

3. США

24850

131

4. КНДР

20000

240

5. Германия

11950

50

6. Болгария

9980

28

7. Чехия

7770

15

8. Вьетнам

6860

24

9. Монголия

6760

10

10. Франция

5500

22

В мире в настоящее время насчитывается в общей сложности более 270 тысяч преподавателей русского языка, из них 60% - в Российской Федерации. Основную часть русистов (около 4/5) составляют школьные учителя. В наибольшей мере это характерно для стран Западной и Северной Европы, где учителей русского языка в школах в 7 раз больше, чем в вузах (табл. 19). Данное обстоятельство связано со стандартами численности групп, изучающих иностранные языки или обучающиеся на языках национальных меньшинств, с действующими в странах нормами (например, в Швеции и Финляндии многие группы школьников, обучающихся на русском языке либо изучающих его как родной язык/учебный предмет, составляют по 5 человек). В то же время в ряде стран, и прежде всего Средней Азии – нехватка учителей русского. Универсальной проблемой русистов является старение опытных, квалифицированных кадров и явное отсутствие полноценной им замены. Профессия русиста не слишком популярна сегодня. Неудовлетворительно решается и проблема повышения их квалификации. Это касается и российских преподавателей русского языка и в еще большей мере – зарубежных русистов.

Таблица 19. Распределение преподавателей русского языка по типам учебных заведений и группам стран (регионам), человек*

 

Тип учебных заведений

Всего

Школы

Учреждения СПО

Вузы

Языковые курсы

Россия

128977

25000

8500

-

162477

Другие страны постсоветского пространства**

65803

2706

7213

103

75825

Восточная Европа и Балканы

6413

2357

2584

980

12334

Западная и Северная Европа

6982

415

1036

1650

10083

Азия

4915

1059

3098

270

9342

Ближний Восток и Северная Африка

141

0

86

15

242

Африка к югу от Сахары

77

154

50

16

287

Латинская Америка

5

0

55

65

125

Северная Америка и Океания

130

0

1633

220

1946

Всего

213399

3169 1

24255

3319

272664

* Без учета преподавателей русского языка субботних и воскресных школ (оценочно около двух тысяч человек, в основном в странах Западной Европы).
** Данные по преподавателям русского языка вне академического сектора по странам постсоветского пространства не собирались, сведения по данному показателю предоставили только ассоциации русистов стран Балтии.

Помимо национальных учебных заведений, существуют около 300 субботних и воскресных школ, в основном в странах Западной Европы, где осуществляется обучение русскому языку детей эмигрантов из России и СССР, родители которых (чаще матери) не желают, чтобы их дети окончательно утратили родной язык. В таких школах учится примерно 18 тысяч детей разного возраста.

Еще есть 86 школ при российских посольствах в 80 странах, где обучаются на русском языке и по российским программам 8,2 тысячи детей работников российских загранучреждений, а также местных жителей из смешанных семей.

Во всех странах СНГ, а также в ряде стран дальнего зарубежья открыли свои филиалы десятки российских вузов. В этих филиалах обучаются, преимущественно заочно, на русском языке примерно 70 тысяч студентов.

Более чем в 50 странах мира действуют и курсы русского языка при российских центрах науки и культуры Россотрудничества. Динамика числа их слушателей за последнее десятилетие отражена на рис. 8.

Рисунок 8. Общее число иностранных граждан, обучавшихся на курсах русского языка при Российских центрах науки и культуры (РЦНК) и представительствах Россотрудничества в 2002-2011 годах, человек16

Для сравнения, в конце 1980-х годов языковые курсы при Союзах советских обществ дружбы (ССОД) действовали более чем в 100 странах мира и на них занимались до 600 тысяч человек (прежде всего в бывших социалистических странах).

Рисунок 9. Тенденции распространения русского языка в ХХ веке и в первой половине ХХI века (число владеющих русским языком, оценка и прогноз), млн человек

Как следует из рис. 9, у русского языка есть большой внутренний потенциал для дальнейшего развития и богатое культурное наследие. Тем не менее русский является единственным из 10-12 ведущих мировых языков, который на протяжении последних 20 лет неуклонно утрачивал свои позиции во всех основных регионах мира, в том числе в странах дальнего зарубежья, и в ближайшие годы эта негативная тенденция сохранится, если не будут приняты соответствующие меры по более эффективной поддержке русского языка и культуры внутри страны и за рубежом.


16 Согласно последнему отчету об итогах работы Россотрудничества, число слушателей на курсах русского языка при РЦНК увеличилось в 2012 году до 19 тысяч человек.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.