| 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  
 | 
               
                |  | Сжимающееся 
                  русскоязычие 
 |  | 
                     
                      | Над темой номера работал |   
                      |  |   
                      | Александр АРЕФЬЕВ
 |  |  Все меньше школьников обучаются на русском языке Важнейшим инструментом поддержки и распространения того 
              или иного языка является система образования и прежде всего 
              – обучение на соответствующем языке и изучение его как обязательного 
              предмета в рамках школьных и вузовских программ. В Российской империи 
              в 1913/1914 учебном году, согласно данным Министерства народного 
              просвещения, обучалось на русском языке и его изучали около 9,5 
              миллиона человек (примерно 94% от общего контингента учащихся) более 
              чем в 145 тысячах различных образовательных учреждениях, преимущественно 
              в т.н. низших (начальных) школах (82% всех обучавшихся)15. 
              В Советском Союзе в системе школьного образования доля обучения 
              на национальных языках была значительно выше. Так, в 1990/1991 учебном 
              году на русском языке в школах училось в общей сложности 28,3 миллиона 
              человек или 64,6% всех детей, в том числе в РСФСР на русском языке 
              учились 95,6% всех школьников (19,1 из 20 миллионов человек), а 
              в других республиках в общей сложности – 38,6% (9,2 из 23,9 миллиона 
              человек). Кроме того, 11 миллионов школьников этих республик изучали 
              русский язык как учебный предмет. В системе среднего профессионального 
              и высшего образования обучались на русском языке, а также изучали 
              его как учебный предмет еще 14,5 миллиона студентов. За пределами 
              Советского Союза русский язык в школах и вузах изучали 20 миллионов 
              человек (в основном в «социалистических» странах Восточной Европы, 
              в том числе 7 миллионов – в Польше и 3 миллиона – в ГДР. В общей 
              сложности в 1990 году на русском языке получали образование (в основном 
              школьное) и учили его почти 75 миллионов человек. Этот показатель 
              стал вершиной использования русского языка в национальных системах 
              образования.  Вне академического сектора, на многочисленных курсах 
              русского языка при советских обществах дружбы в конце 1980-х годов 
              русский язык учили 600 тысяч человек (это число также являлось рекордным). После распада СССР русский язык начал стремительно вытесняться 
              из национальных систем образования (рис. 5). Особенно значительными 
              потери в показателях русскоязычного образования и изучения русского 
              языка отмечались в период 1990-2004 годах, после чего данный процесс 
              несколько замедлился. За два десятилетия сократилось и число обучавшихся 
              на русском языке и в Российской Федерации (почти на 2 млн. человек). 
              Это произошло вследствие почти двукратного уменьшения контингента 
              школьников, однако было частично «компенсировано» почти трехкратным 
              увеличением численности студенчества в вузах.  
 Рисунок 5. Число обучавшихся на русском языке и изучавших 
              русский язык в школах, учреждениях среднего профессионального образования 
              и вузах в 1990/1991-2010/2011 учебных годах, млн человек Всего число обучавшихся на русском языке и изучавших 
              русский язык в школах, учреждениях среднего профессионального образования 
              и вузах в 2010/2011 учебном году, по сравнению с  1990/1991учебным 
              годом, сократилось в России на 2,5 миллиона человек, в других бывших 
              республиках СССР – на 14 миллионов, в остальных странах – на 18,5 
              миллиона, всего, стало быть, на 35 миллионов человек. Проблемы с русским языком в России имеют не только количественное, 
              но и качественное измерение. Одна из проблем заключается в том, 
              что в российских школах появляются все больше детей трудовых мигрантов, 
              почти не владеющих русским. В 2009/2010 году их было более 100 тысяч 
              человек, в основном в школах Москвы, Санкт-Петербурга и Московской 
              области. Школьным учителям приходится осваивать методику преподавания 
              русского как иностранного, что усложняет учебный процесс. В республиках 
              в составе РФ, имеющих право осуществлять обучение на национальных 
              языках, происходит сокращение часов, отводимых на русский язык, 
              в пользу изучения титульных языков. Есть и другие серьезные проблемы. За последние 20 лет число обучавшихся на русском языке 
              во всех бывших советских республиках сократилось на 6,2 миллиона 
              человек, количество русскоязычных учебных заведений и билингвальных, 
              где использовался русский язык, сократилось почти на 10 тысяч (табл. 
              6). Таблица 6. Русскоязычное школьное образование в бывших 
              республиках СССР за пределами России в 1990/1991 и 2010/2011 учебных 
              годах 
               
                |    | 1990/1991 учебный год | 2010/2011 учебный год | Изменения за 1990/1991- 2010/2011 годы |   
                | Число обучавшихся на русском языке, тысяч человек | 9186,4 | 3034,0 | -6152,4 |   
                | Количество русскоязычных начальных и средних школ, гимназий, 
                    лицеев | 13132 | 5015 | -8117 |   
                | Количество билингвальных начальных и средних школ, гимназий, 
                    лицеев (с классами/параллелями на русском языке) | 5378 | 3849 | -1529 |  Стоит отметить, что за первое десятилетие независимого 
              развития, когда русскоязычные школы сокращались наиболее интенсивно 
              (их стало меньше в 1,7 раза или на 7,5 тысяч), количество общеобразовательных 
              билингвальных учебных заведений в большинстве бывших республик СССР 
              даже несколько выросло. Это было связано с методом сокращения начальных 
              и средних школ с преподаванием на русском языке: в качестве первого 
              шага в них вводилось преподавание ряда предметов на государственном 
              языке, и учебное заведение становилось двуязычным, затем всех русскоязычных 
              учащихся сводили в классы с обучением на русском языке (при этом 
              прием в начальные классы с обучением на русском прекращался), и 
              школа в течение нескольких лет преобразовывалась в моноязычную (с 
              преподаванием на государственном языке). Русский же язык начинал 
              преподаваться факультативно, а русская литература переводилась в 
              раздел иностранной и изучалась уже в переводе на национальный (государственный) 
              язык. На протяжении второго десятилетия независимого развития 
              стран СНГ и Балтии (2000-2010 годы) темпы количественного сокращения 
              русскоязычных школ несколько снизились (в 1,5 раза или на 2,6 тысячи) 
              но при этом во многих странах отмечено и уменьшение билингвальных 
              учебных заведений (табл. 7). Таблица 7. Динамика изменения количества школ с обучением 
              на русском языке в бывших республиках СССР в 1990/1991, 2000/2001 
              и 2010/2011 учебных годах 
               
                |    | 1990/1991 | 20002001 | 2010/2011 | Изменения количества русскоязычных / билингвальных школ, 
                    гимназий, лицеев за 1990/91 – 2010/11 годы |   
                | Количество обще-образовательных русскоязычных + билинвальных 
                    школ, гимназий, лицеев | Количество обще-образовательных русскоязычных + билинвальных 
                    школ, гимназий, лицеев | Количество обще-образовательных русскоязычных + билинвальных 
                    школ, гимназий, лицеев |   
                | Украина | 4297+1158 | 2399 + 1270 | 1149 +1 350 | -3148 / -192 |   
                | Белоруссия | 1655 + 154 | 1510 + 149 | 1370 + 122 | -285 / -32 |   
                | Молдавия | 429 + 129 | 297 + 93 | 240 + 84 | -189 / -45 |   
                | Приднестровье | - | 122 + 15 | 114 + 18 | - |   
                | Казахстан | 5209 + 652 | 2406 + 2138 | 1524 + 519 | -3685 / -133 |   
                | Узбекистан | 312 + 1505 | 161 + 644 | 119 + 580 | -193 / -925 |   
                | Киргизия | 187 + 338 | 162 + 420 | 162 + 420 | -25 / +82 |   
                | Таджикистан | 108 + 295 | 3 + 100 | 15 + 162 | -93 / -133 |   
                | Туркмения | 150 + 0 | 92 + 56 | 1 + 20 | -149 / +20 |   
                | Азербайджан | 93 + 456 | 31 + 374 | 17 + 336 | -76 / -120 |   
                | Армения | 103 + 140 | 6 + 52 | 4 + 36 | -99 / -104 |   
                | Грузия | 220 + 280 | 167 + 119 | 2 + 63 | -218 / -127 |   
                | Абхазия | - | - | 49 + 16 | - |   
                | Южная Осетия | - | - | 54 + 0 | - |   
                | Латвия | 195 + 145 | 168 + 152 | 103 + 73 | -92 / -72 |   
                | Литва | 85 + 103 | 68 + 60 | 34 + 22 | -51 / -81 |   
                | Эстония | 98 + 23 | 66 + 38 | 58 + 28 | -40 / +5 |   
                | Всего | 13132 + 5378 | 7645 + 5645 | 5015 +3849 | -8117 / - 1529 |  Наиболее масштабной стала ликвидация школ с обучением 
              на русском языке на Украине, в Казахстане, Грузии, Армении и Туркмении. 
              Определенным исключением стала лишь Киргизия. Это - единственная 
              страна СНГ, в которой число школьников, получавших русскоязычное 
              образование, за последние 20 лет несколько увеличилось (табл. 8). Таблица 8. Число школьников, обучавшихся на русском 
              языке, в бывших республиках СССР в 1990/1991, 2000/2001 и 2010/2011 
              учебных годах, тыс.человек 
               
                |    | 1990/1991 | 2000/2001 | 2010/2011 | 2010/2011  -1990/1991 |   
                | Белоруссия | 1204,3 | 1068,0 | 758,2 | -446,1 |   
                | Украина | 3518,0 | 1197,2 | 685,9 | -2832,1 |   
                | Молдавия | 239,1 | 133,6 | 81,4 | -157,7 |   
                | Приднестровье | - | 46,1 | 41,3 | - |   
                | Казахстан | 2224,0 | 1441,7 | 834,4 | -1389,6 |   
                | Киргизия | 248,9 | 253,3 | 283,5 | +34,6 |   
                | Узбекистан | 636,0 | 321,0 | 221,0 | -415,0 |   
                | Таджикистан | 120,0 | 18,0 | 47,0 | -73,0 |   
                | Туркмения | 127,1 | 42,3 | 6,5 | -120,6 |   
                | Азербайджан | 250,0 | 107,5 | 94,7 | -155,3 |   
                | Армения | 92,0 | 9,2 | 1,5 | -90,5 |   
                | Грузия | 207,0 | 38,1 | 8,5 | -198,5 |   
                | Абхазия | - | - | 10,2 | - |   
                | Южная Осетия | - | - | 5,2 | - |   
                | Латвия | 168,1 | 115,3 | 56,6 | -111,5 |   
                | Литва | 76,2 | 41,2 | 15,9 | -60,3 |   
                | Эстония | 75,9 | 54,0 | 26,6 | -49,3 |   
                | Всего | 9186,4 | 5607,1 | 3178,4 | -6008,0 |  Интересно, что от половины до 4/5 контингента учащихся 
              русскоязычных школ в бывших советских республиках (прежде всего 
              среднеазиатских и закавказских) в 2010/2011 учебном году составляли 
              дети коренных национальностей. Причина – в целом более высокое, 
              чем в национальных школах, качество обучения, сохранившееся еще 
              с советских времен. В странах Балтии национальный состав школ с 
              обучением на русском языке иной: детей коренных национальностей 
              в них не более 5-10%. 
 15 Подсчитано по: 
              Статистический ежегодник России. 1915 год, стр. 144 (включая Петроградский 
              учебный округ, Баку, Тифлис и Варшавскую губернию). При этом русскоязычное 
              образование получали примерно 9 млн человек, а 0,5 млн человек учились 
              на национальных языках, в том числе в т.н. нехристианских религиозных 
              школах, но изучали при этом русский язык как учебный предмет.   |