|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Сжимающееся
русскоязычие
|
|
Над темой номера работал
|
|
Александр
АРЕФЬЕВ
|
|
Все меньше школьников обучаются на русском языке
Важнейшим инструментом поддержки и распространения того
или иного языка является система образования и прежде всего
– обучение на соответствующем языке и изучение его как обязательного
предмета в рамках школьных и вузовских программ. В Российской империи
в 1913/1914 учебном году, согласно данным Министерства народного
просвещения, обучалось на русском языке и его изучали около 9,5
миллиона человек (примерно 94% от общего контингента учащихся) более
чем в 145 тысячах различных образовательных учреждениях, преимущественно
в т.н. низших (начальных) школах (82% всех обучавшихся)15.
В Советском Союзе в системе школьного образования доля обучения
на национальных языках была значительно выше. Так, в 1990/1991 учебном
году на русском языке в школах училось в общей сложности 28,3 миллиона
человек или 64,6% всех детей, в том числе в РСФСР на русском языке
учились 95,6% всех школьников (19,1 из 20 миллионов человек), а
в других республиках в общей сложности – 38,6% (9,2 из 23,9 миллиона
человек). Кроме того, 11 миллионов школьников этих республик изучали
русский язык как учебный предмет. В системе среднего профессионального
и высшего образования обучались на русском языке, а также изучали
его как учебный предмет еще 14,5 миллиона студентов. За пределами
Советского Союза русский язык в школах и вузах изучали 20 миллионов
человек (в основном в «социалистических» странах Восточной Европы,
в том числе 7 миллионов – в Польше и 3 миллиона – в ГДР. В общей
сложности в 1990 году на русском языке получали образование (в основном
школьное) и учили его почти 75 миллионов человек. Этот показатель
стал вершиной использования русского языка в национальных системах
образования.
Вне академического сектора, на многочисленных курсах
русского языка при советских обществах дружбы в конце 1980-х годов
русский язык учили 600 тысяч человек (это число также являлось рекордным).
После распада СССР русский язык начал стремительно вытесняться
из национальных систем образования (рис. 5). Особенно значительными
потери в показателях русскоязычного образования и изучения русского
языка отмечались в период 1990-2004 годах, после чего данный процесс
несколько замедлился. За два десятилетия сократилось и число обучавшихся
на русском языке и в Российской Федерации (почти на 2 млн. человек).
Это произошло вследствие почти двукратного уменьшения контингента
школьников, однако было частично «компенсировано» почти трехкратным
увеличением численности студенчества в вузах.
Рисунок 5. Число обучавшихся на русском языке и изучавших
русский язык в школах, учреждениях среднего профессионального образования
и вузах в 1990/1991-2010/2011 учебных годах, млн человек
Всего число обучавшихся на русском языке и изучавших
русский язык в школах, учреждениях среднего профессионального образования
и вузах в 2010/2011 учебном году, по сравнению с 1990/1991учебным
годом, сократилось в России на 2,5 миллиона человек, в других бывших
республиках СССР – на 14 миллионов, в остальных странах – на 18,5
миллиона, всего, стало быть, на 35 миллионов человек.
Проблемы с русским языком в России имеют не только количественное,
но и качественное измерение. Одна из проблем заключается в том,
что в российских школах появляются все больше детей трудовых мигрантов,
почти не владеющих русским. В 2009/2010 году их было более 100 тысяч
человек, в основном в школах Москвы, Санкт-Петербурга и Московской
области. Школьным учителям приходится осваивать методику преподавания
русского как иностранного, что усложняет учебный процесс. В республиках
в составе РФ, имеющих право осуществлять обучение на национальных
языках, происходит сокращение часов, отводимых на русский язык,
в пользу изучения титульных языков. Есть и другие серьезные проблемы.
За последние 20 лет число обучавшихся на русском языке
во всех бывших советских республиках сократилось на 6,2 миллиона
человек, количество русскоязычных учебных заведений и билингвальных,
где использовался русский язык, сократилось почти на 10 тысяч (табл.
6).
Таблица 6. Русскоязычное школьное образование в бывших
республиках СССР за пределами России в 1990/1991 и 2010/2011 учебных
годах
|
1990/1991 учебный год
|
2010/2011 учебный год
|
Изменения за 1990/1991- 2010/2011 годы
|
Число обучавшихся на русском языке, тысяч человек
|
9186,4
|
3034,0
|
-6152,4
|
Количество русскоязычных начальных и средних школ, гимназий,
лицеев
|
13132
|
5015
|
-8117
|
Количество билингвальных начальных и средних школ, гимназий,
лицеев (с классами/параллелями на русском языке)
|
5378
|
3849
|
-1529
|
Стоит отметить, что за первое десятилетие независимого
развития, когда русскоязычные школы сокращались наиболее интенсивно
(их стало меньше в 1,7 раза или на 7,5 тысяч), количество общеобразовательных
билингвальных учебных заведений в большинстве бывших республик СССР
даже несколько выросло. Это было связано с методом сокращения начальных
и средних школ с преподаванием на русском языке: в качестве первого
шага в них вводилось преподавание ряда предметов на государственном
языке, и учебное заведение становилось двуязычным, затем всех русскоязычных
учащихся сводили в классы с обучением на русском языке (при этом
прием в начальные классы с обучением на русском прекращался), и
школа в течение нескольких лет преобразовывалась в моноязычную (с
преподаванием на государственном языке). Русский же язык начинал
преподаваться факультативно, а русская литература переводилась в
раздел иностранной и изучалась уже в переводе на национальный (государственный)
язык.
На протяжении второго десятилетия независимого развития
стран СНГ и Балтии (2000-2010 годы) темпы количественного сокращения
русскоязычных школ несколько снизились (в 1,5 раза или на 2,6 тысячи)
но при этом во многих странах отмечено и уменьшение билингвальных
учебных заведений (табл. 7).
Таблица 7. Динамика изменения количества школ с обучением
на русском языке в бывших республиках СССР в 1990/1991, 2000/2001
и 2010/2011 учебных годах
|
1990/1991
|
20002001
|
2010/2011
|
Изменения количества русскоязычных / билингвальных школ,
гимназий, лицеев за 1990/91 – 2010/11 годы
|
Количество обще-образовательных русскоязычных + билинвальных
школ, гимназий, лицеев
|
Количество обще-образовательных русскоязычных + билинвальных
школ, гимназий, лицеев
|
Количество обще-образовательных русскоязычных + билинвальных
школ, гимназий, лицеев
|
Украина
|
4297+1158
|
2399 + 1270
|
1149 +1 350
|
-3148 / -192
|
Белоруссия
|
1655 + 154
|
1510 + 149
|
1370 + 122
|
-285 / -32
|
Молдавия
|
429 + 129
|
297 + 93
|
240 + 84
|
-189 / -45
|
Приднестровье
|
-
|
122 + 15
|
114 + 18
|
-
|
Казахстан
|
5209 + 652
|
2406 + 2138
|
1524 + 519
|
-3685 / -133
|
Узбекистан
|
312 + 1505
|
161 + 644
|
119 + 580
|
-193 / -925
|
Киргизия
|
187 + 338
|
162 + 420
|
162 + 420
|
-25 / +82
|
Таджикистан
|
108 + 295
|
3 + 100
|
15 + 162
|
-93 / -133
|
Туркмения
|
150 + 0
|
92 + 56
|
1 + 20
|
-149 / +20
|
Азербайджан
|
93 + 456
|
31 + 374
|
17 + 336
|
-76 / -120
|
Армения
|
103 + 140
|
6 + 52
|
4 + 36
|
-99 / -104
|
Грузия
|
220 + 280
|
167 + 119
|
2 + 63
|
-218 / -127
|
Абхазия
|
-
|
-
|
49 + 16
|
-
|
Южная Осетия
|
-
|
-
|
54 + 0
|
-
|
Латвия
|
195 + 145
|
168 + 152
|
103 + 73
|
-92 / -72
|
Литва
|
85 + 103
|
68 + 60
|
34 + 22
|
-51 / -81
|
Эстония
|
98 + 23
|
66 + 38
|
58 + 28
|
-40 / +5
|
Всего
|
13132 + 5378
|
7645 + 5645
|
5015 +3849
|
-8117 / - 1529
|
Наиболее масштабной стала ликвидация школ с обучением
на русском языке на Украине, в Казахстане, Грузии, Армении и Туркмении.
Определенным исключением стала лишь Киргизия. Это - единственная
страна СНГ, в которой число школьников, получавших русскоязычное
образование, за последние 20 лет несколько увеличилось (табл. 8).
Таблица 8. Число школьников, обучавшихся на русском
языке, в бывших республиках СССР в 1990/1991, 2000/2001 и 2010/2011
учебных годах, тыс.человек
|
1990/1991
|
2000/2001
|
2010/2011
|
2010/2011 -1990/1991
|
Белоруссия
|
1204,3
|
1068,0
|
758,2
|
-446,1
|
Украина
|
3518,0
|
1197,2
|
685,9
|
-2832,1
|
Молдавия
|
239,1
|
133,6
|
81,4
|
-157,7
|
Приднестровье
|
-
|
46,1
|
41,3
|
-
|
Казахстан
|
2224,0
|
1441,7
|
834,4
|
-1389,6
|
Киргизия
|
248,9
|
253,3
|
283,5
|
+34,6
|
Узбекистан
|
636,0
|
321,0
|
221,0
|
-415,0
|
Таджикистан
|
120,0
|
18,0
|
47,0
|
-73,0
|
Туркмения
|
127,1
|
42,3
|
6,5
|
-120,6
|
Азербайджан
|
250,0
|
107,5
|
94,7
|
-155,3
|
Армения
|
92,0
|
9,2
|
1,5
|
-90,5
|
Грузия
|
207,0
|
38,1
|
8,5
|
-198,5
|
Абхазия
|
-
|
-
|
10,2
|
-
|
Южная Осетия
|
-
|
-
|
5,2
|
-
|
Латвия
|
168,1
|
115,3
|
56,6
|
-111,5
|
Литва
|
76,2
|
41,2
|
15,9
|
-60,3
|
Эстония
|
75,9
|
54,0
|
26,6
|
-49,3
|
Всего
|
9186,4
|
5607,1
|
3178,4
|
-6008,0
|
Интересно, что от половины до 4/5 контингента учащихся
русскоязычных школ в бывших советских республиках (прежде всего
среднеазиатских и закавказских) в 2010/2011 учебном году составляли
дети коренных национальностей. Причина – в целом более высокое,
чем в национальных школах, качество обучения, сохранившееся еще
с советских времен. В странах Балтии национальный состав школ с
обучением на русском языке иной: детей коренных национальностей
в них не более 5-10%.
15 Подсчитано по:
Статистический ежегодник России. 1915 год, стр. 144 (включая Петроградский
учебный округ, Баку, Тифлис и Варшавскую губернию). При этом русскоязычное
образование получали примерно 9 млн человек, а 0,5 млн человек учились
на национальных языках, в том числе в т.н. нехристианских религиозных
школах, но изучали при этом русский язык как учебный предмет.
|