Rambler's Top100

№ 535 - 536
10 - 31 декабря 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» о демографии в послании Президента
«РИА «Новости», «Российская газета», «Ведомости» и «Московский комсомолец» о рождаемости в России
«Slon.ru» о росте населения в 2011 году
«Новые известия» о жизни до 100 лет
«Коммерсантъ» о российском здравоохранении
«Медицинская газета» о ранней диагностике ДЦП
«Gorod.lv» о семейной политике в Литве
«Slon.Ru» о снижении рождаемости в США
«Atlantico» о демографии и экономике
«Forbes» о детности и инновационности
«Независимая газета» о росте российских зарплат
«Независимая газета» и «Slon.Ru» о прикреплении белорусов к рабочим местам
«FINMARKET.RU» о роботах вместо китайцев
«Российская газета» о кризисе и «новых отверженных»
«Итоги» о переводах денег из России
«Ведомости» о миграции в послании Президента
«Superjob.ru» и «Slon.ru» о вредности миграции для России
«Московские новости» о законодательстве в отношении трудовых мигрантов
«Известия» об уголовной ответственности для работодателей мигрантов-нелегалов
«Gazeta.ru» о трехлетнем запрете въезда для вовремя невыехавших
«Коммерсантъ» о мигрантах и русском языке
«Новые известия» о мигрантах-почтальонах
«Известия» об увеличении квоты на привлечение трудовых мигрантов в Москве

«Gazeta.ru» о переносе рассмотрения закона об упрощении предоставления гражданства России зарубежным соотечественникам
«Московские новости» о «закрытии» Нового Уренгоя
«Известия» и «Полит.ру» о хорошем воспитании для детей-сирот северных широт
«The New York Times» о беженцах из Сирии в Армению
«Courier.co.il» о принуждении к контрацепции эфиопских репатрианток в Израиль
«Новые известия» о доминиканском расизме
«Slon.Ru» о миграции из бедных стран
«Slon.ru» о смене лица иммиграции в США
«Телеграф» об американском «движении чаепития»
«Эксперт» о культурном многообразии как угрозе кризиса США
«Независимая газета» о сохранении татарской этнической идентичности
«Итоги» о «пенсионном компромиссе»
«Профиль» о российской и шведской пенсионных системах
«Зеркало недели» о высшем образовании на Украине
«ИноСМИ» об ограничениях выезда иранских женщин
«Новые известия» об избыточном весе российских школьников
«Российская газета» о водке и пиве
«Gazeta.ru» о возрастной специфичности ДТП
«Эксперт» о земельном вопросе на Северном Кавказе
«Lenta.ru» об умирании Детройта
«Зеркало» о грязных городах
«Коммерсантъ-Власть» о коренных малочисленных народах Севера и углеводородах
«Коммерсантъ» о едином государственном демографическом реестре и биометрических паспортах Украины

о водке и пиве

Водка без пива - деньги кому?

Сократит ли мужскую смертность от алкоголизма взлет цен на водку и снижение цен на пиво?

Евгений Яковлев, профессор Российской экономической школы:
- Если вдвое повысить цену на водку, но при этом не увеличивать или даже уменьшить цену на пиво, то мужская смертность от алкоголя в России в течение десяти лет может сократиться больше чем на 10 тысяч человек в год. Сейчас же ежегодно от водки умирает около 125 тысяч молодых мужчин в возрасте от 18 до 40 лет
Разрыва в ценах на пиво и водку можно достичь разными способами - за счет акцизной политики, субсидий производителям пива. Над этим еще можно подумать, если взять такую идею за основу. Как отмечают ученые, если пить пиво, то гораздо сложней получить единоразовую дозу алкоголя, из-за которой происходит остановка сердца или человек засыпает и замерзает на улице. По спиртовому содержанию водка значительно превосходит пиво и гораздо вредней.
И потому главное, не увлекаться повышением цены на пиво, а, возможно, даже рассмотреть ее понижение, чтобы таким образом стимулировать потребление пива за счет водки. Одновременно необходимо постепенно продолжать поднимать цену на водку, как это сейчас и делается.
Структура потребления водки и пива последние 10 лет довольно разительно менялась в соответствии с колебаниями цен на них. По опросам, на водку в 2009 году приходилось 46,5 процента потребления, на пиво почти 40 процентов, 8 процентов на вино и 5 процентов на самогон. Таким образом, как следует из этой статистики, среднее потребление мужчин трудоспособного возраста, женщин и пожилых людей в России составляло в месяц 11 литров пива, 1,7 литра водки, 1 литр вина и 0,2 литра самогона. Если же взять только мужчин, то норму потребления каждой категории можно увеличить примерно в два раза: 22 литра пива, 3,5 литра водки, 0,4 литра самогона и 2 литра вина в месяц. Теперь объемы растут быстрее у пива
С 2003 года в России также наблюдается сокращение потребления самогона после значительного роста. Конечно, в сельской местности самогон по-прежнему популярней магазинной, даже контрафактной водки, но наблюдается и явная тенденция к сокращению потребления крепкого алкоголя вообще за счет растущего потребления пива. Что касается стеклоочистителей, то необходимо при производстве добавлять в их состав вещества, которые сделают их заведомо непригодными для потребления вовнутрь
Смешивает водку с пивом в России довольно узкий и близкий к маргинальному слой населения. В целом же потребители водки и пива - это разные категории, поэтому можно утверждать, что водка и пиво товары-заменители. Они субституты, то есть заменяют, а не дополняют друг друга.
Александр Романов, гендиректор Комитета производителей алкогольной продукции:
- Любой напиток, содержащий алкоголь, будь то вино, водка, шампанское, пиво или так называемые "слабоалкогольные коктейли" - в больших количествах всегда вреден и опасен
Мы исходим из того, что любой алкоголь - это алкоголь. И это международно признанный принцип подхода
В России пиво отнюдь не является заместителем и субститутом водки. Скорее, нередко, дополнением: водку часто мешают с пивом. Даже присказка есть: "водка без пива - деньги на ветер". Отравления же, как правило, происходят по причине чрезмерного употребления или из-за некачественного, суррогатного алкоголя
Те, кто пьет стеклоочистительную жидкость или паленую водку, на пиво никогда не перейдут, даже если повысить цену на водку в полтора раза, а на пиво опустить вдвое. Если они сейчас не могут позволить себе крепкие напитки дороже 35 или 90 рублей, то для них безразлично, будет настоящая водка стоить 200, 300 или 500 рублей. Они по-прежнему станут пить суррогаты и стеклоочистительную жидкость. Поэтому эти люди как умирали, так и будут умирать
Обычные, нормальные люди, привыкшие к крепким спиртным напиткам, едва ли перейдут на пиво, даже если цена на водку вырастет. Они уже привыкли к особым ощущениям и эффекту. Бедные люди, если водка подорожает, тоже пить больше пива не станут, они начнут пить самогон либо суррогат и одеколон. Поэтому пропаганду и стимулирование потребления пива я считаю сомнительным делом. В любом случае - пиво, водка или вино - надо бороться с чрезмерным питием, необходима пропаганда умеренного и ответственного употребления алкоголя. Человеку, которого сбивает пьяный водитель, все равно, что тот пил - водку или пиво.
50 грамм водки и любого крепкого алкоголя сопоставимы с 0,33 л пива. Поэтому необходимо умеренное и ответственное потребление. Алкоголь является неотъемлемой частью любой современной культуры. Поэтому полностью избежать потребления никогда не удастся. По возможности, ущерб от потребления алкоголя необходимо уменьшить за счет развития культуры умеренного питья. Долгое время пиво ошибочно не считалось алкоголем. Это сформировало легкомысленное отношение к его потреблению. Пиво начали пить все и повсеместно. Прежде всего молодые люди.
Слабый алкоголь необходимо уравнять с крепким. И я даже считаю необходимым введение минимальных розничных и оптовых цен, хотя это и вынужденная мера. Государство не должно вмешиваться в работу свободного рынка, но когда ситуация выходит из-под контроля, это необходимо. Сейчас, когда, по экспертным оценкам, некачественный (контрафактный) алкоголь занимает от 25 до 45 процентов рынка, необходимо не ужесточать требования к рекламе, а наоборот, позволить качественно рекламировать хороший алкоголь, чтобы сформировать у потребителя культуру его потребления. В рекламе должно подчеркиваться, что безответственное и неумеренное его потребление наносит ущерб здоровью и приводит к разорению семейных бюджетов
А постоянное повышение акцизов вовсе не способствует сокращению потребления. Когда качественный алкоголь становится недоступным, люди, привыкшие его потреблять, переходят на самогон или суррогат. Я не считаю повышение акцизов действенной мерой. Наоборот, необходимо постепенно снижать их.
Вообще мне кажется странной мысль заменить водочный алкоголизм пивным. И выход из ситуации я вижу не в выборе меньшего из двух зол, а в формировании культуры разумного, умеренного потребления.

Владимир КОЗЛОВСКИЙ. «Российская газета», 3 декабря 2012 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.