Rambler's Top100

№ 533 - 534
26 ноября - 9 декабря 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Демографический прорыв или движение по кругу?
Часть первая

Предпоследнее место в первой десятке

Возрастная структура населения скоро станет неблагоприятной

Поколения детей и поколения родителей

Постарение материнства способствовало росту текущих показателей рождаемости

Что показывает коэффициент суммарной рождаемости

1,6 рождения на женщину и воспроизводство поколений

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

 

Сергей Бордачев. Архитектурный проект с птичьего полета. Sergey Bordachev. Architectural design from a bird's-eye view (1985)

Демографический прорыв или движение по кругу?

Часть первая

Над темой номера работал

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Постарение материнства способствовало росту текущих показателей рождаемости

Рост численности материнских поколений был важным, но не единственным фактором увеличения числа рождений после 1999 года. К нему присоединился еще один весьма существенный фактор, а именно происходившая с начала 1990-х годов быстрая перестройка возрастной кривой рождаемости российских женщин, сдвиг основной массы рождений к старшим материнским возрастам. Сегодня наибольший вклад в рождаемость вносят женщины 25-29 лет, а не 20-24, как было еще совсем недавно. В 1990 году рождаемость в возрасте 20-24 года была примерно на 70% выше, чем в 25-29 лет, в 2000 году - примерно на 40% выше, с 2008 года рождаемость 20-24-летних женщин упала ниже рождаемости 25-29-летних.

Велик соблазн объяснить этот сдвиг рождений к старшим возрастам, с одной стороны, трудностями 90-х годов, когда молодые женщины были вынуждены откладывать рождения, а с другой, - введением "материнского капитала" и общей активизации пронаталистской демографической политики во второй половине "нулевых", которые позволили женщинам реализовать отложенные рождения.

К сожалению, это кажущееся очевидным объяснение не позволяет ответить на два вопроса:

а) почему рост числа рождений и коэффициента суммарной рождаемости начался за 7 лет до введения "материнского капитала", которое не изменило существовавшую до этого тенденцию, а лишь внесло в нее недолговременное возмущение (рис. 12 и 16)?

б) почему введение "материнского капитала" совершенно не повлияло на поведение женщин в возрасте до 25 лет, рождаемость у которых в 2010 году была даже ниже, чем в 1999 (рис. 8 и 15)?

Рисунок 8. Рождаемость в возрасте 15-49 и 20-24 года в 1999 и 2010 годах, на 1000 женщин соответствующего возраста

На рис. 9 показано накопленное число рождений к возрасту 25 лет у 40 одногодичных поколений россиянок. Максимальным оно было у поколения 1965 года рождения, его рост - прямой эффект политики 1980-х годов, в середине которых женщины, родившиеся в 1965 году, достигли своего 20-летия. Но ничего подобного не наблюдается у женщин, родившихся в 1980-е годы. В 2010 году в возрасте до 25 лет находились молодые женщины, родившиеся в 1986 и последующие годы, рождаемость у них была необыкновенно низкой.

Рисунок 9. Накопленное число рождений к возрасту 25 лет в среднем на одну женщину в женских поколениях 1944-1984 годов

Источник: Human Fertility Database. Max Planck Institute for Demographic Research (Germany) and Vienna Institute of Demography (Austria). www.humanfertility.org Последнее изменение 13.04.2012.

Почему молодые женщины не откликнулись на "материнский капитал"? Ведь в то же самое время у женщин в возрасте 25-29 лет рождаемость, по сравнению с 1999 годом, увеличилась в полтора раза, а в возрасте 30-34 года - более чем в два. Возможно, младшие материнские поколения просто ждут своего часа, достижения более поздних возрастов? А "материнский капитал" здесь не при чем, "наверстывание" отложенных рождений женщинами в возрасте 25 лет и старше - вообще не специфический российский феномен "нулевых" годов? Вполне вероятно, что оно обусловлено, прежде всего, общими для многих стран эволюционными изменениями возрастной кривой рождаемости.

В процессе демографического перехода "расписание" массового прокреативного поведения в очень многих странах претерпело два крупных противоположно направленных изменения. Первое из них выражалось в том, что женщины, в среднем, прекращали процесс прокреации все раньше и раньше, в результате чего все большая часть рождений концентрировалась в молодых возрастах и средний возраст матери при рождении детей снижался. На следующем этапе, который четко обозначился в 1970-е годы, происходило движение в противоположном направлении: женщины во все большем числе стран отодвигали начало деторождения и материнство, которое на предыдущем этапе "молодело", теперь, напротив, "старело". Таким образом, сдвиг рождаемости к старшим материнским возрастам - общемировая тенденция, ее нельзя объяснять условиями российской социально-экономической конъюнктуры, во многих странах она привела к тому, что максимум рождаемости переместился на возраст 30-34 года, возможно, это произойдет и в России. Средний возраст матери при рождении детей увеличивается повсеместно, что хорошо видно на рис. 10, на котором представлены данные по 10 европейским странам.

Рисунок 10. Средний возраст матери при рождении детей в России и 10 европейских странах, лет

Источники: Демоскоп Weekly; Eurostat. Statistics Database

Как видно из рис. 10, в начале 1980-х годов в России, пусть и с некоторым опозданием по отношению к европейским странам, также наметился переход к новому этапу изменений "расписания" рождения детей, имевший, по-видимому, ту же стихийную эволюционную природу, что и в Западной Европе. Однако тогда он не состоялся из-за воздействия на тайминговые изменения второго фактора - мер демографической политики, вводившихся с начала 1980-х годов. Эти меры имели своим следствием рост рождаемости, в том числе и в младших материнских возрастах, что особенно хорошо видно на примере поколения 1964 года рождения. Вклад рождений в возрасте до 25 лет в итоговую рождаемость этого поколения превысил 62% против 50% у поколения 1954 года (см. рис. 16 далее). Когда же это поколение в конце 1980-х достигло 25 летнего возраста, оно уже в значительной степени выполнило свой "план", что, несомненно, внесло вклад в падение коэффициента суммарной рождаемости в 90-е годы.

Таким образом, под влиянием мер политики 80-х годов кривая России на рис. 10, которая начала, было, двигаться вверх, снова повернула вниз. Но если движение кривых для всех других стран вверх было не случайным, то и у России не было другого пути, и этот поворот мог быть только временным. Ведь все ключевые факторы образа жизни, влияющие на прокреативное поведение, - учеба, профессиональная карьера, условия формирования семьи и т.п. - в главных чертах у нас те же, что и в других развитых урбанизированных странах. Поэтому не удивительно, что российская кривая на графике снова поползла вверх, на этот раз, видимо, необратимо.

Наша гипотеза заключается в том, что в основном (не без исключений, конечно) ни откладывание рождений в 1990-е годы, ни их реализация в 2000-е не были ни вынужденными в первом случае, ни стимулированными во втором. Рождаемость в старших возрастах изначально входила в планы нынешних поколений матерей (пусть и не вполне осознанно, речь идет о массовом стихийном процессе), их планы и реализовались. Это повлияло как на снижение коэффициента суммарной рождаемости в 1994-1998 годах, когда, скажем, женщинам поколения 1974 года было 20-24 года, так и на его повышение в 1999-2008 годах, когда им было 25-34 года, отсюда и рост показателя после 1999 года.

В результате массового переноса рождений на более поздние возраста, к 2000 году в России образовался провал в возрастных числах рождений (рис. 11), который к 2010 году стал сокращаться (реализовывались отложенные рождения), суммарная площадь левых и правых столбиков на рис. 11 значительно сблизилась, что и отразилось в росте коэффициента суммарной рождаемости.

Рисунок 11. Число рождений на 1000 женщин соответствующей возрастной группы

Таким образом, с точки зрения динамики числа рождений в России в "нулевые" годы сложились исключительно благоприятные условия. В это время совпали две независимые друг от друга тенденции. Увеличение числа женщин средних и старших репродуктивных возрастов в сочетании со сдвигом рождаемости в эти возраста обусловило рост числа рождений, начиная с 2000 г.

Чиновники всех рангов не преминули поставить рост числа рождений и некоторых производных от него показателей себе в заслугу. Как отмечалось на сайте бывшего Минздравсоцразвития, «только активные действия властей всех уровней по реализации принятой в 2007 году Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года позволили коренным образом улучшить ситуацию с рождаемостью… В 1999 г. в России родились 1215 тыс. детей, в 2009 г. – 1760 тыс. Разница огромная. По расчетам ученых естественные причины дали за последние три года лишь 15% роста рождаемости, остальные 85% роста дали меры государственного воздействия на демографическую ситуацию»3.

Этот комментарий едва ли соответствовал действительности. Если не считать 2007 года - первого года, когда были введены новые пронаталистские меры, темпы роста числа родившихся после их введения были примерно такими же, как и до этого, уже в 2010 году они были минимальными за весь период, за исключением провального 2005 года, в 2011 году почти сошли на нет (рис. 12). Прирост числа рождений за первые 5 лет периода (2000-2004) составил 288 тысяч, за последние 5 лет (2006-2010) - 332 тысячи, т.е. был несколько выше за счет рекордного 2007 года, разница заметная (15%), но не принципиальная. Разницу в числе рождений между 2009 и 1999 годами - 545 тысяч - можно считать "огромной", но на период с 2007 года из нее приходится только 280 тысяч, остальные 265 тысяч были получены ранее. При этом, как следует из рис. 4, рост числа потенциальных родителей заканчивается, соответственно вполне предсказуема и дальнейшая динамика числа рождений, оно неизбежно начнет сокращаться.

Рисунок 12. Годовые приросты числа родившихся, % (2012 год - предварительная оценка)

Неожиданным кажется всплеск рождаемости в 2012 году (рис. 12). После нескольких лет неуклонного сокращения прироста числа родившихся, оно вдруг необычно выросло - после 0,3% в 2011 году прирост в 2012 году - 5,9% (а, может быть и больше, с учетом того, что год еще не завершен). В 2011 году прирост составил менее 5 тысяч рождений, в 2012 - больше 100 тысяч.

Пока объяснить этот всплеск затруднительно, тем более что 2012 год не закончился, и всей необходимой для анализа информации еще нет. Те результаты, какие сейчас можно наблюдать, не совсем понятны, ибо они слишком сильно противоречат тенденциям последних лет. Пока приходится ограничиться лишь некоторыми наблюдениями, не претендующими на полное объяснение феномена.

Некоторую информацию можно получить, сравнивая динамику числа рождений в России и на Украине. При всем различии экономической и политической ситуации в России и на Украине на протяжении последнего десятилетия, в динамике рождаемости обеих стран было много общего (рис. 13), что указывает на действие факторов, сравнительно мало зависящих от экономической и политической обстановки.

Рисунок 13. Прирост числа родившихся в России и на Украине по месяцам,
2001-2012, %

Необычно большой прирост числа рождений пришелся на май - месяц, который по темпам изменений числа родившихся никогда прежде заметно не отличался (особенно в сторону повышения) ни от соседних месяцев, ни от всего периода с января по октябрь, за который пока имеются данные, а на этот раз сильно от них оторвался (рис. 14).

Рисунок 14. Прирост числа родившихся в некоторые месяцы в % к соответствующим месяцам предыдущего года, 1956-2012 годы

В мае 2012 года число родившихся было на 24 тысячи больше, чем в мае 2011, - такая разница была, например, между сентябрем 2007 и 2006 года, но тогда ее можно было объяснить введением в начале 2007 года новых мер демографической политики, что и дало свои результаты на девятом месяце года. А как объяснить майский подъем 2012 года? 7 мая 2012 года состоялась инаугурация Президента России и в тот же день был подписан Указ № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", что, конечно, тоже могло положительно сказаться на динамике числа рождений. Но на такое быстродействие, пожалуй, никто не рассчитывал.

Любопытно, что такой же необычный майский подъем числа родившихся наблюдался и на Украине - прирост на 6,9 тысяч рождений, по сравнению с маем предыдущего года, по абсолютной величине - самый большой прирост между двумя одинаковыми месяцами смежных годов за последние 10 лет.

Чиновники на Украине, так же, как и в России, окрылены позитивными тенденциями динамики числа рождений, видят в них свою заслугу и полагают, как заявил недавно премьер-министр Украины Николай Азаров, что "еще год-полтора, и Украина в целом выйдет на превышение рождаемости над смертностью" 4. О бэби-буме говорят и в Белоруссиию

Скорее всего, подобная эйфория необоснованна. Наиболее вероятные объяснения достижений последних лет, роста числа рождений, сокращения естественной убыли населения в России, на Украине, в Белоруссии, связаны с синхронными благоприятными изменениями возрастной структуры, формировавшейся в свое время в трех странах под воздействием одних и тех же исторических обстоятельств, а также сходными изменениями возрастной кривой рождаемости. Но действие этих факторов ограничено во времени.

Какое-то время рост числа рождений в России еще может продолжаться: больше всего детей у нас родилось в 1983-1987 гг. (рис. 6), они достигали 25-летнего возраста в 2008-2012 годах, поддерживая этот рост, но достаточно скоро начнется резкий спад числа потенциальных матерей, что чревато соответствующим сокращением числа рождений. Можно ли как-либо предотвратить или хотя бы затормозить это сокращение?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо лучше понять, от чего зависят ежегодные абсолютные числа рождений. Сама по себе их динамика дает наглядное представление лишь о конечных, имеющих практическое значение результатах изменений в рождаемости, однако для понимания механизмов формирования этих результатов необходимо использовать показатели, обладающие большими аналитическими возможностями.


3 Уроки демографии // История одного комментария для газеты. http://blog.minzdravsoc.ru/2010/01/uroki-demografii-istoriya-
odnogo-kommentariya-dlya-gazety/#more-153. (Сейчас этот адрес не действует).
4 УНИАН, 26 августа 2012 г.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.