Rambler's Top100

№ 505 - 506
2 - 15 апреля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Планирование семьи в трех славянских странах

Расхождения в темпах снижения абортов нарастают

Законодательство в сфере внутрисемейного регулирования рождаемости мало изменилось после распада СССР

Статистический учет абортов и контрацепции

Объясняются ли различия в показателях абортов структурой контрацепции?

Роль государственной политики

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"




Google
Web demoscope.ru

 

Питер Брейгель старший. Детские игры (фрагмент). Pieter Bruegel the Elder. Children's Games (detail). (1560) Планирование семьи в трех славянских странах

Над темой номера работали

Борис ДЕНИСОВ Виктория САКЕВИЧ

Борис ДЕНИСОВ

Виктория САКЕВИЧ

Законодательство в сфере внутрисемейного регулирования рождаемости мало изменилось после распада СССР

В ноябре 1920 года Советская Россия впервые в мире приняла решение о легализации искусственного прерывания беременности, которое после создания СССР распространилось на всю его территорию. С 1936 по 1955 года аборты в СССР были запрещены, за исключением абортов по медицинским показаниям; в 1955 году аборт снова легализовали. С 1955 года прерывание беременности разрешено в срок до 12 недель, после этого срока - только по медицинским показаниям. В 1987 Минздрав СССР разрешил искусственный аборт в период до 28 недель беременности по немедицинским показаниям (Приказ МЗ СССР №1342 от 31 декабря 1987). Такими основаниями могли быть: смерть мужа во время беременности, пребывание в местах лишения свободы, многодетность (свыше 5 детей), лишение прав материнства, развод во время беременности, изнасилование, инвалидность предыдущего ребенка.

После распада СССР законодательство в отношении аборта в бывших союзных республиках мало изменилось.

В России Основами законодательства об охране здоровья граждан, принятыми в 1993 году (ФЗ №5487-1 от 22.07.1993), в статье 36, было определено, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Далее в законе говорилось, что искусственное прерывание беременности может проводиться по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, при наличии социальных показаний - при сроке до 22 недель и на любом сроке беременности, если имеются медицинские показания и согласие женщины. Эти положения сохранились и в недавно принятом законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (№ 323-ФЗ от 21.11.2011).

Почти дословно формулировки российского законодательства совпадают с текстом статьи 27 белорусского закона "О здравоохранении" (№ 2435-XII от 18.06.1993). Единственное отличие заключается в том, что согласно законодательству Белоруссии аборты после 12 недель беременности можно делать только в государственных организациях здравоохранения, тогда как в России такого ограничения нет. Как в России, так и в Белоруссии перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения, а перечень социальных показаний - Правительством.

В постсоветской Украине право на прерывание беременности было подтверждено Основами законодательства об охране здоровья (Основи законодавства України про охорону здоров'я, №2801-XII, 19.11.1992), в статье 50. Аборт по желанию женщины разрешен в сроки беременности до 12 недель в учреждениях здравоохранения, имеющих на это право; в отдельных случаях, определенных законодательством, производство аборта допускается в сроки от 12 до 22 недель беременности.

Таким образом, в трех странах аборт до 12 недель беременности разрешен по желанию женщины, в более поздние сроки - по медицинским показаниям. В отношении абортов по социальным показаниям имеются различия. В настоящее время самый широкий перечень социальных показаний для позднего аборта действует в Белоруссии. Он состоит из десяти пунктов (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2008 №1580), среди которых: пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы, наличие инвалидности I, II группы у мужа, наличие ребенка-инвалида с детства, смерть мужа во время беременности женщины, расторжение брака во время беременности, наличие решения суда о лишении родительских прав, беременность в результате изнасилования, многодетность (число детей 3 и более), признание женщины или ее мужа в установленном порядке безработными во время беременности женщины, наличие у женщины статуса беженца.

В России в 2003 году перечень социальных показаний был резко сокращен - с 13 до 4-х пунктов, а в 2012 году - до одного пункта.

На Украине в 2006 году социальные показания были исключены из законодательства (Постановление Кабинета Министров Украины №144 от 15.02.2006). До этого список социальных оснований для прерывания беременности во многом повторял отмененный в 2003 году российский список и ныне действующий белорусский список (за исключением наличия статуса безработного или беженца, низкого дохода и отсутствия жилья).

Во всех трех странах процедура аборта входит в базовый пакет государственных гарантий оказания медицинской помощи, то есть по закону должна выполняться в государственных организациях здравоохранения бесплатно.

Что касается контрацепции, то в изучаемых странах нет специальных законов, регулирующих применение контрацепции. Лишь такой метод, как стерилизация, законодательно регламентирован. В России стерилизация может быть проведена по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний - независимо от возраста и наличия детей. В Белоруссии, согласно закону "О здравоохранении", условием контрацептивной стерилизации является достижение совершеннолетия. На Украине право на стерилизацию с контрацептивной целью в законе не прописано, но хирургическая стерилизация разрешена при наличии медицинских показаний (для женщин таковых 15, для мужчин 3) (Наказ Міністерства охорони здоров'я України від 6 липня 1994, №121).

На Украине существуют ведомственные акты, регламентирующие деятельность службы планирования семьи, и клинические протоколы использования контрацепции (чего в Белоруссии и России нами не найдено). Ни в одной из стран нет собственного производства гормональных контрацептивов, поэтому их стоимость довольно высока. Противозачаточные средства приобретаются, как правило, за собственные деньги.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.