|
|
Планирование
семьи в трех славянских странах |
Над темой номера работали
|
|
|
Борис ДЕНИСОВ
|
Виктория САКЕВИЧ
|
|
Законодательство в сфере внутрисемейного регулирования
рождаемости мало изменилось после распада СССР
В ноябре 1920 года Советская Россия впервые в мире приняла
решение о легализации искусственного прерывания беременности, которое
после создания СССР распространилось на всю его территорию. С 1936
по 1955 года аборты в СССР были запрещены, за исключением абортов
по медицинским показаниям; в 1955 году аборт снова легализовали.
С 1955 года прерывание беременности разрешено в срок до 12 недель,
после этого срока - только по медицинским показаниям. В 1987 Минздрав
СССР разрешил искусственный аборт в период до 28 недель беременности
по немедицинским показаниям (Приказ МЗ СССР №1342 от 31 декабря
1987). Такими основаниями могли быть: смерть мужа во время беременности,
пребывание в местах лишения свободы, многодетность (свыше 5 детей),
лишение прав материнства, развод во время беременности, изнасилование,
инвалидность предыдущего ребенка.
После распада СССР законодательство в отношении аборта
в бывших союзных республиках мало изменилось.
В России Основами законодательства об охране здоровья
граждан, принятыми в 1993 году (ФЗ №5487-1 от 22.07.1993), в статье
36, было определено, что каждая женщина имеет право самостоятельно
решать вопрос о материнстве. Далее в законе говорилось, что искусственное
прерывание беременности может проводиться по желанию женщины при
сроке беременности до 12 недель, при наличии социальных показаний
- при сроке до 22 недель и на любом сроке беременности, если имеются
медицинские показания и согласие женщины. Эти положения сохранились
и в недавно принятом законе "Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации" (№ 323-ФЗ от 21.11.2011).
Почти дословно формулировки российского законодательства
совпадают с текстом статьи 27 белорусского закона "О здравоохранении"
(№ 2435-XII от 18.06.1993). Единственное отличие заключается в том,
что согласно законодательству Белоруссии аборты после 12 недель
беременности можно делать только в государственных организациях
здравоохранения, тогда как в России такого ограничения нет. Как
в России, так и в Белоруссии перечень медицинских показаний для
искусственного прерывания беременности определяется Министерством
здравоохранения, а перечень социальных показаний - Правительством.
В постсоветской Украине право на прерывание беременности
было подтверждено Основами законодательства об охране здоровья (Основи
законодавства України про охорону здоров'я, №2801-XII, 19.11.1992),
в статье 50. Аборт по желанию женщины разрешен в сроки беременности
до 12 недель в учреждениях здравоохранения, имеющих на это право;
в отдельных случаях, определенных законодательством, производство
аборта допускается в сроки от 12 до 22 недель беременности.
Таким образом, в трех странах аборт до 12 недель беременности
разрешен по желанию женщины, в более поздние сроки - по медицинским
показаниям. В отношении абортов по социальным показаниям имеются
различия. В настоящее время самый широкий перечень социальных показаний
для позднего аборта действует в Белоруссии. Он состоит из десяти
пунктов (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2008
№1580), среди которых: пребывание женщины или ее мужа в местах лишения
свободы, наличие инвалидности I, II группы у мужа, наличие ребенка-инвалида
с детства, смерть мужа во время беременности женщины, расторжение
брака во время беременности, наличие решения суда о лишении родительских
прав, беременность в результате изнасилования, многодетность (число
детей 3 и более), признание женщины или ее мужа в установленном
порядке безработными во время беременности женщины, наличие у женщины
статуса беженца.
В России в 2003 году перечень социальных показаний был
резко сокращен - с 13 до 4-х пунктов, а в 2012 году - до
одного пункта.
На Украине в 2006 году социальные показания были исключены
из законодательства (Постановление Кабинета Министров Украины №144
от 15.02.2006). До этого список социальных оснований для прерывания
беременности во многом повторял отмененный в 2003 году российский
список и ныне действующий белорусский список (за исключением наличия
статуса безработного или беженца, низкого дохода и отсутствия жилья).
Во всех трех странах процедура аборта входит в базовый
пакет государственных гарантий оказания медицинской помощи, то есть
по закону должна выполняться в государственных организациях здравоохранения
бесплатно.
Что касается контрацепции, то в изучаемых странах нет
специальных законов, регулирующих применение контрацепции. Лишь
такой метод, как стерилизация, законодательно регламентирован. В
России стерилизация может быть проведена по письменному заявлению
гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а
при наличии медицинских показаний - независимо от возраста и наличия
детей. В Белоруссии, согласно закону "О здравоохранении",
условием контрацептивной стерилизации является достижение совершеннолетия.
На Украине право на стерилизацию с контрацептивной целью в законе
не прописано, но хирургическая стерилизация разрешена при наличии
медицинских показаний (для женщин таковых 15, для мужчин 3) (Наказ
Міністерства охорони здоров'я України від 6 липня 1994, №121).
На Украине существуют ведомственные акты, регламентирующие
деятельность службы планирования семьи, и клинические протоколы
использования контрацепции (чего в Белоруссии и России нами не найдено).
Ни в одной из стран нет собственного производства гормональных контрацептивов,
поэтому их стоимость довольно высока. Противозачаточные средства
приобретаются, как правило, за собственные деньги.
|