|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория Ивановна САКЕВИЧ
|
Новые ограничения права на аборт в России
Правительство РФ в очередной раз сократило перечень
показаний для искусственного прерывания беременности по социальным
показаниям. Теперь в перечне остался всего один пункт - беременность,
наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного
статьей 131 Уголовного кодекса Российской Федерации (изнасилование).
Напомним, что, согласно российскому законодательству,
искусственное прерывание беременности по желанию женщины разрешено
при сроке беременности до двенадцати недель, а после этого срока
- только при наличии определенных показаний1.
По так называемым "социальным" показаниям можно сделать
аборт в сроки до двадцати двух недель беременности, а по медицинским
показаниям - на любом сроке беременности. Услуга по производству
аборта (на любом сроке беременности) входит в программу государственных
гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, то
есть в государственных организациях здравоохранения должна предоставляться
бесплатно.
Прервать беременность можно и в частных клиниках, имеющих
соответствующую лицензию; так, поздние аборты (к которым относятся
аборты по социальным показаниям) по закону можно делать в учреждениях,
имеющих условия для оказания квалифицированной медицинской помощи,
в т.ч. экстренной хирургической, реанимационной и интенсивной.
В 1996 году список оснований для прерывания беременности
в поздние сроки был существенно расширен по сравнению с действовавшим
до этого (см.: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0123/tema02.php).
Эта мера, по словам чиновников от здравоохранения, имела целью ликвидировать
внебольничные, криминальные аборты в "трудных социально-экономических
условиях переходного периода". В 2003 году Правительство РФ
приняло решение резко сократить перечень социальных показаний для
производства искусственного аборта - c 13 до 4 пунктов (см.: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0123/tema03.php).
Очевидно, переходный период в развитии страны был признан завершенным.
И вот в 2012 году - новое ограничение.
Число абортов по социальным показаниям и их доля в общем
числе зарегистрированных абортов и без того очень малы (таблица,
рисунок).
Таблица. Число зарегистрированных абортов по социальным
показаниям, Россия. По данным Минздравсоцразвития РФ
|
1992
|
2000
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Всего абортов по социальным показаниям
|
25713
|
43687
|
2683
|
1933
|
1328
|
898
|
534
|
392
|
на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет
|
0,71
|
1,11
|
0,07
|
0,05
|
0,03
|
0,02
|
0,01
|
0,01
|
в % от числа абортов, выполненных в учреждениях Минздравсоцразвития*
|
0,88
|
2,57
|
0,21
|
0,17
|
0,12
|
0,09
|
0,06
|
0,05
|
*без учета самопроизвольных, криминальных и неуточненных абортов.
Рисунок. Число абортов по социальным показаниям, Россия,
1992-2010 годы. Левая шкала - абсолютное число, правая шкала - в
% от общего числа больничных абортов.
С 1996 года наблюдался рост числа социальных абортов;
максимум был зафиксирован в 1999 году - 46,5 тысячи, что составило
1,18 в расчете на 1000 женщин репродуктивного возраста. Затем их
число стало снижаться, особенно резко после 2003 года. Так, в 2002
году было сделано 40,1 тысячи абортов по социальным показаниям (1,01
на 1000 женщин), а в 2004 году. - 5,8 тысячи (0,15 на 1000 женщин).
В 2010 году было зарегистрировано всего 392 аборта по социальным
показаниям (0,01 на 1000 женщин) при общем числе искусственных абортов,
сделанных в учреждениях Минздравсоцразвития, - 829,3 тысячи. Это
даже меньше, чем число учтенных криминальных абортов (995).
Соответственно менялась и доля абортов по социальным
показаниям в общем числе искусственных абортов: 0,9% в 1992 году,
2,6% в 1999 и 0,05% в 2010 году.
Возникает вопрос, почему именно аборты по социальным
показаниям привлекают столь пристальное внимание политиков. Ответа
мы пока не нашли. Возможно, такое частое изменение законодательства
в отношении социальных абортов призвано создать видимость активных
действий в направлении сокращения абортов. Однако вклад социальных
абортов в общее число абортов настолько незначителен (особенно после
постановления 2003 года), что не способен повлиять на уровень абортов
в стране. Или это демонстрация готовности правительства пойти на
уступки Русской Православной Церкви, которая последовательно отстаивает
необходимость законодательного запрета аборта в России, и впереди
нас ждут дальнейшие законодательные ограничения?
1 - Согласно ФЗ №323 "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября
2011 года; до принятия этого закона - согласно "Основам законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан" (№ 5487-1
от 22 июля 1993 года).
|