|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория Ивановна САКЕВИЧ
|
Опубликован доклад о положении детей
в Российской Федерации
В каком положении сегодня находятся российские дети
и семьи с детьми? Сколько из них живут в бедности и испытывают лишения?
Как отразилась государственная политика последних лет на благополучии
детей и семей с детьми? Каков уровень смертности и заболеваемости
среди детей и подростков в России по сравнению с европейскими странами?
Как учитывается мнение детей при принятии решений, затрагивающих
их интересы?
Эти и многие другие вопросы рассмотрены в докладе Детского
фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Независимого института социальной политики
"Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу
равных возможностей". Особое внимание в докладе уделено вопросам
социальной справедливости и создания инклюзивного общества, дающего
возможность полноценного развития всем без исключения детям. Общепризнанно,
что социально незащищенные дети - дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации, оставшиеся без попечения родителей, дети-мигранты, дети
с ограниченными возможностями здоровья - нуждаются в особой заботе
общества. В докладе представлены конкретные рекомендации по тому,
как обеспечить такую заботу, и какие меры надо принять для усовершенствования
системы защиты детей и семей с детьми в России.
"Социально изолированных детей не всегда можно
увидеть. На улицах, в школах, в поликлиниках, в социальных учреждениях
прежде всего видны обычные дети. Что касается детей из наиболее
уязвимых групп - их часто скрывают родители, детские дома и интернаты,
- заявил Бертран Бейнвель, глава офиса ЮНИСЕФ в Российской Федерации.
- Совместно с партнерами мы выработали конкретные рекомендации,
как именно должна предоставляться помощь наиболее нуждающимся в
ней детям, какие меры надо принять, чтобы положение детей в России
соответствовало современным стандартам и нормам Конвенции о правах
ребенка".
В докладе представлена информация по следующим направлениям:
положение детей и семей с детьми; система социальной поддержки;
положение и политика в области охраны здоровья детей; положение
и политика в области образования; участие детей в принятии решений,
затрагивающих их интересы.
Полная и краткая версии доклада "Анализ положения
детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей"
доступны на сайте ЮНИСЕФ www.unicef.ru.
"Анализ положения детей в Российской Федерации"
Основные факты и рекомендации
Обзор положения детей и семей с детьми
Основные факты:
- В Российской Федерации сейчас проживает около 26 млн. детей,
т.е. на 7,5 млн. меньше, чем в 2000 г.
- В России 23,3% неполных семей.
Система социальной поддержки семей с детьми
Основные факты:
- Около 18% семей с детьми являются бедными по 2 из 3 критериев
бедности (реальный доход, лишения, субъективная оценка), уровень
бедности среди детей составляет 29,5%.
- Каждая 7-я полная семья с одним ребенком в 2009 г. не смогла
преодолеть черты бедности.
- В самом уязвимом положении с точки зрения бедности находятся
дети в возрасте 1-2 лет и дети из многодетных семей.
- Около 28% семей с детьми до 14 лет испытывают один из видов
семейного неблагополучия.
- Реформы детских и материнских пособий 2007 г. оказали слабый
эффект на уровень жизни семей с детьми, за исключением узких целевых
групп (с детьми до полутора лет).
- Семьи с детьми не стали приоритетной целевой группой антикризисной
программы Правительства РФ, стартовавшей 2009 г.
- Распространённость механизма лишения (а не ограничения) родительских
прав создает риски социальной исключенности детей.
- Число детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся
в интернатных учреждениях, составляет более 140000, и за последние
10 лет оно практически не снижалось. Для этих детей крайне высок
риск социальной дезадаптации и противоправного поведения.
Рекомендации:
Укрепить систему социальной поддержки бедных семей с детьми:
- ввести федеральное пособие для всех бедных семей на базе существующего
пособия для детей или предоставление социального пакета, обеспечивающего
условия для жизни и развития каждого ребенка;
- ввести на региональном уровне единое законодательство, объединяющее
все формы поддержки бедных семей с детьми;
- обеспечить сбалансированность между адресными программами для
бедных семей и программами поддержки для других категорий семей,
включая семьи с детьми с инвалидностью;
- вне зависимости от стажа, пособия по беременности и родам,
по уходу за ребенком не должны быть ниже суммарного прожиточного
минимума матери и ребенка;
- оказывать поддержку семьям с детьми через систему налоговых
вычетов.
Положение и политика в области защиты здоровья детей
Основные факты:
- За последние 15 лет показатели смертности детей до 5 лет и до
года снизились более чем в 2 раза. Между тем, эти показатели все
еще как минимум в 2 раза превышают средние по странам ЕС.
- Уровень младенческой смертности в Российской Федерации в 3,5
раза выше, чем в странах ЕС.
- Показатели смертности подростков практически не снижаются. Среди
причин смерти подростков 75% приходится на внешние причины - травмы
и отравления.
- Уровень самоубийств среди подростков в 4 раза выше, чем в странах
ЕС.
- На протяжении последних 20 лет наблюдается рост заболеваемости
детей по всем классам болезней. Среди детей в трудных жизненных
ситуациях и детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях,
всего 4% могут считаться здоровыми.
- Пораженность детей и подростков инфекциями, передающимися половым
путем, гораздо выше, чем в среднем среди населения. Наиболее высока
заболеваемость среди девочек-подростков 15-17 лет.
- Россия переживает самую масштабную ВИЧ-эпидемию в Европе. Наиболее
высок риск заражения ВИЧ-инфекцией в возрастной группе 15-29 лет.
- За период 2000-2009 гг. число детей в возрасте до 14 лет, состоящих
на учете в связи с алкоголизмом, выросло в 1,6 раза, число подростков
14-18 лет - в 1,5 раза.
- По данным ВОЗ, Россия находится на 4 месте в мире по распространенности
табакокурения среди подростков (курильщиками являются более 30%
мальчиков и 17% девочек в возрасте 15-18 лет).
Рекомендации:
- Обеспечить исполнение программы государственных гарантий оказания
семьям с детьми бесплатной медицинской помощи, включая уязвимые
группы. Способствовать распространению практики исключительно
грудного вскармливания в первые полгода жизни ребенка.
- Разработать государственную стратегию предупреждения детского
травматизма.
- Восстановить каналы получения бесплатной медицинской помощи
для мигрантов и их детей.
- Усилить поддержку программ, нацеленных на создание у молодежи
мотивации к ведению здорового образа жизни в школах и других образовательных
учреждениях, распространить опыт работы медико-социальных центров
для молодежи, таких как клиники, дружественные к молодежи.
- Развивать сеть услуг для детей с ограниченными возможностями
здоровья и для их семей, создавая и при необходимости расширяя
медико-социальные центры реабилитации. Расширять такие программы,
как "Доступная среда".
Положение и политика в области образования
Основные факты:
- За период 2000-2010 гг. число очередников на зачисление в дошкольные
образовательные учреждения выросло в 7 раз и составляет 1,9 млн.
детей.
- В 2009 г. 38 тыс. детей 7-15 лет оказались не вовлечены в образовательные
процессы. Основная причина - состояние здоровья.
- Дети и подростки в России не защищены от ненадлежащего информационного
контента.
- Инклюзивное образование, хотя и становится все более востребованным,
по-прежнему остается малораспространенной практикой: всего 2%
общеобразовательных школ сегодня приспособлены для обучения детей
с инвалидностью.
Рекомендации:
- Развивать сеть дошкольных учреждений для обеспечения доступа
каждого ребенка к дошкольному образованию. Адаптировать график
их работы в соответствии с режимом работы родителей и условиями
жизни семьи.
- Развивать профессиональные услуги по уходу за детьми (семейные
группы, услуги нянь, гувернеров и т.д.).
- Обеспечить образование равного высокого качества в каждом регионе
страны, в городе и на селе.
- Обеспечить прозрачность и контроль за расходованием средств
на образование.
- Разработать эффективную государственную программу правового
воспитания и информационной безопасности детей и подростков.
- В соответствии с государственной программой "Доступная
среда" к 2015 г. подготовить как минимум 20% общеобразовательных
школ (не менее 3600 школ) для обучения детей с инвалидностью.
- Стремиться к тому, чтобы каждая школа стала доступной для любого
ребенка, включая развитие безбарьерной среды, подготовку педагогического
состава, а также поддержку детей и родителей.
- Ратифицировать Конвенцию ООН о правах инвалидов.
Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы
Основные факты:
- Мнения и интересы детей недостаточно учитываются при принятии
решений, касающихся детей.
- Муниципальные образования расширяют практику работы с детьми
и привлечения их к решению городских вопросов, касающихся детей.
Рекомендации:
- Развивать навыки и способности детей к принятию решений, учить
их защите своих прав в школах и детских учреждениях дополнительного
образования.
- Разработать механизм активного привлечения детей всех возрастов
и социальных групп к выражению мнений по вопросам, касающимся
их интересов в школах, интернатных учреждениях, в клубах по месту
жительства.
- Развивать институт уполномоченных по правам ребенка в городах,
муниципалитетах, в школах и других детских учреждениях.
Заключение
Положение детей в России улучшается, но вопросы социальной
исключенности все еще стоят очень остро. Доклад "Анализ положения
детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей"
- это предпринятая Независимым институтом социальной политики и
Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) попытка внести вклад в общенациональное
обсуждение этих вопросов.
Основные выводы:
- Необходимо разработать и принять Национальный план действий
в интересах детей, в первую очередь наиболее уязвимых групп.
- Необходимо совершенствовать мониторинг положения детей:
- уделять особое внимание детям из бедных семей, детям с инвалидностью,
детям, оставшимся без попечения родителей, детям мигрантов;
- проводить мониторинг эффективности расходования средств
на детей;
- внедрить систему мониторинга развития процесса участия
детей в принятии решений, особенно детей из уязвимых групп.
|